Ее спонтанно складывавшаяся карьера теперь выглядит широкой и прямой дорогой к настоящему всенародному успеху. Девушка из интеллигентной семьи, окончившая школу в Будапеште, учившаяся в МГУ истории зарубежной философии (и потом учившая других – подумать только, но ее студентка Юлия Бордовских выглядит ничуть не моложе Ирины) и игравшая в легендарном теперь университетском студенческом театре вместе с Валдисом Пельшем и Алексеем Кортневым. Кортнев был первым мужем Богушевской, и первые свои песни она записала именно с группой «Несчастный случай». Богушевская была ди-джеем на радио, телеведущей, актрисой. Казалось, она просто девушка, занимающаяся чем придется, но все это время Ирина последовательно, шаг за шагом шла к одной-единственной цели – петь свои песни и занять такое положение на русской поп-сцене, которое соответствовало бы масштабу ее дарования и мастерства.
А масштаб таков, что Богушевскую побаивалась даже Алла Пугачева. Первый альбом Ирины «Книга песен» вышел в девяносто шестом. Пресса эту пластинку практически не заметила, но тираж разошелся в считанные месяцы. Это была одна из лучших работ за всю историю русской поп-музыки – она стоит в одном ряду с «Зеркалом души» Пугачевой, «Русским альбомом» Агузаровой, первыми двумя альбомами Земфиры. Эти работы – совершенно разные, но все они оказали огромное влияние на своих слушателей и все остались в истории. Когда несколько лет назад «Книгу песен» переиздали, ее снова расхватали как горячие пирожки. Думаю, этот альбом будут слушать всегда и он никогда не устареет. Он близок к совершенству.
К этому совершенству Богушевская шла через немалые препятствия. Кажется, высшие силы все время испытывают эту женщину на прочность: в девяносто третьем она получает Гран-при на конкурсе актерской песни имени Андрея Миронова – и в том же году попадает в серьезную автокатастрофу, на долгое время лишившую ее возможности работать. В 1995-м участвует в конкурсе «Ялта-Москва-Транзит» (это был трансформировавшийся после распада СССР конкурс «Юрмала») и близка к победе – но тут у Ирины умирает мама, и певица вынуждена выйти из конкурса. В 1996 году «Книга песен» - и полное молчание прессы, отсутствие интереса со стороны шоу-бизнеса. В 2000 году некий богатый поклонник певицы оплачивает ей запись нового альбома «Легкие люди» - Ирина пытается сделать его более подходящим для формата русских радиостанций, а в результате и альбом получается неудачным, и радиостанции его не берут. Ситуация анекдотическая – красивейшая женщина, артистично исполняющая отличные песни собственного сочинения высоким, вынимающим душу голосом, находится абсолютно вне медиа. Богушевской нет ни на радио, ни на телевидении, ни в прессе. Ее как будто бы вовсе нет – между тем в какой город ни приедет певица, она непременно собирает полные (не просто полные, а переполненные) залы, все, кто хотя бы раз видел ее выступление, становятся ее верными поклонниками, а на ее сайте, созданном знаменитым дизайнером Алексеем Соловьевым, сотнями множится один и тот же вопрос: почему нет телевидения? Почему нет радио? Почему вы до сих пор не заслуженная артистка страны?
Любовь публики, существующая вопреки молчанию медиа, все эти годы поддерживала Богушевскую. И когда она записывала свой последний альбом «Нежные вещи», она решила больше не заигрывать с радиостанциями. В результате песен Ирины на радио как не было, так и нет, зато альбом вышел великолепным и, что интересно, получил широкую прессу. «Нежные вещи» были презентованы во МХАТе в январе этого года – Богушевская впервые выступала перед столь большим залом. И снова ни одного свободного кресла, и снова все проходы забиты зрителями, невесть как проникшими в зал. Но на сей раз были и отличия – наружная реклама по городу и съемочная группа Первого канала в зале. Вскоре фильм о Богушевской, преодолевающей удары и лишения, но продолжающей заниматься своим делом, выходит на главном телеканале страны. А еще спустя некоторое время Ирина, сама тому не веря, сообщает, что даст концерт в Кремле.
«Когда в России станут слушать Ирину Богушевскую, это будет означать, что произошла культурная революция», - сказал однажды Артемий Троицкий. Это было произнесено в середине девяностых, и теперь уже понятно, что никакой революции не произойдет. Богушевская добралась до Кремлевского зала к своим сорока годам не революционным, а эволюционным путем. Ее песни за это время не стали хуже – они стали отстраненнее. Ирина Александровна перестала петь о войне, о Москве, о душевных метаниях и переживаниях. Теперь она поет о солнечных берегах далеких стран, о набегающих волнах, о нежности и тишине. А о чем еще петь матери двоих детей, прошедшей путь к славе куда как более долгий и сложный, чем даже у Аллы Пугачевой?
Конечно, очень трудно представить себе, что на ее концерт в Кремлевский дворец придут шесть тысяч человек. Уж больно велико это число, а столичная публика пресыщена и пассивна. К тому же за десять дней до Богушевской в Кремле выступает не кто-нибудь, а австралийская певица Натали Имбрулья, актуальная поп-звезда мирового уровня. Но все же хочется верить, что двадцать шестого ноября в Кремле будет полный зал – потому что певиц много, а Богушевская одна. И, кажется, мы вплотную подошли к тому моменту, когда этот простой факт наконец поймет не только публика, но и медиа.
Алла Пугачева шла к своему успеху семь лет. Земфира взлетела на самую вершину за несколько месяцев. Ирина Богушевская упорно преодолевает свой путь вот уже более пятнадцати лет, и пока еще трудно сказать, станет ли она звездой в общепринятом, медийном понимании этого слова. Звездой с лицом на обложках телегайдов, звездой, участвующей в телевизионных ток-шоу, звездой, о которой пишут в светских хрониках.
С другой стороны, может, не так уж это и важно. Ведь фактически Богушевская давно уже самая настоящая народная звезда – тиражи ее альбомов полностью раскуплены, на ее концертах (правда, в достаточно камерных залах) всегда аншлаги, а проходя мимо билбордов с рекламой ее кремлевского концерта, никто не спрашивает недоуменно: «Кто это?»
С днем рождения, Ирина Александровна. И удачи.