Родился 16.4.1889 в Лондоне, умер 25.12.1977 в Веве (Швейцария). Нет в мировом кинематографе другого актера, слава которого была бы столь же велика и продолжительна. Почти полвека появлялся Чарли Чаплин на экране, вызывая восторг зрителей и критики. За это время взошли и погасли тысячи других звезд, а он продолжал оставаться любимцем публики. В чем же секрет этой непреходящей популярности?
Ответ на этот вопрос далеко не однозначен. Здесь и огромное актерское мастерство, и безукоризненное владение искусством смешного, и удивительное умение соединять комическое с трагическим. Главное же, что всегда обеспечивало ему успех, это — любовь к людям, получившая зримое воплощение в созданном им образе Чарли, — маленького, нищего человечка с большим сердцем и добрыми грустными глазами.
Этот персонаж хорошо знаком актеру: ведь он сам вышел из гущи народной, в детстве познав всю тяжесть полуголодного существования. Рано оставшись без отца, он еще ребенком начал выступать на сцене. А когда ему исполнилось 18, был принят в пантомимическую труппу Фреда Карно, с которым в 1913 г. и приехал на гастроли в США.
Год спустя двадцатипятилетний актер дебютировал на экране в фильме студии Мака Сеннета «Зарабатывая на жизнь». Но лишь имея за плечами уже почти десяток коротких лент («Детские автогонки в Венисе», 1914; «Между двумя ливнями» , 1914; «Лучший жилец» , 1914 и др.) Чарли Чаплин, наконец, нашел постоянный, столь полюбившийся зрителям образ Чарли Чаплина: непомерно широкие штаны и пиджачок в обтяжку, слишком большие, загибающиеся носами вверх разбитые ботинки, усики, котелок и тросточка. Из фильма в фильм (а их только в 1914 г. вышло 34) этот бродяга, старавшийся казаться джентльменом, бегал, падал, кувыркался, швырял торты с кремом и получал ответные прямо в лицо, словом, использовал всем известные приемы клоунады и фарса. Во многом ему тут помогало его театральное прошлое: большинство трюков было заимствовано из английской пантомимы. («Его новая профессия» , 1914; «Ночь напролет» , 1915; «Бродяга» , 1915; «Женщина» , 1915 и др.). Однако уже в «Банке» (1915) зрителей поразил грустный взгляд одинокого героя, а в «Иммигранте» (1917) появились первые приметы столкновения Чарли с враждебной действительностью.
В полную силу эти тенденции проявились в 20—30-е годы, когда Чарли Чаплин основал собственную киностудию и начал выпускать полнометражные картины, где он был уже не только актером, но и сценаристом, режиссером, композитором. Успехом пользовался теплый и человечный «Малыш» (1921), где вечный бродяга Чарли выступил в роли заботливого отца, приютившего брошенного родителями мальчика (Дж. Кутан). Едко сатиричен образ беглого каторжника, созданный им в «Пилигриме» (1923). Пародиен одинокий золотоискатель в «Золотой лихорадке» (1925), которому, как и положено в голливудских мелодрамах, в финале улыбнулась удача, приведя его «от лохмотьев к богатству». «Танец булочек» на вилках, который актер исполнял, сидя за столиком, пользовался таким огромным успехом, что в оригинальном варианте картины Чарли Чаплин повторил его дважды.
Вскоре после выхода в свет этой ленты, вошедшей в десятку лучших фильмов всех времен, разразился скандал, которых в чаплинской биографии было довольно много. Несмотря на небольшой рост и «немужественный» облик, Чарли Чаплин пользовался огромным успехом у женщин. К тому же падкая на сенсации пресса сознательно раздувала его любовные истории и крах законных браков. Первый шум она подняла при расставании актера с актрисой Милдред Гаррис. Но, получив крупное отступное, она отпустила его с миром. Развод же с матерью своих двух сыновей, бездарной статисткой Литой Грей, чуть не стоил актеру карьеры в кино.
Горечь, появившаяся у Чаплина после этой истории, отразилась в эксцентрической комедии «Цирк» (1928), где метафорическая сценка — маленькие злые обезьянки терзают идущего по канату Чарли — говорит о том, что актер не простил эту травлю американскому обществу. И хотя это был не лучший фильм Чаплина 20-х гг., он получил специального «Оскара» за «гениальность сценария, актерского мастерства, режиссуры и продюсерства».
Вершиной творчества Чарли Чаплина и найденного им стиля — переплетения причудливой эксцентрики, грустного лиризма и острой сатиры — стал его первый звуковой — только музыкальное сопровождение — фильм «Огни города» (1931, в нашем прокате — «Огни большого города»). История любви безработного бродяги к слепой цветочнице (Вирджиния Черрил) терпит крах, и в глазах понимающего это Чарли — грусть и отчаяние, которые он тщетно пытается скрыть робкой улыбкой. Эта линия все время перемежается «дружбой» героя с пьяницей-миллионером, показанной в откровенно сатирическом ключе.
