Заслуживает особого упоминания усиленное внимание, которое уделялось Совету Индии, что выразилось в учреждении специального отдела, ведающего кадровыми вопросами. Возросло также значение Военного совета, в состав которого по должности входили члены Государственного совета. Впрочем, Государственному совету, который при Филиппе III вырос до положения верховного совещательного органа, суждено будет остаться таковым в последующее время и на всем протяжении застойного режима. После интенсивной деятельности 1598 года его институциональное положение в 1600 году еще более упрочилось. С тех пор Государственный совет собирался не менее одного раза в неделю.
Состав Государственного и Военного советов отчетливо демонстрирует, что господство Лермы не было безраздельным. В зале заседаний Государственного совета собирались влиятельнейшие представители высшей аристократии, и далеко не всех из них можно причислить к приверженцам privado. К их числу принадлежали, например, герцоги: Альба, Инфантадо, Альбукерке, Нахера и Медина Сидонья; графы: Фуэнсалида, Фуэнтес, Чинчон и Аделантадо де Кастилья. Если при Филиппе II высшее дворянство чувствовало себя обойденным в совещательных органах, то при Филиппе III оно воспользовалось возможностью вновь обрести влияние на двор и политику.
После вхождения между 1610 и 1620 годами в Государственный совет духовника короля Луиса де Альяга и посла Валтасара де Сунига на процесс принятия решений стали влиять личности, которых никак нельзя считать ставленниками Лермы. О том, насколько сильно заботился этот орган о примирении различных течений и социальных групп, свидетельствует то обстоятельство, что главенствующую роль в Государственном совете играла вовсе не высшая аристократия. Такие выдающиеся деятели, как Идиакес, посол Сунига и духовник Альяга имели весьма скромное происхождение: из мелкопоместного и служилого дворянства или среднего духовенства.
Длительное господство Лермы основывалось не только на личном контроле над монархом. Оно объясняется также его политикой, нацеленной на сбережение ресурсов Кастилии и прекращение войны на несколько фронтов. Заметны были признаки кризиса и на самом Иберийском полуострове. Первыми его серьезными предвестниками (демографическими) были разразившиеся в 1596-1602 годах эпидемии чумы. По некоторым оценкам, умерли, преимущественно в Кастилии, 500 000 человек, т. е. приблизительно 8 процентов населения. По сравнению с этим людские потери в областях арагонской короны были значительно меньше. Эти области вообще находились в привилегированном положении ввиду налоговых льгот. По мере сокращения численности домашних хозяйств в кастильских городах, столице приходилось принимать всевозрастающее количество приезжих. После возвращения двора из Вальядолида население Мадрида за короткий период выросло с 50 000 до более 100 000 жителей — со всеми сопутствующими социальными и санитарными проблемами.
На кризисные тенденции указывают также и экономические данные. Так, примерно с восьмидесятых годов XVI века в Кастилии снизилось производство зерновых, вследствие чего в первом десятилетии XVII века резко упал уровень валового сбора. Во второй и третьей декадах стагнационные производственные показатели стали характерны для всей экономики. Если при Филиппе II такие старокастильские города, как Бургос, Медина-де-Риосеко и Медина-дель-Кампо, еще оставались центрами торговли и производства текстиля, то при Филиппе III их значение неуклонно уменьшалось. Не в последнюю очередь ответственность за упадок текстильной промышленности лежит на дешевом импорте. К концу правления Филиппа III стали заметны также первые сбои в заморской торговле. Жители американских территорий все чаще обходились товарами собственного производства, такими, например, как вино, растительное масло и текстиль. Попытки американцев обеспечить себя местной пшеницей весьма стимулировала, в частности, высокая цена на кастильское зерно.
Проблема государственных финансов, должно быть, впервые встала со всей остротой в 1602 году. В том году необходимые расходы на следующий год корона могла покрыть лишь за счет налоговых поступлений. Консолидации финансов не в последнюю очередь препятствовала эпидемия, которая сократила число налогоплательщиков. Поэтому на время правления Филиппа III, когда ни разу не удалось хотя бы приблизительно сравнять доходы с постоянно растущими расходами, приходятся большие объемы выпуска медных денег — веллонов (vellones). Веллоны все сильнее вытесняли из оборота серебряные монеты, что дало повод к протестам кастильского сословного собрания (кортесов) против последовавшей за этим девальвации денег.
Поставка американского серебра всегда была для Филиппа II важным фактором, в среднем покрывая 25 процентов государственных доходов, но к концу правления Филиппа III и здесь наметился поворот. При еще более высокой добыче — она резко снизилась лишь к 1640 году — большая часть серебра оседала в самой Америке.
В привлечении финансовых средств корона в первую очередь ориентировалась на Кастилию. Ни на какой иной территории — ни в землях арагонской короны, ни в Португалии, испанских Нидерландах или итальянских владениях — она не могла добиться успеха в повышении налоговых поступлений. Кастилия и — посредством заморских поставок серебра — американские владения несли на себе основное финансовое бремя имперской политики. Во время правления его отца налоги возросли в четыре раза. При Филиппе III, несмотря на передышку в военных действиях, для кастильцев не наступило никакого ощутимого улучшения.
Статья получена: www.world-history.ru