Александр Малюков |
Наш сегодняшний гость — Александр Малюков, также известный как САМ. Александр является создателем международного союза интернет-деятелей «ЕЖЕ».
Это некоммерческая структура, построенная исключительно на интернетовском методе организации людей, представляющих большинство более или менее значимых проектов в Рунете. Кроме того, Малюков является бессменным модератором одного из самых интересных — правда, приватных — комьюнити в Рунете — ЕЖЕ-листа.
С Малюковым мы беседуем о его комьюнити и о том, как Александру удается эффективно управлять этим комьюнити уже много лет, особенно учитывая тот факт, что в ЕЖЕ участвуют люди неординарные, эмоциональные и довольно именитые.
Когда и с какой целью было создано сообщество ЕЖЕ-проектов?
ЕЖЕ-движение было создано весной 1997 годаМеждународный союз интернет-деятелей «ЕЖЕ» ведет отсчет с 19-го марта 1997 года, когда впервые со страниц «Журнала.Ру» было официально заявлено о начале ЕЖЕ-движения. Цель объединения за время существования не раз модернизировалась. Изначально объединялись регулярно обновляемые проекты (ЕЖЕ-дневки, ЕЖЕ-недельки, ЕЖЕ-месячники), позднее ЕЖЕ стало проводить конкурсы, создавать гуманитарные проекты вроде Доски Позора), СпамЭпидемСтанции и галереи Физиономий русского Интернета, проводить акции поддержки (Дмитрий Скляров: Адобе против «Элкомсофт», Тьма египетская: процесс против Шогди Нагиба), помогать в создании академий, медиа-союзов и интернет-гильдий. В результате из веб-ринга, объединяющего сетевую периодику, выкристаллизовалась саморегулируемая организация.
Каким образом туда привлекались и привлекаются новые участники?
Несмотря на закрытость от посторонних, стать членом ЕЖЕ-рассылки — вовсе не так уж сложноСамый простой способ стать ЕЖЕ-ком — это подписаться на ЕЖЕ-лист, где наиболее активная часть ЕЖЕ-движения общается на сетевые и вольные темы. Новые подписчики появляются на ЕЖЕ-листе посредством кумовства (рекомендаций действующих ЕЖЕ-ков) или через «очную ставку» с модератором (заявка, отправленная на мой адрес (cam@ezhe.ru), с рассказом о том, откуда человек узнал о ЕЖЕ-листе, что от него ждет, и какие сетевые проекты у него или нее уже есть в загашнике). При подписке предпочтение отдается как сетевым профи, так и «новичкам», умеющим внятно объяснять, зачем они рвутся на ЕЖЕ-лист. Я стараюсь поддерживать некий баланс между умницами, которым есть что сказать, и внимательными, благодарными слушателями. Не забываю я и о «раздражителях» — подписчиках, которые поднимают интересные темы и вызывают на разговор широкие массы.
С какими задачами создавалась ЕЖЕ-рассылка и какие этапы она проходила?
Создавалась как некий объединяющий коленкор. Причем ЕЖЕ-лист шел довеском к скрипту, который крутил логотипы участников ЕЖЕ-движения. Позднее центр тяжести сместился в сторону ЕЖЕ-листа. Не исключено, что произошло это потому, что я вложил в него немножко души.
Насколько сложно модерировать рассылку, состоящую из довольно большого количества ярких и нередко известных личностей?
Яркость и известность чаще всего сопровождаются живым умом, хорошо подвешенным языком, тактом и обширным объемом знаний. На моей памяти каких-то особых проблем с сетевыми звездами не возникало. Сложнее всего дело обстоит с людьми обидчивыми, не очень далекими и конфликтными. Если человек не умеет общаться, не способен компактно и интересно доносить свои мысли, постоянно ищет точку для конфронтации — ему придется нелегко на ЕЖЕ-листе.
Базисные принципы модерирования не отличаются от базисных принципов человеческого общения в коллективе
ЕЖЕ-сервер |
Как бы вы сформулировали базисные принципы модерирования подобных рассылок?
Базисные принципы модерирования не отличаются от базисных принципов человеческого общения в коллективе: своими действиями я должен вызывать уважение, а своими словами желание прислушаться. Модератор не должен быть добреньким, иначе его начнут путать с обычным подписчиком, которого и послать недолго. Модератор, возомнивший себя маленьким божком — смешон и неприятен. Нюансы модерирования я когда-нибудь подробно опишу в серии статей.
