2 августа 2004 года, когда он скончался на пороге 96-летия, все информагентства сообщили о смерти одного из величайших мастеров фотографии. Анри Картье-Брессон был не только художником, но и летописцем — в каждом, даже самом бытовом из его снимков чувствуется дыхание истории.
С женой Мартиной Франк |
Свой альбом из 126 лучших фотографий, вышедший в 1952 году, он так и назвал — «Сохраненные образы». Искусство останавливать мгновение пришло не сразу. Вначале были заурядное детство в городке Шантелу под Парижем, школа, учеба на инженера. Все изменилось только в 1930-м, когда в руки 22-летнего студента попала «лейка» — только что изобретенный переносной фотоаппарат. В отличие от прежних громоздких ящиков с треногой он не требовал статичной съемки и долгой экспозиции. Теперь фотография не приукрашивала жизнь, а воспринимала ее такой, как она есть. Картье-Брессону это нравилось. До конца жизни он презирал технические новшества, пользовался только черно-белой пленкой и выше всего ставил быстроту реакции. «Снимать, — писал он, — значит определить сразу и в доли секунды точную организацию визуальных форм, которые выражают и определяют событие. Это не просто работа, это способ жить».
Он готов был снимать везде, но стремился в южные страны, где люди свободнее выражали эмоции. В 1933 году в Испании состоялась его первая персональная выставка. Потом была поездка в Индию, где он женился на танцовщице Ратне Мохини. В 1936 году Картье-Брессон устроился ассистентом к знаменитому режиссеру Жану Ренуару, который высоко ценил его талант. В начале Второй мировой фотограф был мобилизован, после разгрома Франции три года провел в немецком плену, был в Сопротивлении. После освобождения страны снимал документальные фильмы для американцев, а в 1947-м основал в Нью-Йорке легендарное объединение независимых фотографов «Магнум». Во многом благодаря ему фото стали восприниматься не как иллюстрации к новостям, а как их равноправное дополнение.
В послевоенные годы Картье-Брессон объездил с фотоаппаратом в руках 46 стран пяти континентов. Не раз он ловил в объектив исторические события — сделал последние фото Махатмы Ганди, снимал Гражданскую войну в Китае и Кубинскую революцию. В 1954 году, после смерти Сталина, он приехал в Советский Союз, еще остававшийся закрытым. Его фото, показанные на выставках в Париже и Нью-Йорке и в альбоме «Москвичи», сыграли большую роль в перемене отношения к нашей стране. Они показали Западу обычных людей, быть может, бедно одетых, подозрительных, озабоченных проблемами, но обычных. В 1972 году он вернулся в СССР — имел привычку сравнивать одну и ту же страну спустя десятилетия.
Ленинград. В преддверии 1-го Мая. 1973 год |
В 1970 году мастер вторично женился и вскоре оставил работу. С женой Мартиной Франк, которая была на 25 лет младше него, он уехал в солнечный Прованс. С тех пор только выдающиеся события могли заставить его расчехлить камеру, конечно, это была уже не «лейка», а современный «Никон». Вместо фотографии Картье-Брессон принялся за рисование, которым занимался еще в молодости. Рисовал он то же, что снимал, — людей, их жесты, позы, но главное — лица. Помимо этого, фотограф в течение нескольких лет делал каталог своей коллекции, состоящей из миллионов снимков. Лучшие из них нашли место в 16 книгах, изданных в 12 странах мира. В августе 2004 года великий Картье-Брессон покинул этот мир, оставив нам целую страну, населенную его героями.