Детство
Настоящая фамилия Татьяны Лавровой – Андриканис. Ее родители - папа, Евгений Николаевич Андриканис, и мама, Галина Кузьминична Пышкова, были кинооператорами. Вместе они сняли такие фильмы, как «Гаврош» и «Небо Москвы».
Когда Тане было 12 лет, родители разошлись, и это событие, по ее собственному признанию, оставило тяжелый отпечаток на всю жизнь. Некоторое время после развода родителей Татьяна оставалась с мамой, а в 17 лет она ушла из дома.
Детство закончилось. Для Татьяны началась своя собственная жизнь...
МХАТ
Таня с детства знала, что обязательно станет актрисой. Пришло время, и девушка подала документы сразу во все театральные учебные заведения Москвы. Удача улыбнулась ей в школе-студии при МХАТ. В этом было что-то символичное, ведь одним из предков Татьяны был легендарный меценат Савва Морозов, строитель Художественного театра.
А вскоре пришел и первый успех. МХАТу требовалась молодая героиня на роль Нины Заречной в легендарной «Чайке». Так студентка четвертого курса попала в окружение выдающихся театральных звезд. Партнершей Татьяны была сама Алла Константиновна Тарасова, игравшая Аркадину.
Правда, для работы в театре Татьяне пришлось сменить фамилию. Ей объяснили, что «русская актриса должна иметь русскую фамилию». Пришлось взять псевдоним. Выбрала Татьяна его очень оригинально. Она попросила сокурсников написать фамилии на листке бумаги и ткнула в одну из них, наугад. Так из Татьяны Андриканис получилась Татьяна Лаврова.
После дебюта в «Чайке» о Татьяне Лавровой заговорили, как о новом таланте. На курсе она была признана первой ученицей, педагоги школы-студии прочили ей большое будущее, а МХАТовские «старики» приняли и полюбили молодую актрису. Великий Грибов даже предложил ей вместе сыграть «Белые ночи» Достоевского.
О таком начале карьеры можно было только мечтать, и тем неожиданней стал уход Татьяны Лавровой из МХАТа. Но об этом чуть позже, а пока…
Первый брак
Тем временем Татьяна Лаврова вышла замуж. Ее избранником стал актер Евгений Урбанский - человек редкого таланта, которого впоследствии назовут советским Марлоном Брандо.
Когда они познакомились, Евгений Урбанский был женат, и работал в театре имени Станиславского. Татьяна нередко приходила на его спектакли, и Евгений каждый раз очень волновался. Несмотря на разницу в возрасте (Евгений был старше на 6 лет), Татьяна была для него большим авторитетом.
Об их совместной жизни Татьяна Лаврова вспоминает: «Он казался очень старым, мне во всяком случае. Смешно да? Вы знаете, я была очень юна. Это была первая любовь, что сложности быта, они тогда не так воспринимались, как сейчас. Мы долго жили в общежитии театра Станиславского. Потом у моей бабушки за ширмой в одной в коммуналке. И снимали комнаты. Но это не превалировало интереса к жизни и друг к другу и к искусству».
Однако их совместная жизнь была недолгой. Татьяна узнала об измене мужа и не смогла ему этого простить: «…идеализм молодости, он бескомпромиссен, особенно, если любовь есть». А спустя некоторое время случилась трагедия. 5 ноября 1965 года Евгений Урбанский погиб на съемках фильма «Дублер», выполняя трюк на автомобиле.
«Девять дней одного года»
Вернемся на несколько лет назад. Итак, в 1959 году Татьяна Лаврова окончила Школу-студию и осталась работать в МХАТе. Тогда же состоялся ее дебют в кино. Первой ее ролью стала Варя в фильме «Песнь о Кольцове».
А спустя два года Татьяна Лаврова сыграла главную роль в драме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Молодой актрисе посчастливилось сниматься с великими мастерами кинематографа Иннокентием Смоктуновским и Алексеем Баталовым. И как органично она вписалась в это трио!
Как и многие шедевры, эта картина имела непростую судьбу. Первоначально сценарий был вовсе запрещен, и только благодаря настойчивости Михаила Ромма фильм все же состоялся. Что же так не понравилось чиновникам от культуры?
Дело в том, что картина для того времени была во многом нетипичная. Главные персонажи - физики-ядерщики (Смоктуновский и Баталов) – были не картинными героями, а обыкновенными людьми со своими житейскими проблемами. Все это дополнялось непростым любовным треугольником, в котором разрывалась Леля - героиня Татьяны Лавровой. Татьяна Евгеньевна вспоминает: «Главное на площадке – Ромм, который точно знал, куда нас вести. Я сама ему задала: «Так кого же она любит – этого или этого». Он сказал: «Деточка, можно любить двоих». Я сказала: «Хорошо».
Успех «Девяти дней одного года» был огромен. Картина была удостоена множества призов. Главный приз международного кинофестиваля в Карловых Варах, Почетный диплом международных кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых - и это далеко не полный перечень наград.
Не удивительно, что после выхода картины Татьяна буквально проснулась знаменитой. Актрисе посыпались многочисленные предложения от других режиссеров, но… «…всех я мерила уже по Ромму и от большинства предложений отказывалась», - признается Татьяна Евгеньевна. К тому же в эти годы начался ее стремительный взлет в театре…
«Современник»
Как уже говорилось, несмотря на успехи во МХАТе Татьяна Лаврова приняла решение покинуть его. В 1961 году она перешла в «Современник».
