Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Известные люди » Малколм МакДауэлл

 

Малколм МакДауэлл

 

 

Малколм МакДауэллРодился 15.6.1943 в Лидсе (Англия). Его отец, владелец бара в Ливерпуле, послал мальчика учиться на Юг, в частную школу «Кэннок-колледж», но, не закончив курса, сын вернулся и стал помогать в семейном бизнесе. Потом он становится коммивояжером кофейной фирмы, а однажды, совершенно случайно, по примеру подружки, посещающей вечерние актерские курсы, решает и сам попробовать себя на сцене. МакДауэлл проходит путь многих молодых провинциальных актеров: упорная борьба с простонародным йоркширским акцентом в школе, затем — бродячая жизнь в составе маленьких трупп, которая заносит его на остров Уайт. Попав же, наконец, в состав Королевской шекспировской труппы, помимо Стратфорда выступавшей на сцене лондонского театра «Юлд-вич», МакДауэлл в течение полутора лет играл там в массовке.

загрузка...

 

 

Талантливого юношу заметил на телевидении молодой режиссер Кен Лоуч и пригласил на эпизод в свой кинематографический дебют «Несчастная корова» (1967). Тем не менее официальным началом карьеры МакДауэлла в кино этот фильм считать нельзя, так как эпизод с его участием был впоследствии вырезан при монтаже. Тем не менее, уже играя в театре «Ройал Корт», МакДауэлл получает более значительные роли и попадает в поле зрения Линдсея Андерсона, режиссера, близко связанного с этим театром, служившим в конце 50-х — начале 60-х годов своеобразным культурным центром, вокруг которого группировались антиконформистски настроенные интеллигенты.

Андерсон пригласил МакДауэлла на главную роль в фильме «Если...» (1968), ставшую своего рода откликом на студенческие движения протеста во Франции и Германии, ибо облик молодого актера показался ему очень современным. Подвижное, крупной лепки фотогеничное лицо во всем остальном являлось полной противоположностью канонам кинокрасоты: при упрямо выдвинутой нижней челюсти — пухлые губы, нос, хоть и с горбинкой, — необыкновенно широкий, глаза большие, но слишком широко расставленные и глубоко сидящие, и, самое главное, глядящие на мир с каким-то Дерзким вызовом. Актерская индивидуальность
МакДауэлла оказалась идеальной для роли старшеклассника Мика Трэвиса, предводителя «крестоносцев», готовых для сокрушения оков рутины и произвола консервативной частной школы пойти на насилие.

Не случайно именно этот актер сыграл Алекса, центрального персонажа «Заводного апельсина» (1971) С. Кубрика, одного из ключевых фильмов 70-х годов, остающегося и на сегодняшний день его главнейшей актерской работой. Алекс МакДауэл-ла в первой части этой сюрреальной фантазии на философские темы изящно и артистично под любимую им классическую музыку избивает и насильничает, а во второй, оказавшись в тюрьме, под влиянием специальной обработки сознания, лишается возможности испытать малейший агрессивный импульс, в результате чего едва не погибает после встречи со своими бывшими жертвами. В заданной режиссером условной стилизованной манере актер демонстрирует сначала чудовищные эксцессы принципа свободы (включающей в себя и свободу зла), а потом уже с помощью реалистической эстетики «сопереживания» — не менее чудовищную практику государства по манипулированию сознанием людей, пусть даже в «хороших» целях. МакДауэлл играет в широком диапазоне от чистой пластической выразительности до психологической нюансировки, от жутковатого, игривого демонизма до страдательной искренности.

Умение по ходу сюжета менять общий рисунок роли понадобилось МакДауэллу в следующем фильме Андерсона о Мике Трэвисе «О, счастливчик!» (1973). Здесь его герой уже не бунтарь, а своего рода Кандид, приспосабливающийся к самым разным ситуациям, в которые он попадает в ходе перипетий этого своеобразного «плутовского романа». По ходу сюжета «счастливчик» МакДауэлла сталкивается с самыми разными областями социального опыта, характерными для английской жизни. Здесь и коммерция, и функционирование милитаристской государственной машины, и обесчеловеченная наука, и мир контркультуры, и политические махинации большого бизнеса, и суд, и тюрьма, и люмпенское «дно». Начав свое путешествие с элементарного желания преуспеть в качестве коммивояжера, рекламирующего кофе (здесь использован биографический опыт самого МакДауэлла), Мик Трэвис проходит долгий путь разочарований, разучившись даже улыбаться. Когда сам Андерсон появляется в финальных кадрах и требует от Мика, попавшего на пробы к фильму «О, счастливчик!», улыбки, тот вымучивает ее лишь после удара по голове свернутым в трубку сценарием.

В последнем фильме трилогии о современной Британии, завершенном Андерсоном почти через десять лет («Больница «Британия», 1982), все тот же Мик Трэвис — МакДауэлл выступает в качестве телерепортера, попавшего в лапы маньяка-хирурга, желающего создать совершенного человека из разных частей. Здесь герой актера уже не центральный персонаж, а лишь один из многих, захваченных общим безумием, которое царит в метафорической «Британии». Фильмы Андерсона и Кубрика сделали МакДауэлла звездой, но они же и в какой-то мере ограничили его дальнейшую карьеру. Нигде более он не поднимался выше достигнутого здесь уровня. Майор Флэшмен в «Королевском блеске» (1975) РЛестера — своего рода «Счастливчик» в антураже XIX века, Калигула в одноименном скандальном фильме Т. Брасса' (1979) — похотливый злодей наподобие Алекса из «Заводного апельсина». По большей части фильмы МакДауэлла 80-х годов, сделанные в основном в Голливуде, — весьма второстепенные ленты, часто снятые для видеопроката. Впрочем, тому были и причины личного порядка — пьянство, наркотики, разводы с актрисами Марго Дюлеа и Мери Стинберген.

Попыткой возрождения былой репутации серьезного актера стала роль в русском фильме К. Шахназарова «Цареубийца» (1991), где МакДауэлл сыграл пациента психиатрической больницы, считающего себя цареубийцей Юровским, участником расстрела семьи императора Николая II.

Фильмография: «Ландшафт с фигурами», 1970; «Безумная луна», 1970; «Асы в небе», 1975; «Путешествие проклятых», 1976; «Переход» , 1979; «Сквозь века», 1979; «Люди-кошки», 1982; «Голубой гром» , 1983; «Сойди с ума», 1983; «Кросс-крис», 1983; «Гулаг», 1985; «Визитер», 1987; «Закат», 1988; «Мертвяки», 1989; «Маэстро», 1989; «Купля-продажа в камере», 1989; «Швейцер», 1990; «Музыкальный май», 1990; «Поцелуй Иезавели», 1990; «Потревоженный», 1990; «Луна 44» , 1990.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Малколм МакДауэлл":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Энди МакДауэлл

Энди Макдауэлл родилась 21 апреля 1958 года в городке Гаффни, Южная Каролина, США. Родители Энди развелись, когда девочке было всего 6 лет, ее мать очень переживала по этому поводу и вскоре запила, однако при этом старалась, чтобы детство ее дочки не было окончательно испорчено и периодически старалась скрасить его всяческими подарками и другими приятными мелочами. В подростковом возрасте Энди приходилось много подрабатывать, выполняя разные и, как правило, плохооплачиваемы ...

» Известные люди - 1113 - читать



Статья на тему Культура и искусство » Известные люди » Малколм МакДауэлл

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru