Людмила Марковна Гурченко
12 ноября 1935
Российская актриса кино и театра, певица.
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1958, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). Актриса Театра-студии киноактера (до 1964), театра "Современник" (1964-1966), Госконцерта (1966-1969).
Лучшая актриса 1983 года по результатам опроса журнала "Советский экран".
Народная артистка СССР (1983).
Лауреат Государственной премии России (1995), почетной премии "за талант и народное признание" на Фестивале фестивалей в Санкт-Петербурге (1998).
Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2000).
Первая же роль Лены Крыловой в музыкальной комедии "Карнавальная ночь" (1956) принесла Гурченко широкую популярность благодаря непосредственности, естественности и открытости актрисы-дебютантки, но и из-за обнаружившегося у нее лирико-комедийного и эстрадного дарования, а также хороших вокальных данных. Это сразу же было использовано в ряде лент на рубеже 50-60-х годов ("Девушка с гитарой", "Роман и Франческа", "Человек ниоткуда", "Укротители велосипедов"). Хотя уже тогда молодая актриса заявила о своих разносторонних способностях в жанре мелодрамы ("Гулящая", 1961), драмы ("Балтийское небо", 1961; "Рабочий поселок", 1966), фарса ("Женитьба Бальзаминова", 1965).
Но во второй половине 60-х и в начале 70-х Гурченко практически была малозаметна, даже продолжая сниматься, в том числе неплохо играя и в лирической повести военных лет "Мой добрый папа" (1970), и в ироническом шпионском фильме "Один из нас" (1971). Тем не менее вплоть до выхода в 1974 году производственной мелодрамы "Старые стены" (Гос. премия РСФСР, 1976), в которой актриса сыграла роль волевой и решительной, но лишенной личного счастья женщины-директора ткацкой фабрики, Гурченко с ее более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа.
В последующее десятилетие она стала одной из ведущих актрис, выступая в истинно звездных, бенефисных ролях в разнообразных лентах легкого жанра, от комедий до мюзиклов (телефильмы "Соломенная шляпка" и "Небесные ласточки", киноленты "Мама", "Рецепт ее молодости" и "Аплодисменты, аплодисменты", а также телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы, например, "Песни военных лет" с ее собственной композицией). Но яркий артистизм, театрализация своего имиджа, расцвечивание исполняемого материала массой эффектно придуманных деталей, жестов, фраз, интонаций могут также таить в себе опасность превращения актерской игры в образец типичного шоу-бизнеса с ненужной мишурой и преувеличенными эмоциями. Досадные оттенки излишней эстрадности, пережим в реакциях, некоторая искусственность поведения - все это отчасти присутствует в таких, в принципе, удачных работах Гурченко, как сыгранные ее роли в фильмах "Любимая женщина механика Гаврилова" (1982), "Вокзал для двоих" (1983), "Любовь и голуби" (1984).
Намного интереснее случаи самоограничения актрисы, когда она появлялась в небольшой роли ("Полеты во сне и наяву", 1983) или вообще в эпизоде, но великолепно исполненном ("Познавая белый свет", 1979). Образ Таи Соломиной в "Сибириаде" (1979) построен на резких перепадах почти от эксцентрики до пронзительного лиризма - и в эти моменты актриса наиболее убедительна. А как бы в продолжение своей актерской темы драматического постижения неоднозначного женского характера, что было заявлено в "Старых стенах", Гурченко с максимальным самоотречением и иногда безжалостно по отношению к собственному облику воплотила на экране несчастные, но несмотря ни на что счастливые судьбы героинь в картинах "Дневник директора школы" (1975), "Семейная мелодрама" (1977), "Обратная связь" и "Вторая попытка Виктора Крохина" (1978), а прежде всего - в лучших фильмах "Двадцать дней без войны" (1977, роль Ники) и "Пять вечеров" (1979, роль Тамары Васильевны). Представляется неслучайным и то, что именно на исходе этого успешного для себя десятилетия в кино актриса также выступила с искренней и честной книгой воспоминаний "Мое взрослое детство" (1982).
К сожалению, в дальнейшем для Гурченко опять не нашлось достойных ее актерского мастерства ролей. Она искусно повторяла прежние образы ("Прохиндиада, или Бег на месте", 1984; "Прохиндиада-2", 1993), вновь играла независимых женщин, облаченных властью ("Нелюдь", 1990; "Белые одежды", 1992), пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы ("Послушай, Феллини!..", 1993) или музыкальный бенефис ("Люблю", 1993). Закономерно, что в поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться в антрепризный театр, где ей больше по душе стихия бенефисного актерства. Хотя лучшие работы Гурченко в кино подтверждают, что под жестким собственным контролем и в подчинении воли режиссера она творит жизненно убедительнее и сильнее по эмоциональному воздействию на зрителей.
Снималась в фильмах:
Дорога правды (1956)
Сердце бьется вновь (1956)
Карнавальная ночь (1956)
Девушка с гитарой (1958)
Пойманный монах (1960)
Роман и Франческа (1960)
Балтийское небо (1960-1961)
Человек ниоткуда (1961)
Гулящая (1961)
Укротители велосипедов (1963)
Женитьба Бальзаминова (1965)
Рабочий поселок (1966)
Строится мост (1966)
Взорванный ад (1967)
Нет и да (1967)
Белый взрыв (1970)
Мой добрый папа (1970)
Один из нас (1971)
Дорога на Рюбецаль (1971)
Корона Российской империи, или Снова неуловимые (1971)
Тень (1971)
Летние сны (1972)
Табачный капитан (1972)
Карпухин (1973)
Дверь без замка (1973)
Цирк зажигает огни (1973)
Дача (1973)
Открытая книга (1973)
Дети Ванюшина (1974)
Старые стены (1974)
Соломенная шляпка (1974)
Дневник директора школы (1975)
Шаг навстречу (1976)
Преступление (1976)
Небесные ласточки (1976)
Строговы (1976)
Сентиментальный роман (1977)
Двадцать дней без войны (1977)
Семейная мелодрама (1977)
Мама (1977)
Обратная связь (1978)
Красавец-мужчина (1978)
Уходя - уходи (1979)
Пять вечеров (1979)
Познавая белый свет (1980)
Сибириада (1980)
Особо важное задание (1981)
Идеальный муж (1981)
Любимая женщина механика Гаврилова (1981)
Отпуск за свой счет (1981)
Полеты во сне и наяву (1982)
Вокзал для двоих (1983)
Шурочка (1983)
Магистраль (1983)
Рецепт ее молодости (1984)
Любовь и голуби (1984)
Прохиндиада, или Бег на месте (1985)
Аплодисменты, аплодисменты... (1985)
Вторая попытка Виктора Крохина (1987)
Ожог (1988)
А был ли Каротин? (1989)
Дорога в ад (1989)
Моя морячка (1990)
Имитатор (1990)
Наша дача (1990)
Нелюдь, или В раю запрещена охота (1990)
Виват, гардемарины! (1991)
Сексказка ("Сек-с-казка") (1991)
Прощальные гастроли (1992)
Белые одежды (1992)
Гардемарины-III (1992)
Люблю (1993)
Послушай, Феллини! (1993)
Прохиндиада-2 (1994)
Старые клячи (2000) Официальный сайт
Изданы книги:
Л. Гурченко. Аплодисменты. М., Центрполиграф, 1997 г.