Настоящие имя и фамилия: Джоан де Бовуар Де Хэвиленд. Родилась 22.10.1917 в Токио в семье англичан, живших на Востоке. Родители скоро развелись и в 1919 г. девочки вместе с матерью уехали в США. (Второй была старшая — на год — сестра Оливия Де Хэвиленд, ставшая известной киноактрисой, с которой младшая всю жизнь соперничала: их шумные публичные ссоры часто попадали на страницы прессы.) Профессиональные навыки она получила под руководством известного режиссера Макса Рейнгардта.
Джоан не была красавицей — этакая серая мышка с неброским лицом и прямыми волосами, худенькая, неловкая, одним словом, овечка в девичьем облике, которую хотелось приласкать и защитить. Но в середине 30-х подобные героини были не в моде, а нужной броскости, умения подать себя, заставить восхищаться в ней тогда не было. После неудачного кинематографического опыта — эпизода в фильме «Дамы больше не требуются» (1935) она вернулась в театр, куда пришла в том же году, где играла в пьесе «Назовите этот день» (в ней же ее сестра блистала на экране). Там-то и заметил Джоан представитель кинофирмы «РКО-Радио», подписавшей с актрисой контракт. Взяв псевдоним Фонтейн (фамилия отчима), девушка снялась более чем в дюжине фильмов, в том числе и в «Дамочке в беде» (1937, с Ф. Астером), в образе английской аристократки. Но успеха не было.
Выйдя замуж за актера Брайана Аэрна, Джоан совсем уж было решила бросить кино, если бы не счастливый случай. На одном из голливудских обедов актрису посадили рядом с известным продюсером Дэвидом Селзником и она времени даром не теряла. К концу этого торжественного мероприятия он пригласил соседку попробоваться на роль миссис де Уинтер в «Ребекке» (1940) — первом американском фильме знаменитого английского режиссера Альфреда Хичкока.
Совсем юная девушка, вчерашняя школьница, с острыми локтями и падающими на щеки прямыми волосами, застенчивая, угловатая, молчаливая она, став женой английского аристократа, начинает борьбу с прошлым, где царит первая супруга ее мужа — красавица Ребекка. Сложный психологический процесс становления женщины, черпавшей силы в любви и одержавшей победу, актриса с помощью постановщика передала чрезвычайно убедительно. Хичкок превратил Фонтейн из «женской декорации» в прекрасную, тонкую исполнительницу, волнующая игра которой во многом способствовала усилению драматического напряжения в фильме.
Естественно, успех тотчас же породил череду подражаний. Тихой, беззащитной, женственной Джоан была и в «Подозрении» (1941) того же Хичкока, где создала многогранный образ Лайны МакКинлоу, подозревающей мужа ( Кэри Грант) в намерении совершить убийство. За эту роль она, наконец, получила «Оскара» и премию нью-йоркских кинокритиков, хотя все понимали, что это — компенсация за «Ребекку». Такой же актриса была и в «Джейн Эйр» (1944) — экранизации одноименного романа Шарлотты Бронте.
Но Джоан рвалась к иным ролям. По своему характеру она вовсе не была похожа на тех жертвенных героинь, которые стали ее амплуа с легкой руки Хичкока. Независимая, ничего не боявшаяся, Фонтейн сама водила самолет и поднималась в небо на воздушном шаре, ловила тунца и играла в гольф наравне с мужчинами. На экране ей тоже хотелось предстать победительницей, волевой женщиной. В «Любовных приключениях Сьюзен» (1945) героиня увидена глазами четырех претендентов на ее руку и сердце, то есть актрисе пришлось изобразить четырех разных дам, непохожих друг на друга. Актерски это было интересно, однако внутренняя ранимость, мягкость и женственность были утрачены. В игре начали проскальзывать фальшивые нотки. То же повторилось и в картине «Рожденная быть плохой» (1950). Поняв, что от найденного Хичкоком образа ей не уйти, Джоан вернулась к трогательным, любящим, отдававшим себя без остатка героиням и снова добилась успеха в «Письме незнакомки» Макса Оффюльса (1948), знакомом и нашим зрителям. (Продюсером картины был ее второй муж Уильям Дозье.) Несмотря на откровенно мелодраматический сюжет (женщина вспоминает о своей беззаветной любви в молодости к человеку, который ее вообще не помнит), актриса сумела стать и искренней, и подлинно драматичной. Последняя значительная работа Фонтейн в кино — «То, ради чего стоит жить» Джорджа Стивенса (1952), где Джоан была удивительно трогательна в роли актрисы-алкоголички, которую спасает представитель общества трезвости (Рей Милланд). Успех совпал с третьим замужеством звезды (снова продюсер — Коллиер Янг). С середины 60-х Фонтейн в кино не снимается. Она богата, живет в Нью-Йорке, вращается в светском обществе. Изредка появляется на Бродвее и на телевидении («Эгоисты», 1978; «Перепутья», 1986; «Хичкок: мурашки гения», 1985). Написала книгу о своей жизни: «Этот путь не был усыпан розами» (1978).
Фильмография: «Достойная улица», 1937; «Человек, который обрел себя», 1937; «Любовь непобедима», 1937; «Музыка для мадам», 1937; «Миллион к одному», 1938; «Выходной вечер служанки», 1938; «Белокурая мошенница», 1938; «Небесный великан», 1938; «Герцог из Уэст-Пойнта», 1938; «Ганга Дин», 1939; «Завоеватель», 1939; «Женщины», 1939; «Это — превыше всего», 1942; «Верная красавица», 1943; «Французов ручей», 1944; «Начиная с этого дня», 1946; «Айви», 1947; «Императорский вальс», 1948; «Поцелуями сотри кровь с моих рук», 1948; «Ты должна оставаться счастливой», 1949; «Сентябрьский роман», 1950; «Дорогая, как ты могла!», 1951; «Отелло», 1952; «Айвенго», 1952; «Ночи Декамерона», 1952; «Бегство в Танжер», 1953; «Двоеженец», 1953; «Большая ночь Казаковы», 1954; «Серенада», 1956; «По ту сторону разумного сомнения», 1956; «Остров на солнце», 1957; «Пока они плывут», 1957; «На южных морях», 1958; «Смутная улыбка», 1958; «Путешествие на дно моря», 1961; «Ночь нежна», 1962; «Ведьмы», 1966.