Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Музыкальное творчество » Великий магистр блюза и абстрактных истин

 

Великий магистр блюза и абстрактных истин

 

 

4 июня 2002 г. исполнилось бы 70 лет одному из крупнейших американских джазовых композиторов и аранжировщиков, а также талантливому саксофонисту Оливеру Нельсону. Он скончался в октябре 1975 г. на 44-м году жизни.

Конечно, ранняя смерть художника - вовсе не признак его гениальности, но удивляет тот факт, что многие великие джазмены редко доживают до преклонных лет.

загрузка...

 

 

В отличие от Паркера, Долфи и Колтрейна Оливер Нельсон не был новатором, но поражают объем и художественное качество оставленного им творческого наследия.

Нельсон был одним из очень немногих людей в джазе, о которых можно сказать, что они были композиторами в полном смысле этого слова. В принципе существование композитора в импровизационном искусстве джаза довольно сомнительно. Авторы 12- или 32-тактовых тем для импровизаций, которых именуют в джазе композиторами (даже такие гениальные, как Телониус Монк), конечно, не подпадают под это определение по той простой причине, что создание музыкальной темы в джазе - попросту естественная и составная часть импровизационного процесса. Ведь и в традиционном, и в современном джазе структура джазовой пьесы - это тема с вариациями. Композиция начинается и завершается темой. К тому же тактовая структура темы диктует структуру квадратов импровизации.

В довоенном джазе понятие 'джазовый композитор' применялось лишь к творчеству одного человека - Дюка Эллингтона. В послевоенном джазе с усложнением джазовой формы и заметным усилением влияния академической музыки в число композиторов попали Чарли Мингус, Джордж Рассел, Джон Луис, Энтони Брэкстон, Энтони Дэвис, да, пожалуй, еще Карла Блей. В любом случае джазовых композиторов, равных по масштабу дарования великим джазовым импровизаторам, - от Армстронга до Майлса Дэвиса, Паркера и Колтрейна - раз-два и обчёлся. Это редкие птицы в джазовых лесах. И вот Оливер Нельсон из их числа. Он не только автор джазовых произведений большой формы - вроде семичастной сюиты 'Афро-американские зарисовки' - но и ряд опусов камерной музыки - духового квинтета, музыки для контральто и струнного квартета и других. К тому же Нельсон, будучи уже опытным и талантливым джазовым саксофонистом, - он одинаково превосходно играл на альт- и тенор-саксофонах - получил научные степени по композиции в двух американских университетах.

Работы Нельсона значительно расширили эстетические границы джаза, углубили его музыкальное содержание, привнесли в искусство джаза новые для него выразительные средства. Однако он не был ни авангардистом, ни сторонником так называемого 'третьего течения', стремившегося сплавить джаз с музыкой академической традиции. Его джазовые композиции были всегда тональны, их ритмическая структура регулярна, музыкальные темы мелодичны, а художественный язык восходил к блюзовым корням.

Оливер Эдвард Нельсон родился 4 июня 1932 года в Сент-Луисе в негритянской музыкальной семье. С 6 лет играл на фортепиано, с 11 - на саксофоне. В 1947-48 годах юный Оливер был уже ведущим солистом в биг-бэндах Джетера Пиларса и Джорджа Хадсона. А в 1950-51 годах работал в Нью-Йорке в ансамбле Луиса Джордана. С 1954 по 1958 год изучал композицию в Вашингтонском университете, а затем в университете Линкольна в штате Миссури. После этого Нельсон возвратился в Нью-Йорк, где в конце 50-х играл в биг-бэндах Луиса Белсона и Эдди 'Локджо' Дэвиса. В 1961 году его берет в свой оркестр Дюк Эллингтон. Одновременно Нельсон руководит собственными ансамблями разных составов и записывает с ними серию альбомов. Много времени уделяет аранжировкам для биг-бэндов и композициям для своих ансамблей, в которые привлекает, в частности, таких выдающихся музыкантов, как саксофонисты Эрик Долфи и Джонни Ходжес, трубачи Кенни Дорэм и Фредди Хаббард. Именно к этому периоду относятся такие широко известные альбомы Оливера Нельсона, как 'Blues and the Abstract Truth' и 'More Blues and the Abstract Truth', а также его пластинки с участием Долфи.

