«Оловянный ужас на лице,
Голова не держится совсем.
Ходит сажа, вакса семенит,
И тихонько Чаплин говорит…»
Осип Мандельштам
Огромные ботинки. Котелок и тросточка. Усы в форме обувной щетки. Ни одному актеру, если он не гений, не удастся создать бессмертный образ при помощи таких ничтожных вещей.
Но даже просто гением быть недостаточно. Нужно быть Чарли Чаплиным.
Чарли Чаплин - человек-легенда. В век компьютеров и немыслимых спецэффектов его черно-белые немые фильмы, давным-давно ставшие классикой кинематографа, впечатляют так, как никогда не впечатлит самый навороченный голливудский блокбастер.
Фильмы Чарли Чаплина совершенно особенные. Он выступал в роли сценариста, режиссера, актера (играя порой не одну роль в картине) и композитора одновременно. Наверное, именно эта безумная любовь к своему делу в сочетании с безграничным универсальным талантом Чарли сделала его фильмы поистине бессмертными. Они до сих пор заставляют зрителя смеяться и плакать, позволяют взглянуть другими глазами на мелкие жизненные неурядицы и, подобно герою Чаплина — Бродяге, не сдаваться и не унывать.
Чарльз Спенсер Чаплин родился в 1889 году в Лондоне. Его родители были артистами мюзик-холла. Этим фактом предрешилась судьба Чарли. Уже в семь лет он пел и танцевал на сцене. Детство Чарли Чаплина было нищим, голодным и жестоким, в соответствии с царящими тогда временами. Пережитое в эти годы впоследствии легло в основу его будущих гениальных комедий.
Он ушел из дома в шестнадцать лет и устроился работать в безымянном театре. Вскоре его позвали в известную труппу пантомимы Карно. Именно здесь он в совершенстве овладел искусством пантомимы, пластики и выразительности движений. Дар импровизации и меткие бытовые зарисовки обеспечили успех Чаплина в Англии и во время американских гастролей 1910-1912 годов.
В 1913 году, во время гастролей труппы в Америке, молодого артиста заметил продюсер Мак Сеннет и предложил ему контракт с кинокомпанией «Кистоун». Первым фильмом Чаплина стала комическая лента «Зарабатывая на жизнь» (1914), а в фильме «Детские автогонки в Венеции» (1914) он впервые появился в своем вскоре ставшем для него традиционном облике. Исполняя роли хлыщеватых мерзавцев в лентах того периода, Чарли присматривался к работе сеннетовских режиссеров, анализируя характерные черты американской комической школы и системы комедийных масок, основанных на несоответствии жизненной роли персонажа и его внешности.
Появившись в 12 лентах, снятых под руководством Сеннета, в 1914-ом году Чаплин самостоятельно снимает комедию «Застигнутый дождем».
В 1915 Чарльз Чаплин уходит в фирму «Эссеней», где в поставленных им по собственным сценариям фильмах постепенно возникает образ бродяги Чарли.
Завоевав в комедиях Сеннета невиданную популярность, Чаплин не сразу преодолевает инерцию бездумной эксцентриады. Все же материал его лент приближается к реальной жизни, а условные персонажи приобретают черты реальных людей, переживающих подлинные радости и горести. В фильмах «Бродяга» (1915), «Завербованный» (1915) и «Банк» (1915) новый внешний облик героя-оборванца соответствует его человеческой сущности и социальному положению - одинокого и беззащитного аутсайдера, отвергнутого миром.
В 1916 Чарльз Чаплин подписывает контракт с фирмой «Мьючуэл», обеспечив себе творческий контроль и право снимать не более 12 фильмов в год. В его картинах «Тихая улица» (1917), «Иммигрант» (1917) «Собачья жизнь» (1918), «На плечо» (1918) совершается эволюция образа маленького человека, олицетворяющего бесправный мир обездоленных, которому противостоят богатство, насилие и лицемерие современной цивилизации.
В каждой новой работе Чарли Чаплина усиливается драматический конфликт между добром и злом, бедностью и богатством, справедливостью и «общественным порядком». Драматизм уравновешивает эксцентриаду, смеху сопутствуют слезы, как, например, в фильмах «Малыш» (1921) и «Пилигрим» (1923).
Чаплин всегда стремился к полной независимости и в 1923 году основал «Чарльз С. Чаплин Филм Корпорейшен». Необходимость этого шага подтвердили проблемы с прокатом драмы «Парижанка» (1923), направленной против ханжества и аморальности консервативного общества.
В последующих фильмах Чарльза Чаплина 20-х годов, таких как «Золотая лихорадка» (1925) и «Цирк» (1928), его актерское мастерство и режиссерская постановка демонстрируют зрелый талант художника, подчинившего свой комедийный дар и выразительные возможности жанра высокой цели осмысления и выражения трагических конфликтов века материального прогресса и духовного одичания.
В 30-е годы осознание бесплодности усилий «одинокого искателя» в фильмах «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1936) стало кульминацией темы маленького человека, прологом к неизбежному протесту и эволюции героя, который вырос из маски Чарли. Эта эволюция отражена в блистательном антифашистском фарсе «Великий диктатор» (1940), который сделал Чарли Чаплина персоной нон-грата в Германии. Здесь Чаплин предстает в двух образах – еврея-парикмахера и диктатора Хинкеля. Картина взывала к человечности и к борьбе с насилием. Гитлера этот фильм сильно задел за то живое, что в нем было. С тех пор фашисты явственно узрели в лице Чарли еврейские черты. «Я не еврей, во мне нет ни капли еврейской крови. Но если бы я им был, то не подумал бы скрывать этот факт. Я бы гордился этим», - заявил в ответ Чаплин.
В 1947 году Чаплин снимает пессимистический философский этюд «Мсье Верду», впервые показав поражение маленького человека.
Отъезд Чаплина в Европу в 1952 году совпал с выходом на экраны еще одной этапной в творчестве выдающегося художника ленты – «Огней рампы» (1952), внешне - мелодрамы, а по сути - философской повести о жизни и смерти.
Приехав в Европу, Чарли Чаплин поселился в Швейцарии, в городе Вев, где и прожил до конца жизни. Впоследствии в Великобритании он поставил еще два своих фильма - эксцентрическую сатиру «Король в Нью–Йорке» и романтическую комедию «Графиня из Гонконга». Последняя разочаровала его поклонников тем, что была мало похожа на прежние произведения маэстро.
Уроженец Англии Сэр Чарли Чаплин тихо скончался в Рождественский день 1977 года в Швейцарии. Обладатель двух «Оскаров», он был женат четыре раза и являлся отцом 11-ти детей. 1975 году Королева Елизавета II посвятила его в рыцари. Но какое дело до этого зрителю? Чаплина любят не за его успех. А за то, что он и после своей жизни вызывает слезы смеха и восторга, на что не способен современный актер или режиссер.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия