Римский шлем, IV век |
Музей был создан как раз в то время, когда по всей Европе начали распространяться идеалы свободы, а Венгрия стала осознавать себя как нацию.
В 1802 году граф Ференц Сечени, просвещенный и богатый аристократ, обратился к императору Францу I, объявив о своем решении подарить венгерской нации принадлежавшую ему коллекцию реликвий. Это событие и заложило основу для создания музея, а дата "1802 год" вошла в историю как время его основания. В тот момент в коллекции было свыше 11 тыс. гравюр, 1156 рукописей, 142 тома карт, две с лишним тысячи золотых монет, предметов старины и несколько портретов. Все это оценивалось примерно в 160 тысяч форинтов, что в те времена было огромной суммой.
Созданный музей был всего лишь третим музеем такого типа в истории Европы. Первоначально коллекцию разместили в монастыре Полины, затем, после наполеоновских войн - в старом здании университета.
Впоследствии музей развивался за счет частных пожертвований. Одно из самых значительных - это дар Юлианны Фестетич: она передала в музей ценнейшую коллекцию минералов, которая позднее легла в основу музея Естественной Истории. Пополнялось число экспонатов и за счет приобретений: так, была куплена богатейшая коллекция Миклоса Янковича, знаменитого ученого и коллекционера древностей.
Печать, XII-XIII век |
В 1832 году Венгерский парламент принял решение о строительстве собственного здания музея, для чего было выделено около миллиона форинтов.
Землю для строительства подарил герцог Антал Грассалкович. Разработка проекта была поручена знаменитому венгерскому архитектору Михали Поллаку, который прославился как автор нескольких государственных зданий.
Меч короля Владислава II, XVI век |
Процесс строительства продолжался с 1837 до 1847 год. В результате в Будапеште возникло здание высотой 24 метра, занимающее площадь почти в 8 тысяч квадратных метров. Его украшением стал портик в древнеримском стиле с восьмью колоннами и статуи, созданные скульптором Рафаэлем Монти из Милана.
В центре на троне восседает женская фигура, символизирующая Паннонию (древнее название Венгрии). Она протягивает лавровые венки фигуре, воплощающей науку и искусство и второй, воплощающей историю и славу. В правом углу располагается аллегорическая фигура Дуная, а слева - Дравы (приток Дуная). Интерьер здания, как и внешняя его конструкция, выполнен в классицистическом стиле. Стены и потолок над главной лестницей в 1875 году были расписаны аллегорическими фресками, авторы которых - Кароли Лотц и Мор Тан.
Во время революции и войны за независимость 1848-49 годов музей сыграл немаловажную роль: революционные события 15 марта 1848 года начались как раз перед его зданием. Существует также легенда, что поэт и повстанец Шандор Петофи в первый раз декламировал "Национальную песню" на ступенях музея. С тех пор музей в сознании венгров стал не только символом истории страны, но и символом национальной независимости.
Особая эстетическая атмосфера появилась в музее со времени создания сада, где проходили музыкальные концерты. Среди участников были такие музыканты как Ференц Лист и Ференц Эркель.
В 1883 году перед фасадом здания установили памятник Яносу Арани, а в 1890 году на стене музея появилась мемориальная доска в честь Шандора Петофи.
Тем временем коллекция увеличилась настолько, что музей уже не мог ее вместить, и поэтому появилась тенденция к созданию новых, узко специализированных музеев на основе изначальной коллекции. Так, в 1872 году был основан Музей Прикладных искусств и Музей Изобразительных искусств.
В 1926-27 годах была предпринята реконструкция здания, теперь оно стало более просторным и вмещало больше экспонатов. Во время Второй мировой войны музей был сильно поврежден, восстановить его удалось только к 1949 году.