Сильно ли, на ваш взгляд, отличается модерирование e-mail рассылок от модерирования форумов?
Я модерирую закрытую рассылку. Другими словами, я могу отписать подписчика, который мешает общаться остальным, могу перевести в режим чтения в случае, когда человек сам себя уже не контролирует. Если у модератора форума есть подобные механизмы, то особых различий с мейл-листом не должно быть.
Иногда трафик в ЕЖЕ-рассылке поднимается до сотни писем в день. Как вы успеваете модерировать такую емкую рассылку? Не возникало ли желание взять помощника?
Для того чтобы задавить флейм, рота солдат без надобности. Как только я чувствую, что авторы писем все дальше отходят от сути обсуждаемой темы, то наношу несколько точечных ударов — пишу письма наиболее голосистым, где предлагаю удалиться в частную переписку. Если не помогает, перевожу «ветряные мельницы» — людей, которые своими ответами не добавляют ничего нового к уже сказанному — в режим чтения. Когда я уезжаю в отпуск, меня замещает Дмитрий Леонов.
Какими основными личными качествами должен обладать модератор?
Основные качества модератора — корректность, чувство юмора, быстрота реакции, невозмутимостьК корректности и чувству юмора, следует добавить быстроту реакции и невозмутимость, по вкусу.
Как лично вы справляетесь с ситуацией, когда наказанию должен подвергнуться, к примеру, ваш близкий друг, знакомый или деловой партнер? Не влияет ли это на принятие решений?
Я старательно «развожу» живого человека Александра Малюкова и интеллектуального робота САМодератора. У САМодератора нет друзей и деловых партнеров, но есть набор формальных правил, которым он неукоснительно следует.
Что лично вам дает ЕЖЕ-рассылка, и что она, по вашему мнению, дает большинству участников?
Кроме информационной составляющей — сетевые новинки из первых рук, я постоянно обогащаю свой интеллектуальный багаж, на практике учусь риторике, журналистике и искусству человеческих отношений. Что она дает большинству участников, стоит спросить у большинства участников. Не исключено, что каждый находит на ЕЖЕ-листе свои прелести.
Наиболее эффективное средство воздействия — частное посланиеКакие средства воздействия на нарушителей правил рассылки являются
наиболее эффективными?
Частное послание. Несмотря на имеющуюся систему переводов в режим чтения и отписок, я не верю в исправление путем наказания. Если я смогу объяснить человеку, чем чревато нарушение, он или она постарается не повторить его в будущем.
Каким образом удается поддерживать закрытость рассылки — то есть запрет на форвардинг писем из нее?
Джентльменское соглашение, лежащее в основе ЕЖЕ-листа со дня основания. Это не попытка придержать весь сор в избе, а желание создать доверительную атмосферу. С этим правилом, вернее с его регулярным нарушением, связан курьезный случай. На одном сетевом проекте регулярно публиковались наши письма. В какой-то момент мне это надоело, и с Дмитрием Леоновым мы провели операцию под кодовым названием «Охота на льва». Я написал послание, стилизованное под наезд, в котором крайне нелицеприятно отзывался о владельце вышеупомянутого проекта. Каждый подписчик получил свою версию письма. Письма шли в разное время, внутри были малозаметные глазу игры с буквами (замена русских букв латинскими и наоборот), пробелами и знаками препинания. Не прошло и дня, как письмо было опубликовано, а нерадивый подписчик мгновенно опознан и отписан с ЕЖЕ-листа.
Насколько известно, под эгидой ЕЖЕ-движения функционирует еще несколько рассылок: eBanners, NEBO, NetArt. Не могли бы вы рассказать подробнее, что они собой представляют?
eBanners — это прямой наследник популярного сетевого листа «Баннерс». Модерирует его Алексей Ковалев. Мейл-лист просвещен различным аспектам сетевой рекламы. Этим же аспектами занимается мейл-лист NEBO. В отличие от eBanners, NEBO — закрытый мейл-лист, где подписка и отписка идет через модератора — Руслана Курепина. NetArt модерирует сетевой художник Даня Васильев, на мейл-листе идет обсуждение насущных проблем сетевого искусства.
И последнее. Рассказывать о мейл-листах, на мой взгляд, все одно что показывать еду на пальцах. Я бы посоветовал, тем, кому их тематика близка, подписаться, осмотреться, если не придется по вкусу, отписаться.
Александр, большое спасибо за то, что нашли время ответить на наши вопросы.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru