Джеймс Вудс родился 18.4.1947 в Вернале (шт. Юта). Учился в Массачусетском технологическом институте на факультете политологии.
Джеймс Вудс рос в семье профессионального военного, да еще католика, где — хотя сам актер об этом и не говорит — вероятно, утвердилась строгая командная система и суровые моральные и прочие устои. Результатом воспитания, с одной стороны, явились блестящие успехи в учебе (высшая оценка на выпускном экзамене по английскому языку, полная стипендия технологического института), с другой — детская гиперартикуляция, т.е.
нечленораздельная речь, страхи, комплексы, неуверенность в себе. (Трудно заподозрить в подобном Джеймса Вудса, который в «Сальвадоре», 1986, изумил всех виртуозностью дикции, переплетая идеальный испанский с изящным интеллектуальным английским, в свою очередь прерывающимся смачными подзаборными выражениями. И даже был выдвинут за эту роль на «Оскара».) Успехи сперва на научном, а затем на артистическом поприще были и своеобразной попыткой преодолеть собственную некрасивость, и стремлением показать окружающим свое превосходство над ними.
Джеймс Вудс, попытав счастья в ряде внебродвейских театров, в 1972 г. дебютировал в кино одновременно в двух лентах: «Хики и Боге» и «Гости» Э.Казана. А десять лет спустя актер заявил, что, испробовав себя в более чем 125 спектаклях и фильмах, он, наконец, переходит к главным ролям...
Джеймс Вудс состоит из костей, кожи и нервов; соединившиеся в нем интеллект и моторная реактивность как будто не слишком свойственный американским актерам сплав. Но он и не очень американский актер, скорее — европейский и даже русский. Может быть, его каждый раз слишком много на экране или он вытесняет всех других или стремится навязать себя, заставить забыть о своей некрасивости, полюбить. И для этого обнажает душу.
Портрет Джеймса Вудса не будет полным, если не отметить его странную привлекательность для женщин. Магнетизм, сопряженный с отрицательным обаянием, притягивает, разумеется, не всех, но ведь ни один мужчина не может соответствовать сразу всем вкусам. И, возможно, женщин пленяет в Джеймсе Вудсе именно то, что он не придает им значения. Для него — или его героев? — женщины — вещи, он берет их походя, использует в качестве приятельниц — надо же с кем-то болтать («Такими мы были», 1973), любовниц («Однажды в Америке», 1984) или свидетельниц («Полицейский», 1988). А в большинстве фильмов с участием этого актера представительницам слабого пола не отводится даже и такой второстепенной роли («Луковое поле», 1979; «Расколотый образ», 1982 и др.). В мире параноидального эгоизма Джеймса Вудса женщинам места нет.
Ситуации, в которых почти всегда оказываются герои этого актера, обычно в драматургическом и психологическом плане яйца выеденного не стоят. В научно-фантастическом «Видеодроме» (1983) конфликт человека и машины переносится в персонаж, он превращается в живой видеоплейер, а в живот Вудса — что выглядит крайне неприятно — вставляют кассеты. В «Луковом поле» его протест против общества выплескивается в психопатическое убийство полицейских, но в тюрьме он перековывается, получает образование и превращается в некий тюремно-гомосексуальный вариант яппи. В «Полицейском», оказавшись по другую сторону закона, он преследует убийцу и садиста, прибегая чуть ли не к методам преследуемого, а в «Расколотом образе» о его герое сказано, что в детстве он, вероятно, мечтал стать преступником. В этой галерее образов особняком стоит утонченный, расчетливый гангстер из «Однажды в Америке», но остальных персонажей, не имея возможности опереться на добротную фабулу, Джеймс Вудс изображает столь эмоционально, искренне и достоверно, что они обретают объем, в них веришь, включая и обладателя пуза, поглощающего видеокассеты.