Детство
Александр Лыков родился и вырос в поселке Рахья под Питером. Жил он без отца. Бабушка работала в столовой, а мама – кладовщицей на «ЛОМО», поэтому маленькому Саше с ранних лет приходилось оставаться дома одному.
В детстве Саша был очень непоседливым мальчиком, что и привело к тому, что однажды он упал с горки и получил травму позвоночника. В итоге мальчика поставили на врачебный учет.
Когда врачи объявили, что он уже почти инвалид, Саша стал самостоятельно заниматься физическими упражнениями для спины. И это помогло. Впоследствии он даже занимался карате и биатлоном.
Учеба в ЛГИТМиК
После школы Александр Лыков получил образование строителя, и только после этого поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), где ему довелось учиться на курсе В. В. Петрова.
На вступительных экзаменах в театральный институт Александр Лыков познакомился со своей будущей женой. Алла Господенко приехала поступать в ЛГИТМиК в том же году, что и Лыков. Однако в отличие от Александра она не прошла по конкурсу. Девушка осталась в Ленинграде, чтобы готовиться к поступлению на следующий год. Все это время Александр и Алла встречались, а следующей осенью поженились.
В годы учебы Александр вовсе не отличался примерным нравом. Он признается, что вместе с товарищами вел разгульную жизнь, следствием чего явилось аж 18 приводов в милицию! Тем не менее, институт Александр все же благополучно окончил.
Стройбат
В 1984 году Александр окончил институт и должен был попасть в театр имени Ленсовета. Дело в том, что руководитель театра Игорь Петрович Владимиров приметил талантливого студента еще в годы его учебы. Только попасть сразу в театр Александру не удалось – его призвали в армию.
Александру откровенно не повезло – служить ему довелось на Севере в стройбате. Он вспоминает: «Я служил в армии в стройбате. Туда призывали ребят из Узбекистана, Грузии, Туркмении, Чечни - все они сбивались в землячества. Что касается русских - треть, среди них были зэки. Те, которые сели по малолетству, поэтому в остальные войска их не брали. А я уже был артистом, заканчивал театральный вуз, меня пригласили в Театр Ленсовета. Мое пребывание в армии было равносильно жизни на зоне…»
Скитания по театрам
Отслужив год и семь месяцев, Александр Лыков вернулся в Питер, и в 1985 году был принят в Театр им. Ленсовета. Жена Алла в то время заканчивала театральный. Молодой семье пришлось нелегко. Один за другим у них родились дочь Катя и сын Матвей. С двумя детьми Лыковы сначала скитались по квартирам, потом переехали в коммуналку, затем – в однокомнатную квартирку.
В 1989 году Александр Лыков после трех лет работы в Театре Ленсовета ушел в Ленинградский ТЮЗ. Но и там актер долго не задержался, - в 1991 году он покинул труппу. Затем была работа в театре Ленинского комсомола, театре на Литейном и, наконец, с 1994 года - в театре «Территория».
В чем же причина постоянных метаний Александра? Сам он признается, что хотя каждый раз поводы были разными, но основная причина была одна – просто в определенный момент ему становилось скучно и тоскливо работать в труппе…
Кино. Первые роли
В кино Александр Лыков начал сниматься с 1989 года. И хотя первоначально это были небольшие роли, главное это то, что молодому актеру посчастливилось сниматься у настоящих мастеров – у Иосифа Хейфица в драме «Бродячий автобус» и у Наума Бирмана в драме «Сирано Де Бержерак».
Вскоре у Александра Лыкова начался и роман с телевидением. После съемок в картине «Бакенбарды», режиссер Юрий Мамин пригласил актера в телепроект «Хамелеон». Александр Лыков вспоминает: «Смешная, забавная была у него программа: разные персонажи, костюмы... Мне очень нравится играть масками, обожаю такие штуки».
Тем временем Лыков продолжал активно сниматься в кино. Вслед за ролями второго плана пришли и главные. Многие зрители запомнили Александра по интересной роли в картине «Разборчивый жених» (1993), где его герой метался между любимыми девушками…
Казанова
В середине 90-х ситуация в российском кинематографе стала складываться не в лучшую сторону. Ролей предлагалось мало, и Лыкову, как и многим другим актерам, приходилось буквально выживать.
В этот непростой период его пригласили в сериал «Улицы разбитых фонарей» (по произведениям писателя Андрея Кивинова). Как известно, Александр Лыков с детства не питал особых симпатий к милиции, а тут ему предложили одну из главных ролей – оперативника Казанцева по прозвищу Казанова. Почему же он согласился? Сам актер объясняет, что ему просто захотелось побыть в шкуре тех людей, которых он считал, по его собственному выражению, «козлами».