Голос Чарли Чаплина зрители впервые услышали лишь в «Новых временах» (1936), где он поет на каком-то непонятном языке лирическую песенку. Но мимика и движения актера столь выразительны, что публика легко улавливает смысл грустного рассказа о том, как толстый франт соблазнил девушку фальшивым колечком. Принципиальным новаторством было и то, что здесь герой борется за свое право на жизнь и счастье не в одиночку, а с девушкой. (Полет Годдар, исполнявшая эту роль, скоро стала третьей женой Чаплина.) В двух этих фильмах комический образ обаятельного маленького бродяги немого периода перерастает в глубоко драматичный. Его душевная чистота и доброта противостоят и тупому равнодушию богачей, и грубости всесильной полиции, и бесчеловечности конвейерного производства.
В 1940-м выходит в свет «Великий диктатор», в котором помимо своей традиционной роли «маленького человека», на сей раз еврея-парикмахера, актер играет еще и фашистского главаря Аденоида Хинкеля, даже внешне похожего на Гитлера. Удивительна его пластика, особенно в сцене игры с глобусом. Этот политический памфлет ярко отразил гражданскую позицию своего создателя, талантливо, лишь ему присущими средствами, разоблачившего человеконенавистническую сущность фашизма. Премия нью-йоркских критиков за лучшую актерскую работу увенчала этот нелегкий, но столь необходимый в то время людям труд.
Послевоенный фильм Чарли Чаплина «Мсье Верду (1947) снова показал столкновение маленького человека с обществом, но уже не в образе Чарли. (В основу картины была положена реальная история француза Ландрю, убивавшего женщин ради наживы.) Здесь же этой истории был придан социальный подтекст: оставшийся без работы в годы кризиса банковский служащий таким оригинальным способом кормил свою семью. Необычность материала вызвала в США яростную кампанию против этой ленты, ее создателя снова упрекали во всех смертных грехах — политических и моральных. Тогда он навсегда уехал из Америки, поселившись в Швейцарии вместе с Уной — дочерью знаменитого драматурга Юджина 0'Нила, на которой женился в 1943 г. после мирного развода с Полет, — и многочисленными детьми. Студию же арендовал в Англии.
Фильм «Огни рампы» (1952), где снимались не только члены его семьи, но и многие сподвижники молодости, в частности, Бестер Китон и Эдна Первиэнс, постоянная партнерша Чаплина с 1915 по 1923 гг. — история последней любви клоуна Кал-веро, во многом автобиографична. И хотя актер снова добился здесь удивительной смеси лиризма и комизма, картина сильно уступала его лучшим творениям. Как, впрочем, и откровенно злая сатира на Америку «Король в Нью-Йорке» (1957). Мелодрама же «Графиня из Гонконга» (1967), где актер появился в крохотной роли пароходного стюарда, оказалась явным провалом. Больше актер в кино не снимался...
Гений Чарли Чаплина оказал глубокое влияние на развитие мирового кинематографа, хотя равных ему там так и не появилось. Фигура этого удивительного мастера по-прежнему стоит особняком. В 1954 г. он был награжден советской Международной премией Мира. В 1972 г. удостоен специального «Оскара» и в том же году получил Золотой приз МКФ в Венеции за свое творчество. В 1992 г. Р. Аттенборо поставил фильм «Чаплин», где заглавную роль исполнил Роберт Дауни-млад-ший.
Фильмография: «Необыкновенно затруднительное положение Мейбл» , 1914; «Джонни в кино», 1914; «Танго-путаница» , 1914; «Его любимое времяпрепровождение» , 1914; «Жестокая, жестокая любовь» , 1914; «Мейбл за рулем» , 1914; «Двадцать минут любви» , 1914; «Застигнутый в кабаре», 1914; «Застигнутый в дождь» , 1914; «Деловой день», 1914; «Роковой молоток» , 1914; «Ее друг бандит» , 1914; «Нокаут» , 1914; «Деловой день Мейбл» , 1914; «Семейная жизнь Мейбл», 1914; «Веселящий газ» , 1914; «Реквизитор» , 1914; «Лицо на полу бара» , 1914; «Отпуск», 1914; «Маскарадная маска» , 1914; «Транжиры» , 1914; «Новый привратник» , 1914; «Эти муки любви» , 1914; «Тесто и динамит» , 1914; «Невозмутимый джентльмен», 1914; «Его музыкальная карьера» , 1914; «Его место свиданий» , 1914; «Прерванный роман Тилли» , 1914; «Состоявшееся знакомство» , 1914; «Его доисторическое прошлое» , 1914; «Его новая работа» , 1915; «Чемпион» , 1915; «В парке», 1915; «Бегство в автомобиле» , 1915; «У моря», 1915; «Работа» , 1915; «Завербованный» , 1915; «Вечер в мюзик-холле» , 1915; «Кармен» , 1915; «Полиция», 1916; «Тройное беспокойство» , 1916; «Обозрение творчества Чаплина в фирме «Эссеней», 1916; «Контролер универмага», 1916; «Пожарный», 1916; «Скиталец», 1916; «В час ночи», 1916; «Лавка ростовщика», 1916; «За кулисами экрана», 1916; «Тихая улица», 1917; «Искатель приключений» , 1917; «Собачья жизнь» , 1918; «Облигация», 1918; «На плечо!», 1918; «Солнечная сторона» , 1919; «День развлечений» , 1919; «Праздный класс» , 1921; «День получки» , 1922; «Парижанка» , 1923.