Родился 15.6.1943 в Лидсе (Англия). Его отец, владелец бара в Ливерпуле, послал мальчика учиться на Юг, в частную школу «Кэннок-колледж», но, не закончив курса, сын вернулся и стал помогать в семейном бизнесе. Потом он становится коммивояжером кофейной фирмы, а однажды, совершенно случайно, по примеру подружки, посещающей вечерние актерские курсы, решает и сам попробовать себя на сцене. МакДауэлл проходит путь многих молодых провинциальных актеров: упорная борьба с простонародным йоркширским акцентом в школе, затем — бродячая жизнь в составе маленьких трупп, которая заносит его на остров Уайт. Попав же, наконец, в состав Королевской шекспировской труппы, помимо Стратфорда выступавшей на сцене лондонского театра «Юлд-вич», МакДауэлл в течение полутора лет играл там в массовке.
Талантливого юношу заметил на телевидении молодой режиссер Кен Лоуч и пригласил на эпизод в свой кинематографический дебют «Несчастная корова» (1967). Тем не менее официальным началом карьеры МакДауэлла в кино этот фильм считать нельзя, так как эпизод с его участием был впоследствии вырезан при монтаже. Тем не менее, уже играя в театре «Ройал Корт», МакДауэлл получает более значительные роли и попадает в поле зрения Линдсея Андерсона, режиссера, близко связанного с этим театром, служившим в конце 50-х — начале 60-х годов своеобразным культурным центром, вокруг которого группировались антиконформистски настроенные интеллигенты.
Андерсон пригласил МакДауэлла на главную роль в фильме «Если...» (1968), ставшую своего рода откликом на студенческие движения протеста во Франции и Германии, ибо облик молодого актера показался ему очень современным. Подвижное, крупной лепки фотогеничное лицо во всем остальном являлось полной противоположностью канонам кинокрасоты: при упрямо выдвинутой нижней челюсти — пухлые губы, нос, хоть и с горбинкой, — необыкновенно широкий, глаза большие, но слишком широко расставленные и глубоко сидящие, и, самое главное, глядящие на мир с каким-то Дерзким вызовом. Актерская индивидуальность
МакДауэлла оказалась идеальной для роли старшеклассника Мика Трэвиса, предводителя «крестоносцев», готовых для сокрушения оков рутины и произвола консервативной частной школы пойти на насилие.
Не случайно именно этот актер сыграл Алекса, центрального персонажа «Заводного апельсина» (1971) С. Кубрика, одного из ключевых фильмов 70-х годов, остающегося и на сегодняшний день его главнейшей актерской работой. Алекс МакДауэл-ла в первой части этой сюрреальной фантазии на философские темы изящно и артистично под любимую им классическую музыку избивает и насильничает, а во второй, оказавшись в тюрьме, под влиянием специальной обработки сознания, лишается возможности испытать малейший агрессивный импульс, в результате чего едва не погибает после встречи со своими бывшими жертвами. В заданной режиссером условной стилизованной манере актер демонстрирует сначала чудовищные эксцессы принципа свободы (включающей в себя и свободу зла), а потом уже с помощью реалистической эстетики «сопереживания» — не менее чудовищную практику государства по манипулированию сознанием людей, пусть даже в «хороших» целях. МакДауэлл играет в широком диапазоне от чистой пластической выразительности до психологической нюансировки, от жутковатого, игривого демонизма до страдательной искренности.
Умение по ходу сюжета менять общий рисунок роли понадобилось МакДауэллу в следующем фильме Андерсона о Мике Трэвисе «О, счастливчик!» (1973). Здесь его герой уже не бунтарь, а своего рода Кандид, приспосабливающийся к самым разным ситуациям, в которые он попадает в ходе перипетий этого своеобразного «плутовского романа». По ходу сюжета «счастливчик» МакДауэлла сталкивается с самыми разными областями социального опыта, характерными для английской жизни. Здесь и коммерция, и функционирование милитаристской государственной машины, и обесчеловеченная наука, и мир контркультуры, и политические махинации большого бизнеса, и суд, и тюрьма, и люмпенское «дно». Начав свое путешествие с элементарного желания преуспеть в качестве коммивояжера, рекламирующего кофе (здесь использован биографический опыт самого МакДауэлла), Мик Трэвис проходит долгий путь разочарований, разучившись даже улыбаться. Когда сам Андерсон появляется в финальных кадрах и требует от Мика, попавшего на пробы к фильму «О, счастливчик!», улыбки, тот вымучивает ее лишь после удара по голове свернутым в трубку сценарием.
В последнем фильме трилогии о современной Британии, завершенном Андерсоном почти через десять лет («Больница «Британия», 1982), все тот же Мик Трэвис — МакДауэлл выступает в качестве телерепортера, попавшего в лапы маньяка-хирурга, желающего создать совершенного человека из разных частей. Здесь герой актера уже не центральный персонаж, а лишь один из многих, захваченных общим безумием, которое царит в метафорической «Британии». Фильмы Андерсона и Кубрика сделали МакДауэлла звездой, но они же и в какой-то мере ограничили его дальнейшую карьеру. Нигде более он не поднимался выше достигнутого здесь уровня. Майор Флэшмен в «Королевском блеске» (1975) РЛестера — своего рода «Счастливчик» в антураже XIX века, Калигула в одноименном скандальном фильме Т. Брасса' (1979) — похотливый злодей наподобие Алекса из «Заводного апельсина». По большей части фильмы МакДауэлла 80-х годов, сделанные в основном в Голливуде, — весьма второстепенные ленты, часто снятые для видеопроката. Впрочем, тому были и причины личного порядка — пьянство, наркотики, разводы с актрисами Марго Дюлеа и Мери Стинберген.
Попыткой возрождения былой репутации серьезного актера стала роль в русском фильме К. Шахназарова «Цареубийца» (1991), где МакДауэлл сыграл пациента психиатрической больницы, считающего себя цареубийцей Юровским, участником расстрела семьи императора Николая II.
Фильмография: «Ландшафт с фигурами», 1970; «Безумная луна», 1970; «Асы в небе», 1975; «Путешествие проклятых», 1976; «Переход» , 1979; «Сквозь века», 1979; «Люди-кошки», 1982; «Голубой гром» , 1983; «Сойди с ума», 1983; «Кросс-крис», 1983; «Гулаг», 1985; «Визитер», 1987; «Закат», 1988; «Мертвяки», 1989; «Маэстро», 1989; «Купля-продажа в камере», 1989; «Швейцер», 1990; «Музыкальный май», 1990; «Поцелуй Иезавели», 1990; «Потревоженный», 1990; «Луна 44» , 1990.