Сегодня мы поговорим об одном из самых прекрасных видов искусства - о музыке. Музыка близка и понятна каждому, она придает силы и дарит хорошее настроение. Почему в деловом издании - о музыке? Просто сегодня я расскажу историю успеха Джона Као - человека, чья жизнь, от бизнеса до отдыха, проходит в духе настоящего джем-сейшна. (Джем-сейшн, как известно, - самый сладостный момент для музыканта, когда, однако, требуется проявить наивысшее мастерство в технике исполнения, импровизации и умении играть в ансамбле.) Джон Као прибывает на переоборудованный склад в песчаном районе Сан-Франциско раньше всех, снимает чехол со "Стейнвея" и касается клавиш.
Сначала звучит джаз, потом появляются классические ноты. Као не знает, что последует дальше - он импровизирует. То же и в жизни: есть идея, вокруг которой постепенно образуется структура.
13 лет Као вел в Гарвардском бизнес-колледже курс (пользовавшийся огромной популярностью у слушателей), во время которого говорил о способности творить. Основное внимание он уделял тому, как применить процесс импровизации в создании и развитии предприятий. Однажды, чтобы проиллюстрировать сотрудникам компании вариант перенесения схемы джазовой импровизации в бизнес, Као пригласил в офис джазовый ансамбль.
В свободное время Као воплощает свое учение в жизнь - как в бизнесе, так и в искусстве. Он основал две небольшие биотехнологические компании, помог с финансированием нетрадиционного фильма "Секс, ложь и видео" режиссера Стивена Содерберга, а также был выдвинут на соискание премии "Tony", будучи продюсером бродвейского спектакля "Золотой ребенок" (Golden Child). В 1996 году Джона Као прославила его книга "Jamming: The Art and Discipline of Business Creativity". А еще Джон целое лето был клавишником у эксцентричного рокера Фрэнка Заппы. При этом Као получил степень доктора медицинских наук и закончил ординатуру по психиатрии.
"Это человек, который прожил 15 жизней и сейчас все их соединяет", - говорит Джерри Микальски, бывший управляющий редактор "Release 1.0", который сегодня работает с Као на его новом предприятии Idea Factory ("Фабрика идей"). В марте "Дягилев новой экономики" (так Микальски называет Као) подсчитал, что его различные доли в Интернет-предприятиях увеличили уже имеющееся состояние на 50 млн. долларов.
"Фабрика идей" расположилась в помещении бывшего склада, куда Као первым делом привез пианино. "Фабрика" дает советы по поводу изобретения различных новшеств таким гигантам, как Nissan, PricewaterhouseCoopers и United Parcel Service. И теперь, взяв за отправную точку свою "Фабрику идей", Као начал создавать несколько собственных Интернет-компаний. Настал тот момент, когда Као впервые с момента ухода из академии в 1996 году начал пробовать свои теории на рынке.
И на этом поприще самым амбициозным проектом является панъевропейское консультативное бюро под названием Escador. Открытое в феврале, Escador уже имеет офисы в Амстердаме, Лондоне; вскоре появятся шесть отделений в других городах. Между тем Као уже получил от сторонних инвесторов 40 млн. долларов из 150, необходимых для создания венчурного фонда Idea Factory Capital Partners.
Взрослые игры
Као - удивительно сдержанный по характеру сын китайских иммигрантов. Он любит ходить в светлых джинсах и черном пуловере. Два года назад он арендовал на 10 лет помещение площадью 500 кв. метров. Тогда Као еще не знал, как его использовать, но ему "внутренний голос подсказал, что однажды здесь появится очень интересная компания".
Золотое правило Джона Као: главным элементом любой импровизации является вера в то, что обязательно случится что-то невероятное.
Сегодня помещение бывшего склада представляет собой гибрид киносцены и игровой площадки. Здесь с возвышающихся треножников светят юпитеры, применяемые во время импровизаций клиентов "Фабрики идей". В углу стоит стол для игры в пул, рядом с ним - песочницы, которые недавно использовали руководители UPS для разыгрывания стратегических идей. И сколько же стоит это "копание в песочнице"? В зависимости от собственной прихоти, Као может отказаться взимать с клиента плату за услуги - в том случае, если он видит хорошую перспективу совместного предприятия для "Фабрики идей". Обычно же Као оценивает свои услуги шестизначными цифрами.
В созданной Као вселенной живут и работают самые разные яркие личности. Например, бывший главный конструктор Xerox Арнольд Вассерман, помощник декана Йельской школы драмы Бенджамин Мордекаи, венчурный капиталист Уильям Таи.
В середине марта этого года "Фабрику идей" посетил отряд бывших израильских летчиков-истребителей. Их компания Rt-Set (Нью-Йорк) использует израильскую технологию, имитирующую полет, для создания путем цифровой анимации сред, способных заменить для CBS, ABC и других радиовещательных компаний дорогостоящие физические устройства.
Сколько дел можно сделать за один день
И хотя работа над этим "военизированным" проектом кипит в самом центре помещения, Као здесь же принимает двух бизнесменов из Сингапура: они готовы вкладывать деньги в его предприятия, если в Сингапуре будет открыто представительство "Фабрики идей".
В ответ на вопрос инвесторов о том, сколько денег он хочет получить для Idea Factory Capital Partners, Као небрежно называет сумму в 25 миллионов долларов.
