Настоящие имя и фамилия: Бернард Шварц. Родился 3.6.1925 в Нью-Йорке. В юности играл в любительских спектаклях, выступая в небольших ролях. Актерское мастерство изучал в Нью-йоркской школе драматического искусства. В 1940 году дебютировал на профессиональной сцене.
Его амплуа — картинно привлекательные бездельники, с веселым цинизмом взирающие на жизнь.
С самых первых шагов в кино Кертису сопутствовала удивительная популярность. Стройный, обаятельный, с длинными ресницами и бездонным взглядом прекрасных глаз, в которых утопали сердца его поклонниц, Тони самой природой был «приговорен» к ролям самоуверенных красавцев, великолепно чувствующих себя в любой обстановке. Неиссякаемый донжуанизм буквально бил в нем ключом. С лица его героев не сходила улыбка, иронизирующая над всеми, в том числе и над самим собой.
Успех Кертиса начался с нашумевшей «черной» ленты «Крест-накрест» (1949) Р. Сиодмака. Затем он снимался без перерыва. После фильма «Гудини» (1953) Д. Маршалла, где он блестяще сыграл знаменитого иллюзиониста, критика провозгласила Тони «завтрашней звездой», справедливо предрекая ему большое будущее. Действительно, этот первый любовник, полный шарма, пылкости и уверенности в себе, царил на экранах три десятилетия, до тех пор, пока годы не заставили его перейти на возрастные роли, в которых он также не терял своего актерского обаяния.
В 50-х годах Кертис был великолепен в полицейских и приключенческих фильмах, например «Винчестер-73» (1950) А. Манна и «Налетчики из Канзаса» (1950) Р. Энрайта. Здесь актер продемонстрировал и свой акробатический динамизм, в котором явно чувствовалось подражание Дугласу Фэрбенксу. Затем в его творчестве проявился самобытный драматический талант («Мистер Кори», 1957, Б. Эдвардса; «Сладкий запах успеха», 1957, А. Маккендрика; знакомый нам «Спартак», 1960, С. Кубрика, где он сыграл Антония). Особенно заметным стал образ Джона Джексона в картине «Не склонившие головы» (в нашем прокате — «Скованные одной цепью», 1958, С. Крамера), в ленте, прозвучавшей необыкновенно остро на фоне «больной» для Америки тех лет негритянской проблемы. Виртуозно владея искусством построения роли в напряженном психологическом ключе, Кертис убедительно показал превращение своего героя из высокомерного ненавистника негров в мужественного товарища по несчастью, разделившего с черным попутчиком общую судьбу.
Актерский диапазон Кертиса в 60—80-е годы разнообразен и широк. Он пробует себя в совершенно разных ролях: меланхолического Андрея в гоголевском «Тарасе Бульбе» (1962) Ли Томпсона; неутомимого в любовных похождениях героя фильма «Казанова и К» (1977) Ф. Антеля, где режиссер выступил под псевдонимом Франсуа Легран; коварного Яго в экранизации шекспировского «Отелло» (1982) М. Булуа.
Стремительная стихия комедийных ролей владеет Кертисом всю его жизнь. Он незабываем в не устаревшей и сегодня комедии «Некоторые любят погорячее» (1959; в нашем прокате «В джазе только девушки», Б. Уайлдера) в роли легкомысленного, но привлекательного для женщин, неутомимого на выдумки бедного музыканта-саксофониста Джо, в великолепном актерском ансамбле с Мэрилин Монро и Джеком Леммоном. Он забавен и юмористически неотразим в роли непревзойденного спортсмена Великого Лесли в комедии «Большие гонки» (1965) Б. Эдвардса, где в спортивных состязаниях его герой неизменно побеждает своего вечного соперника и завистника профессора Фэйта. И даже в детективе по А. Кристи «Зеркало треснуло» (1980) Г-Гамилтона, в эпизодической роли кинопродюсера Марти Фенна талант Кертиса заполняет экран. Он неизменно весел, напорист, остроумен и, главное, узнаваем и правдив, что придает картине дополнительный смысл. Превосходно играя главные роли, Кертис никогда не чуждался и второстепенных. Даже короткое появление Кертиса на экране всегда оживляет фильм, привлекая к нему
(1981) М. 0'Херлихи, «Портрет статистки» (1982) С. Стерна, «Принцесса мафии» (1986) Р. Коллинза и др. неизменно имели зрительский успех.
Тони Кертис был дважды женат. На актрисе Джанет Ли с 1951 по 1962 год, а с 1963 по 1967 год — на Кристине Кауфман. Его дочь от первого брака — популярная кинозвезда Джейми Ли Кертис.
Фильмография: «Город за рекой», 1949; «Дама играет в азартные игры», 1949; «Джонни-стукач»,1949; «Фрэнсис», 1950; «Я был магазинным воришкой», 1950; «Сьерра», 1950; «Принц, который был вором», 1951; «Плоть и ярость», 1952; «Для жениха нет места», 1952; «Сын Али-Бабы», 1952; «Настоящий американец», 1953; «Запрещено», 1954; «Плацдарм высадки десанта», 1954; «Джонни Дирк», 1954; «Черный щит Фолуорта», 1954; «Итак, это Париж», 1955; «Пересечь шесть мостов», 1955; «Лиловая маска», 1955; «Квадратные джунгли», 1956; «Годы в седле», 1956; «Трапеция», 1956; «Это случилось в полночь», 1957; «Викинги» , 1958; «Короли отправляются в путь», 1958; «Идеальный отпуск», 1959; «Операция «Нижняя юбка», 1959; «Что это за дама?», I960; «Мышиная возня», 1960; «Пепе, 1960, у нас «Мексиканец в Голливуде»; «Великий самозванец», 1961; «Аутсайдер», 1961; «Сорок фунтов неприятностей», 1963; «Капитан Ньюмен, МД.», 1963; «Список Эдриана Мессенджера», 1963; «Раскаленный Париж», 1964; «Неукротимый и прекрасный», 1964; «До свидания, Чарли», 1964; «Секс и незамужняя девушка», 1964; «Боинг-Боинг», 1965; «Только не с моей женой, не смей», 1966; «Чтоб ты сдохла, дорогая», 1966; «Не гони волну», 1967; «Пояс целомудрия», 1967; «Бостонский душитель», 1968; «Монте-Карло или провал», 1969; «Допустим, они объявят войну и никто не придет», 1970; «Граф Монте-Кристо», 1975; т/ф «Большое ограбление», 1975; «Капоне», 1975; «Лепке», 1975; «Последний магнат», 1976; «Секстет», 1973; т/ф «Бега», 1978; «Скандальные «медведи» едут в Японию», 1978; «Маниту», 1978; т/ф «Эгоист», 1978; «Выстрел на звание чемпиона», 1979; «Маленькая мисс Маркер», 1980; «Двое подонков на песке», 1980; «Портрет статиста», 1982; «Токи мозга», 1983; «Где Парсифаль?», 1984; «Пустяк», 1985; «Бальбоа», 1986; «Бантер», 1986; «Пассажир, добро пожаловать в Германию», 1988; «Человек-омар с Марса», 1989; «Полночь», 1989; «Вальтер и Карло в Америке», 1989.