Чем же объясняет свой поступок сама актриса? «Меня поразило то, что на сцене «Современника», сейчас этим, конечно, никого не удивишь, но я увидела людей, которых я вижу в жизни, которые существуют реально. А во МХАТе были великие мастера, но там было ощущение, что это какие-то далекие-далекие люди, что вот где-то они живут, и мы их не знаем и не узнаем, вот только вот на сцене. Как-то вот такая странность была. Скучно мне стало там…»
«Современник» сделал Татьяну Лаврову знаменитой. Здесь она сыграла одну из лучших своих ролей - Гитель Моску в пьесе Э. Гибсона «Двое на качелях». Вот что писал о ней Виталий Вульф: «Лаврова играла искусно, тонко и глубоко. Она давала ощущение "первооткрывателя". У ее героини Гитель Моска, маленькой женщины, привыкшей отдавать все, что она может, была великая душа. До сих пор мне слышится голос Тани Лавровой: «Сколько бы ты ни прожил на земле, я хочу, чтобы ты помнил: последнее, что ты услышишь от меня, это что я люблю тебя».
Не менее интересными были и другие работы актрисы: Катя в спектакле «С любимыми не расставайтесь», Раневская в «Вишневом саде», Полина Андреевна в «Чайке», Лавра в «Эшелоне», Настя в пьесе «На дне» и др.
Вспоминает Виталий Вульф:
«Лаврова была беспощадна к своим героиням, она с потрясающей силой и вдохновением сыграла Настю в «На дне», тема возрождения человека была доминирующей в этом спектакле. В те уже далекие годы она была любимицей Волчек, и та занимала ее во всех своих спектаклях. Лавра в «Эшелоне» Рощина, Раневская в «Вишневом саде» были уже работами мастера, актрисы мощной индивидуальности, талант которой заражал и притягивал и зрителей, и товарищей по сцене.
Именно в «Современнике» Лаврова сыграла роль, которая навсегда останется в истории театра Чехова непревзойденной: Полина Андреевна в «Чайке» Олега Ефремова <...> Это была особая «Чайка», критика считала ее неудачей режиссера, она была насмешливой и очень трезвой, неожиданной. На сцене были обыденные люди с возвышенным складом души. И самой неожиданной была Лаврова, сыгравшая, казалось бы, невыгодную, не очень выразительную роль с редким проникновением в суть, как бы высвободив в себе скрытую энергию…»
Второй брак
На сцене «Современника» в те годы играли потрясающие актеры: Игорь Кваша, Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстегнеев, Нина Дорошина, Валентин Гафт, Михаил Козаков, Олег Даль… Обаятельный, искрометный, невероятно талантливый и, в то же время, нервный, неуживчивый и очень ранимый Олег Даль… В 1965 году Олег и Татьяна стали мужем и женой. Вместе они прожили лишь полгода...
Кино 70-е годы
Как признается сама Татьяна Лаврова: «Моя история с кино не очень состоялась». Да, роль в фильме «Девять дней одного года» так и осталась лучшей в кинобиографии актрисы. И все же интересные работы были. Это и политическая драма Наума Ардашникова «Вся королевская рать», и фантастическая притча Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли», и психологическая драма Бориса Шадурского «Факт биографии», и мелодрама Леонида Марягина «Вылет задерживается» (роль - Ольга Васильевна)…
Снова МХАТ
В 1978 году Лаврова вернулась в МХАТ к Олегу Ефремову (он покинул «Современник» в 1970 году). Поначалу ее карьера здесь складывалась очень удачно. Она много играла в самых спектаклях: «Наедине со всеми» (Наташа), «Серебряная свадьба» (Аглая), «Варвары» (Надежда Монахова), «Московский хор» (Люба), «Мишин юбилей» (Катя), «Венецианский антиквар» (Графиня Изабелла), «За зеркалом» (Графиня Брюс)…
И вновь была «Чайка». Только теперь уже Татьяна Лаврова выходила на сцену в роли Аркадиной. Виталий Вульф: «Лаврова <...> играет проникновенно, с ощущением общей темы спектакля. <...> В Аркадиной она как истинная актриса сыграла боязнь приближающейся старости. Поэтому ее Аркадина моложава, следит за собой и третий акт, сцену с Тригориным, проводит на пределе человеческих и женских сил, безо всякого актерства».
Но в дальнейшем все сложилось совсем не так, как, наверное, хотелось бы актрисе. С годами ролей становилось все меньше и меньше. Одной из причин считают ее неуживчивый характер. Хотя, как считает Виталий Вульф: «Он (характер), может быть, действительно нелегкий, но вся конфликтность ее натуры связана с тем, что в искусстве Лаврова – максималистка».
Сегодня. Театр, кино, личная жизнь
В последние годы работы в театре у Татьяны Лавровой мало. В интервью «Аргументам и фактам» она призналась: «Я два года не имею ни одной роли пока что. И у меня уменьшился репертуар, потому что часть спектаклей, в которых я играла, они сняты в силу определенных обстоятельств. Ну, женщинам всегда сложно в театре. Но я надеюсь, я с лишком много проработала в этом театре, много сил отдала и здоровья. Надеюсь, что мне что-то предложат. Я вот сейчас живу в ощущении: «Ищу режиссера, ищу режиссера!». Где бы его взять, чтобы он захотел со мной трудиться. Вот, например, мне сейчас очень хочется сняться у, я его очень люблю, у Говорухина. Он картину начинает. И хотелось бы сняться начинается «Московская сага» Васи Аксенова, который мой друг. И никто не зовет туда, а мне очень хочется. Я думаю, вдруг я скажу по телевидению и они захотят. В театре у меня просто папки несыгранных ролей. Как-то недавно перебирала все и думаю: «Боже мой, и это не сыграла, и это, и это».
Что же касается личной жизни, то после Олега Даля у Татьяны Лавровой был третий брак, но о нем она вспоминать не хочет. В настоящее время она живет вдвоем с сыном Володей. Он по образованию скульптор, занимается дизайном. И носит фамилию Лавров.