С середины 60-х Нельсон значительно сокращает свои выступления и сосредоточивается главным образом на композиторской работе. К этому времени относятся и его произведения академической музыки. Тогда же он собирает и руководит большими джазовами оркестрами, с которыми записывает свои новые композиции; много работает на телевидении и в кино, начинает преподавать в музыкальных школах и консерваториях. В новых работах Оливера Нельсона всё явственнее ощущается влияние современной ему академической музыки - в частности, музыки Бартока и Стравинского - хотя влияние это никак не поколебало фундаментальную джазовую основу музыкального мышления молодого композитора и саксофониста.

В 1967 году Оливер Нельсон перебирается в Лос Анджелес, а в 69-м во главе септета отправляется на гастроли по африканским странам. В 1970-м он записывает очень успешный альбом собственных аранжировок под названием 'Black, Brown and Beautiful'. Понятно, что название этого альбома - парафраз названия эллингтоновской сюиты 'Черное, коричневое и беж'. Вообще-то влияния музыки Дюка не мог, по-видимому, избежать ни один серьезный джазовой композитор. И хотя в числе своих джазовых композиторов-фаворитов Нельсон называл лишь Гила Эванса и Джорджа Рассела, в его аранжировках для биг-бэнда заметно ощущается импрессионизм и цветокрасочность, навеянные эстетикой музыки Эллингтона. А в последний период творчества - в первой половине 70-х - наследие Дюка Нельсон уже совмещает с 'абстрактной истиной' европейской академической традиции. Как это ни печально, но приходится признать, что Оливер Нельсон еще не занял в истории джаза подобающего ему места. Похоже, он опередил свое время, и сейчас, более чем через четверть века после кончины, время его пришло.

Скончался Оливер Нельсон 28 октября 1975 года на 44-м году жизни в Лос-Анджелесе в расцвете творческих сил, замыслив создание серии сочинений крупной формы. Но и написанного и записанного им вполне достаточно, чтобы причислить замечательного музыканта к лику выдающихся мастеров современного джаза, оказавших решающее влияние на развитие джазового искусства второй половины ХХ века. Не претендуя на новаторство, Оливер Нельсон синтезировал в своей музыке достижения искусства композиции и аранжировки множества джазовых стилей и направлений, подведя художественный итог уходящим в эпоху свинга попыткам органичного соединения композиции и импровизации, - попыткам соединения письменной и устной музыкальных культур афро-американской музыки, получившей странное и до сих пор не разгаданное до конца название 'джаз'.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Великий магистр блюза и абстрактных истин":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mercedes занялся великами!

• MercedesMercedes-Benz официально объявил о скором начале продаж сразу трех моделей велосипедов под своим брендом. Надо сказать, что Mercedes и раньше выпускал двухколесные средства передвижения, но, пожалуй, еще никогда велосипеды не были настолько «навороченными». Самый простой велосипед Mercedes под названием Fitness Bike предназначен для поездок по асфальту.

» Немецкие автомобили - 2707 - читать


Land Rover Defender: Великий и ужасный

В тесте участвуют автомобили: Land Rover Defender Land Rover Defender — легендарный автомобиль. Ведь до сих пор он сохраняет основные черты и особенности первого внедорожника марки «Land Rover», показанного широкой публике (даже трудно представить!) еще в 1948 году!

» Французские автомобили - 3594 - читать


Citroen C5: Великий обманщик

В тесте участвуют автомобили: Citroen C5 Посмотреть другие фото (6) Исчезновение поезда и полеты Копперфильда можно назвать детскими забавами на фоне фокусов из арсенала "Ситроена-С5". Настоящий "Ситроен" Уже первое появление на сцене французского мага вызывает оживление в зале. "Усищи-то, что у гусара!" - охает дама из партера. "А глаза-то навыкате, может, захворал?" -озабоченно интересуются с галерки. "Раздобрел на заморских харчах..." - зло шипят с балкона.

» Французские автомобили - 1915 - читать


Opel Corsa: Он стал великий эконом

В тесте участвуют автомобили: Opel Corsa Обновленная "Корса" изменилась внешне, стала экономичнее и… существенно дороже. Недавно в Европе по телевидению проходила такая реклама «опелевских» двигателей семейства «Экотек».

» Познавательное про авто - 2551 - читать


Дух великого магистра

— Дальше нам не проехать! Извините, мэм, пешеходная зона...

» Страны и города - 1403 - читать



Статья на тему Культура и искусство » Музыкальное творчество » Великий магистр блюза и абстрактных истин

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru