Родился 5.1.1931 в Сан-Диего (шт. Калифорния).
«Долгий путь к славе» — так следовало бы актера. Соученик Д.Хофмана и Д.Хэкмена по нью-йоркской актерской школе «Нейборхуд Плейхауз», где в середине 50-х эти молодые люди получали проффесиональные навыки. Он шел к известности довольно медленно, довольствуясь ролями второго плана.
И лишь к 90-м заслужил почетное прозвище «американский Оливье». Причины? Обыкновенность, неприметность внешнего облика, обрекавшие его на роли фермеров, полицейских и военных.
Застенчивость, нередко оборачивавшаяся суховатостью, недостатком эмоциональности. Дотошность во всем, что касалось работы, часто приводившая к ссорам с режиссерами, от которых — увы! — столь зависим всякий артист. Вечные нелады с прессой, бесцеремонно вторгающейся в частную жизнь людей. Однако экранное долголетие и мировая слава, пусть поздно, но пришедшая к Дювалу, лишний раз свидетельствуют: талант, цельность личности, стремле паются. служившегося до чина адмирала, Роберт в детстве ными по всей стране. Отсюда — прекрасное знание им американской провинции: наречий, нравов, костюмов, столь пригодившееся ему в будущем. Учеба у Ли Страсберга по системе Станиславского помогла овладеть профессией и уже с конца 50х Дювал начал трудную жизнь актера. Закрытый, сдержанный человек с чувством юмора, позволявшим ему иногда зло подшучивать над людьми, он плохо приживался в богемной среде. И лишь Улу Гросбард разглядел в нем прекрасного исполнителя роли Эдди Карбоуна — докера-итальянца — в пьесе А.Миллера «Вид с моста», поставленной в одном из внебродвейских театров. Сухопарого голубоглазого актера, обладавшего тонкой интуицией и оригинальным стилем игры, сразу же приметили, и дебют в кино не заставил себя ждать. Зрителям запомнился юродивый с удивительно добрыми глазами в знакомом нам фильме Р.Маллигана «Убить пересмешника» (1962). Как, впрочем, и слабак Эдди в также демонстрировавшейся у нас картине АЛенна «Погоня» (1965), из-за которого вся жизнь героя пошла под откос.
Образы Роберт создавал на экране самые разные, непохожие друг на друга. Знаменитого бандита Джесси Джеймса в «Великом нападении на Нортфилд в Миннесоте» (1972) Ф. Кауфмана он показал как психопата, одержимого сексуальными проблемами. Заглавного же героя «ТНХ1138» (1971) Д.Лукаса — роботизированного обитателя будущего, одетого во все белое и с наголо обритой головой, наоборот, отличали нормальные человеческие чувства: любовь к женщине в обществе, где это считалось преступлением. В «М.Э.Ш.» (1970) Р.Олтмена Роберт играл майора, воплотившего в себе все отрицательные черты военной касты: некомпетентность, самонадеянность, лицемерие В «Крестном отце»' Ф.Копполы (1972) был приемным сыном и юридическим советником Дона — тихим, незаметным, спокойным и беззаветно преданным хозяину. В «Апокалипсисе сегодня» (1979) того же режиссера он — маньяк-лейтенант Килгор, который произносит страшную фразу: «Я люблю запах напалма по утрам». Человека, возлюбившего войну, актер показал и в «Великом Сантини» (1979). А уж сыщиков и полицейских («Детектив», 1969; «Леди Лед», 1973), злодеев («Буллит», 1968; «Законник», 1971), профессиональных «киллеров» («Элита убийц», 1975), раболепствующих чиновников («Телесеть», 1976) Дювал переиграл огромное множество.
И хотя он в 70е годы четыре раза выдвигался на «Оскара» за роли второго плана, первый из них был получен в 1983 г. уже за главную — в фильме «Милости господни» Б.Бирсфорда. Показывая эмоциональное и духовное возрождение через любовь пожилого пьяницы-певца, Роберт не только продемонстрировал цельность личности и грубоватое обаяние, но и неплохое исполнение на гитаре собственных песен. (В свое время Дювал мечтал сыграть Вуди Гатри — знаменитого фолксингера — в фильме «Поезд мчится к славе», 1977, но ему предпочли Дэвида Каррадайна.) Благодаря нестандартной манере игры у Роберта за созданными образами не просматривается исполнитель. Он полностью перевоплощается в своих персонажей, не оставляя на них отпечатка собственной личности. Именно эта черта его дарования помогла ему впечатляюще сыграть заглавного героя в ленте Ивана Пассера «Сталин» (1992). В этом фильме преступления вождя показаны главным образом в личном плане: убийство жены, друзей, соратников. И хотя внешне, несмотря на умелый грим, актер не очень похож на свой исторический прототип, внутренняя сила главаря, человека, привыкшего вершить судьбы людей, ощущается не только в его облике, но также в словах и поступках.
Со второй половины 70х актер интересуется и режиссурой: им поставлен документальный фильм «Мы не робкого десятка» (1977) — о семье из Небраски, занимающейся родео, и художественная картина «Анджелло, любовь моя» (1983) — о цыганском парнишке в Нью-Йорке.
Дювал был женат дважды: в 1964-м — на красивой брюнетке Барбаре Брент, двух девочек которой он воспитывал как своих детей. После развода с ней в 1975-м Роберт семь лет спустя сочетался браком с молодой актрисой Гейл Янг: вместе с ней он выступал на Бродвее.