Даррен Алмонд (Darren Almond) сравнивает свое творчество с потолочным вентилятором. Каждая лопасть вторгается в какую-либо область художественной деятельности: скульптуру, кино и фотографию, спутниковую трансляцию в реальном времени. Гладкость и минимализм его эстетики выражаются в объектах из мира технологии, индустрии и транспорта — часах, вентиляторах, автобусных остановках и крутящихся дисках.В фильмах Даррена Алмонда фигурируют безлюдные места и окраинные пейзажи. Чаще всего действие и диалоги сведены к минимуму.
Но в центре его произведений, несмотря на их очевидную анонимность и отчужденность, - человек. В его работах время, пространство и человеческий опыт выражаются через открытие символического и эмоционального значения объектов, мест и ситуаций.
Первой выставленной работой Даррена Алмонда было «Произведение в реальном времени» (1996). С помощью прямой трансляции он спроецировал на стену выставочного зала изображение своей пустой мастерской. Поскольку смотреть было не на что, за исключением изменений в естественном освещении и смены цифр на механических часах, время остановилось. Алмонда интересовала привлекательность неизменного изображения для зрителя, и он превратил банальность в театральное представление, в интенсивное переживание времени.
Эта работа стала первым примером использования художником видео технологии и познакомила с основными темами, которые он развивал в последующие годы. Символы ожидания, темпоральности и перемещения в пространстве отмечали начало его исследований физического и эмоционального эффектов времени на личности. Присутствие Алмонда чувствовалось в видео, хотя его самого не было на экране. Он показал зрителю пустую мастерскую (а следовательно, и личное пространство), тем самым создав ощущение уязвимости. Эта уязвимость видна в его последующих проектах, создание которых потребовало поездок по всему миру. Несмотря на широкий географический и жанровый охваты, в проектах Алмонда есть общая автобиографическая сердцевина. Большинство произведений Алмонда пронизаны темой воспоминаний и размышлений о прошлом. Это расширяет спектр его исследований за пределы личного и семейного опыта и помещает их на арену социальной и политической истории. Например, Алмонд снимает обычную автобусную остановку, чтобы создать высказывание о Холокосте. Видео «Освенцим, март 1997-го» (1997) представляет собой зернистую черно-белую съемку пары навесов на остановках. Они могли бы стоять где угодно. Из названия работы, правда, ясно, что они расположены у бывшего концлагеря, и конкретная транспортная сеть становится поводом для рождения невообразимых значений.
О своих фотографиях Даррен Алмонд говорит, что они «служат памяти и случаю с помощью света и временного измерения, а в выборе мест съемки — зон вне города, не тронутых искусственным освещением, — продолжают традиции романтической живописи».
"Если бы ты был рядом…" (2004)
В видеоинсталляции «Если бы ты был рядом» Алмонд остро осмысливает тему воспоминания в откровенно личной сфере, восстанавливая тоску и чувство потери в жизни своей бабушки.
Видео было снято в прибрежном городе Блекпул, где прошел медовый месяц его бабушки и дедушки. В замедленной съемке мы видим бабусю на пути в танцевальный зал «Тауэр» впервые после смерти ее мужа двадцать лет назад. Она смотрит на танцующую пару. На второй проекции - скользящие по паркету ноги танцовщиков. Насыщенные тона этого видео вызывают ностальгию и подчеркивают тонкие оттенки эмоций, которые мы улавливаем в смене выражения лица бабушки — от радости к печали, от прошлого к настоящему. Во многих своих работах Алмонд использует акустические эффекты, чтобы повлиять на наше восприятие пространства и места. Тихая мелодия пианино рождает атмосферу созерцательности.
Приглушенный звук скользящих шагов очерчивает периметр пространства воображения зрителя. Это круговое движение звука вызывает желание двигаться таким же образом и связывает четыре проекции воедино. Дополнительный объем произведению придают символы: красочный фонтан означает источник жизненных радостей, подсвеченные лопасти огромной мельницы — символ города — служат указанием на место действия и выступают метафорой циклической структуры произведений Алмонда. Более того, скрип механизма мельницы оттеняет метафорическое сравнение уходящего времени и неизбежности смерти. Эта инсталляция — об инстинкте, заставляющем нас оглянуться, перед тем как идти дальше, и понять, кто мы, узнав, откуда мы.
«Если бы ты был рядом» передает ощущение хрупкости человеческого существования, становясь чем-то большим, чем модернизированная семейная хроника. У зрителя на инстинктивном уровне рождается ощущение коллективной уязвимости.