Неожиданно Александр Лыков открыл для себя милицию совершенно с другой стороны. Он рассказывает: «Еще до начала съемок сериала Андрей Кивинов познакомил меня с прототипом моего героя Малиной. С ним и его товарищами съездили на задание. Отличные ребята. Как я понял, в «убойный» отдел включали неугодных начальству людей, приличных, со своим восприятием жизни».
Александр признается, что первоначально он (как и другие актеры) отнесся к съемкам в сериале как к обычной халтуре. Однако затем роль его затянула, стала интересней. Герой Лыкова вносил в сериал особый колорит своей хулиганистостью, напористостью, разумной нагловатостью и любвеобильностью. И этим он буквально покорил зрительскую аудиторию, особенно женскую ее половину. Действительно, его мужскому обаянию невозможно было сопротивляться…
Уход из «Ментов»
В определенный момент герои «Ментов» стали настолько популярны в народе, что актеров стали прочно ассоциировать с их персонажами. Такая ситуация всегда имеет две стороны. С одной – популярность и зрительская любовь. С другой стороны – есть большая вероятность стать заложником одного образа. Становиться же «актером одной роли» в планы Александра Лыкова никак не входило.
К тому же со временем сам сериал изменялся не в лучшую сторону. Первые серии снимались по произведениям Андрея Кивинова, но постепенно материал закончился. Испытывая дефицит новых идей, сценаристы стали повторяться.
Все это привело к тому, что Александр Лыков принял решение уйти из сериала. Не каждый отважился бы на такой шаг - оставить гарантированный заработок, роль, приносящую всенародную славу. Но он решился и оказался прав.
На некоторое время актер выпал из внимания зрителей. И это не удивительно, - надо было ломать устоявшийся образ Казановы, доказывать, что способен на совершенно противоположные роли. Первоначально приходилось довольствоваться небольшими ролями в сериалах «Агент национальной безопасности» (уголовник по кличке Нос), «Бандитский Петербург», «Танцор»…
Зато именно в этот момент актер неожиданно появился на огромной сцене «Балтийского дома» как Воланд в спектакле «Мастер и Маргарита» знаменитого литовского режиссера Йонаса Вайткуса. И это - после десятилетнего отсутствия на театральных подмостках! Лыков сыграл замечательно, хотя потом, как человек глубоко верующий, раскаивался в этом своем решении.
После «Мастера и Маргариты» Александр с блеском сыграл в моноспектакле «Я, Он, Она, Не Я», поставленном режиссером Алексеем Янковским по пьесе Клима. Моноспектакль, в котором он полтора часа, не уходя со сцены, говорит о жизни и смерти, Боге, мужчине и женщине, любви. Это стоило услышать!
После этих постановок зрители увидели новую сценическую версию спектакля «Активная сторона бесконечности» по мотивам произведений Карло Кастанеды…
В новом качестве
Такой актер, как Александр Лыков не мог долго оставаться невостребованным в кинематографе. Уже вскоре он появился совершенно в неожиданной для себя роли писателя Мережковского в картине Кирилла Серебренникова «Дневник убийцы». А его работа в блокбастере «Турецкий гамбит» и вовсе стала триумфом. Александр Лыков потрясающе сыграл робкого, нерешительного капитана Перепелкина в конце фильма неожиданно превращающегося в хладнокровного, безжалостного турецкого шпиона Анвара.
Начал актер осваивать и совершенно новый для себя жанр – комедию. Так в украинской картине «Кушать подано, или Осторожно, любовь!» (2006) Лыков сыграл очень забавного персонажа - влюбленного Паганеля.
В том же 2006 году Александр Лыков снялся в главной роли в 24-серийном телевизионном фильме «Полонез Кречинского» по пьесам Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина».
На сегодняшний момент уже можно с полным основанием говорить о богатом разнообразии таланта актера.
Личная жизнь
Александр Лыков честно признается, что в семейной жизни у них с Аллой случалось всякое. Были и ссоры, и романы на стороне, и только большая любовь друг к другу помогла сохранить их семью. Со временем Александр пришел к твердому убеждению: «Женщина, которая встретилась тебе на твоем жизненном пути, и с которой ты заключил брак, - это твоя женщина. Один раз - и на всю жизнь».
Дети Лыковых уже выросли, но по стопам родителей не пошли. Дочь Катя вышла замуж. Сын Матвей учится на инязе в Петербургском университете.