В тот же день - после высадки десанта и визита сингапурских бизнесменов -Као разговаривает по телефону с Линдой Кармой -одноклассницей из Гарвардского бизнес-колледжа, живущей в Париже. Раньше Линда была менеджером по рекламе и продажам продукции Apple, Silicon Graphics и Lexmark в Европе. Сегодня она занимается открытием представительства Escador во Франции и подыскивает свободное помещение, в котором могла бы разместиться местная "Фабрика идей". Escador будет владеть лицензией на управление представительствами "Фабрики идей" в Европе.
В течение одного дня Као еще успевает поговорить с Лином Зевенбергеном, исполнительным директором Escador в Нидерландах. Зе-венберген оставил руководство отделом проведения операций на территории Да-нии в крупной европейской консультативной фирме Origin, где его зарплата составляла 1 млн. долларов, ради того чтобы связать свою судьбу с Као. Раньше каждое утро шофер отвозил Зевенбергена в офис - по признанию Лина, это было очень мило, но чрезвычайно скучно.
Теперь Лин Зевенберген использует опыт таких компаний, как Origin, Andersen Consulting, PricewaterhouseCoopers и прочих для создания Escador. Он уже нанял 80 человек, не желающих больше работать там, где царствует иерархическая система, и ожидает к концу года увеличения числа свободолюбивых сотрудников до 550 человек.
Зевенберген встретился с Као, когда приезжал со своими клиентами в Сан-Франциско. Оба согласились, что европейцы испытывают недостаток в консультационных услугах, предоставляемых через Интернет, и стали говорить о создании компании.
Через несколько месяцев вместе собрались Эстер Дайсон, Зевенберген и Као, после чего на свет появилась Escador. Будучи долгое время поклонником Эстер Дайсон, Зевенберген хотел получить для Escador ее благословение. Эстер дала благословение, и Escador начала свое существование, получив 14 млн. долларов (которые перечисляются порциями - по 1,5 млн. в месяц).
Как два года назад Као не знал, что будет происходить в помещении бывшего склада в Сан-Франциско, так и сегодня он не знает наверняка, чего ожидать от представительств "Фабрики идей", которые он планирует открыть в Европе. Джон верит, что результатом его усилий станет появление на свет новых предприятий. Похожее чувство Као испытывает и в отношении Ealing Studios, известной такими фильмами, как "Notting Hill" и "Spice World".
В ноябре Као вместе с британскими партнерами одержали верх над почти 20 другими претендентами на Ealing Studios, купив стареющую студию у National Film и Television School of London за 10 млн. долларов. Као мечтает превратить студию в цифровую Мекку для кинематографистов, Интернет-бизнесменов и венчурных капиталистов. Одним из предприятий, занимающих сегодня мысли Као, является создание киностудии следующего поколения. Его личный вклад в Ealing Studios составил 1,7 млн. долларов.
Jamming:джазовая импровизация в бизнесе
Между прочим, Као является автором монографии "Предпринимательство, творчество и организация" (1989) и книжной серии "Управленческое творчество" (1991), "Предприниматель" (1991) и "Предпринимательская организация" (1991). Также перу Као принадлежат статьи в широко читаемых "Гарвардском деловом обзоре" и "Всемирной паутине китайского бизнеса" (1993).
Очень популярны лекции Као в Гарвардском бизнес-колледже, где ему даже присвоили титул старшего лектора. Плюс ко всему Джон Као очень много выступает в различных советах и международных организациях (например, на Всемирном экономическом форуме), активным членом которых он является.
Любопытно посмотреть, почему же из всего, что написал Джон Као, наибольший отклик получила его книга "Jamming"? Может, потому, что там, кроме бизнеса, говорится и о джазе?
Согласно теории Као, мир проложил свой путь через век информации прямо в век творчества. Благодаря Интернету почти каждый человек, имея модем, может получить доступ практически к любой информации. Не все, конечно, доступно, но уже есть причина для беспокойства по этому поводу. Таким образом, знание, по мнению Као, стало предметом всеобщего потребления. Поэтому сегодня важно не что ты знаешь, а что ты придумываешь, изобретаешь.
Однако ни одна компания не сможет организовать классный джем-сейшн, если в ее составе нет ярких исполнителей. Из этого убеждения Као следует, что все решают кадры.
В бизнесе для воспитания этих талантливых, в особенности - молодых работников главную роль играет дух джем-сейшна. Вот как Джон Као видит процесс воспитания. Прежде всего, надо проверить: сколько новых идей появляется у сотрудников? Насколько хорошо компания их реализует? Какие правила и традиции при этом могут быть использованы? Кто из людей наиболее творчески подходит к работе, и как их за это поощряют? Кто имеет наибольший успех в бизнесе, и как их привлечь к себе на работу?
После того как учтены творческие активы, необходимо создать пространство, в котором люди могут в игровой форме и при этом продуктивно взаимодействовать - возможно, это будет офис без стен или сцена с виртуальным звуком где-то в киберпространстве. Также Као предостерегает: не забудьте обеспечить своих сотрудников местом, где они смогут укрыться от шума, спокойно подумать (легендарный саксофонист Чарли Паркер называл такое место своим "деревянным сараем").
Еще один способ спровоцировать людей на яркое самовыражение (jamming) -благоприятствовать развитию "ума новичка" (термин дзен, используемый Као). Чтобы это сделать, управляющие проводят для своих подопечных дарований необычные испытания. Такой метод однажды был применен в Sony: директор дал своим конструкторам крошечный деревянный брусок и попросил сделать из него что-нибудь. Так появился Walkman.
Творческая концепция Као, бесспорно, очень интересна. Но импровизация в джазовом джем-сейшне - самый интересный и главный объединяющий элемент, в бизнесе же, если люди, например, не склонны к творчеству, новаторство может грозить дестабилизацией и непредсказуемостью.