Настоящие имя и фамилия: Дино Пол Кросетти. Родился 7.6.1917 в Стенбенвилле (шт. Огайо). Жизнь Дина Мартина, предшествовавшая его артистической карьере, была весьма бурной. Смена рода деятельности свидетельствовала не столько о «поисках себя», сколько об авантюристической жилке: профессиональный боксер, успешно выигрывавший один матч за другим, неожиданно нанимается работником на сталелитейный завод, затем, послав скучное вкалывание ко всем чертям, становится карточным шулером и вдруг — ни с того, ни с сего — начинает петь.
Сперва — в различных ночных заведениях в родном городе, затем выступает с гастролями по всей стране.
Во время концертов в Атлантик-Сити в 1946 г. судьба свела его с эстрадным комиком, тоже выступавшим в ночных клубах и на радио, Джерри Льюисом. Они объединились в одном из наиболее популярных дуэтов сперва — эстрады, а с 1948 г., когда «Парамаунт» заключила с ними контракт, — и кино. В этой паре забавно-уродливый Льюис олицетворял комическое, клоунское начало, тогда как красавцу-Мартину с его сладкими сентиментальными песенками досталась романтическая роль.
Когда 10 лет и 16 фильмов спустя дуэт распался и благополучный Льюис, основавший собственную компанию, успешно выступал и в роли режиссера, и в роли продюсера, и в роли актера — чаще всего в пародийном жанре, в существование и выживание в искусстве Мартина в одиночку не поверил никто.
На то были свои резоны. Актерским талантом Мартин не блистал никогда, «плюсовал» даже в проходных эпизодах непомерно, его игра «всерьез» граничила с пародией, столь неестественной и утрированной оказывалась она. Голос у него был приятный, но небольшой. И в актерской игре и в вокальном мастерстве сказывалось отсутствие школы. Однако его всегда «вывозили» редкие внешние данные, привлекавшие сонм поклонников и — особенно — поклонниц. Прекрасная статная фигура, боксерско-оперный разворот плеч, жгуче-черные волосы, большое сходство с Грегори Пеком — а ведь Мартин еще и пел. И взирал на мир со столь привлекательным — «Наплевать мне на все!» — для женщин отношением. Стоило ли желать большего? Мартин удержался на плаву и без Льюиса; он продолжал записывать пластинки, расходившиеся большими тиражами, выступал на телевидении, снимался в кино, в том числе и в образе американского варианта Джеймса Бонда — Мэтта Хелма, возникшего на экране в конце 60-х годов; в шестидесятые же годы он присоединился и к «команде» Ф. Синатры — поговаривали, что не только в искусстве, но и в мафиозных делах — тоже. В вестерне «Рио Браво» (1958) создал образ тривиальный, но требующий известных усилий и определенного актерского мастерства — склизкое ничтожество силою обстоятельств превращенное в человека.
И все-таки мало кто принимал Мартина всерьез. Это нашло отражение в, может быть, самой значительной его кинороли в фильме «Поцелуй меня, дурачок» (1963), значительной — потому, что в ней во многом отразилась и его собственная личность, и его судьба. ...Знаменитый певец (Мартин) останавливается для заправки в крошечном городишке, где местный учитель музыки и владелец бензоколонки без устали сочиняют песенки, так и не находящие спроса. Подстроенная поломка — и вот уже певец задерживается на сутки, в течение которых с помощью мелких и крупных уловок, чреды забавных неурядиц и приключений его уламывают, пристраивая «товар». Но вот что любопытно. Этот победительный благополучный ловелас, не пропускающий ни одной юбки, привлекает женщин лишь на расстоянии, а вблизи оказывается совсем не тем, чем казался. И все они отдают предпочтение невзрачному пожилому неудачнику — учителю музыки, ибо он обладает тем, что недоставало Мартину — увы, — и на экране, и в жизни, ведь это качество не сыграть — обаянием.
Когда, с течением времени спрос на Мартина становился все меньше, у него появился преемник — Дин Пол Мартин, тоже ставший актером и певцом. Но Мартина-старшего постигла трагедия: его сын погиб в авиакатастрофе.
Фильмография: «Моя подруга Ирма», 1949; «В войне с армией», 1950; «Моя подруга Ирма отправляется на Запад», 1950; «Это мой мальчик», 1951; «Попрыгунчик», 1952; «Дорога на Бали», 1952; «На подхвате», 1952; «Мальчик на побегушках с поля для гольфа», 1953; «Деньги из дома», 1953; «Перепуганные насмерть», 1953; «Надо пережить», 1954; «Художники и натурщицы», 1955; «Слишком молод не бываешь никогда», 1955; «Голливуд или ничего», 1956; «ЮООО спален», 1956; «Соучастники», 1956; «Кое-кто примчится», 1960; «Одиннадцать Оушна», I960; «Пепе» , I960; «Кто была та дама?», I960; «Ада», 1961; «Работы-то — на одну ночь», 1961; «Дорога в Гонконг», 1962; «Кому решать?», 1962; «Песни со всего света», 1963; «Приди, сыграй на рожке», 1963; «Четыре обозначает Техас», 1963; «Кто спал в моей кровати?», 1963; «Брак на льду», 1965; «Сыновья Кэтти Элдер», 1965; «Ряд убийц», 1966; «Молчуны», 1966; «На том берегу реки — Техас», 1966; «Эмбуши», 1967; «Крутая ночка в Йерихо», 1967; «Пять ставок на одну конюшню», 1968; «Как спасти брак и разрушить свою жизнь?», 1968; «Потерпевшие кораблекрушение», 1968; «Аэропорт», 1970; «Нечто грандиозное», 1971; «Начистоту», 1973; «Мистер Рикко», 1974; «Автогонка «Пушечное ядро», 1980; «Автогонка «Пушечное ядро II», 1983.