Существует байка о том, что однажды зубной врач Дэвида Кроненберга сказал своему пациенту:"В моей жизни достаточно проблем, зачем еще смотреть Ваши фильмы?" И он был прав. У неподготовленного зрителя фильмы Кроненберга вызывают ощущения, сходные с ощущениями, рождающимися в кресле у зубного врача.
Начиная свою кинокарьеру с шокирующих фильмов о вирусах, мутациях, жутких трансформациях и омерзительных живых механизмах, этот маниакальный исследователь глубин человеческого сознания в одночасье покорил Канны.
Дэвид Кроненберг родился 15 марта 1943 года в канадском городе Торонто. Здесь же он закончил университет со специализацией по естественным наукам.
Последний факт, видимо, и повлиял на особую «физиологичность» всего творчества Кроненберга. Свои первые опыты в кинематографе он начал еще в университете: «Один парень из университета, в котором я учился, снял кино, в котором играли мои приятели,» - рассказывает Кроненберг, - «Когда я увидел на большом экране, в самом настоящем фильме всех этих людей, которых встречал каждый день, чья повседневная жизнь была частью и моей жизни, я был шокирован. А потом сказал себе: «Ты тоже способен на это». И сел писать сценарий, не имея ни малейшего понятия о том, как делается кино». Так появились научно-фантастические короткометражки «Стерео» и «Преступления будущего», в которых наметилась основная тема всего последующего творчества Кроненберга – чудеса и парадоксы человеческой психики.
Первый полнометражный фильм Дэвид Кроненберг снял в 1975 году. Он назывался «Мерзость» и рассказывал о паразитах, которые проникали в тело человека и вызывали у него непреодолимую тягу к сексу. При всей вторичности сюжета, среднем качестве съемок и актерской игры, уже здесь можно было заметить иронию и типично арт-хаусную «сумасшедшинку», так характерную для этого режиссера.
Одним из самых знаковых для Кроненберга стал фильм 1981 года «Сканнеры», рассказывающий о новой расе людей-телепатов, появившейся в результате неудачного фармацевтического эксперимента.
Гремучая жанровая смесь из триллера, шокового хоророра и детектива впервые продемонстрировала социально-философскую грань творчества Дэвида Кроненберга. После «Сканеров» появился фильм-пророчество «Видеодром», рассказывающий о последствиях воздействия телевидения на человека и «Мертвая зона», первый фильм Кроненберга по чужому сценарию. Последний до сих пор считается одной из самых удачных экранизаций произведений Стивена Кинга, которому вечно не везло на хороших постановщиков.
Наконец, в 1986 году появился фильм, который одним из первых всплывает в памяти любого киномана при упоминании фамилии Кроненберг. Это научно-фантастический кошмар «Муха». История о том, как молодой физик в итоге неудачного эксперимента по перемещению в пространстве начинает превращаться в муху, стала одним из лучших образцов жанра биологического хоррора, королем которого заслуженно считается Дэвид Кроненберг.
В начале девяностых режиссер предпринял еще одну попытку литературной экранизации. На этот раз он взялся за культовую сюрреалистическую антиутопию «Голый завтрак» Уильяма Берроуза, своего любимого автора. «Мне понравилось работать над «Голым завтраком» - интереснее всего экранизировать книгу, которая по определению здравого смысла экранизации не подлежит. Тогда зритель не знает, чего ожидать и можно фантазировать, сколько угодно». Те, кто смог осилить эту, мягко говоря, нелегкую для восприятия книгу, согласятся, что экранизировать поток кокаино-героинового сознания Берроуза невозможно. И Дэвид Кроненберг сделал невозможное возможным. В своем фильме-фантазии он совместил литературные труды писателя и факты из его реальной биографии. Подобный эксперимент высоко оценили не только поклонники писателя, но и сам Уильям Берроуз.
В целом 90-е годы стали весьма успешными для Кроненберга. В 1993 году на экраны вышел один из лучших фильмов конца 20-го века «Мадам Баттерфляй» - экранизация пьесы Дэвида Хванга с Джереми Айронсом и Джоной Лоун в главных ролях. А в 1996 году его скандальный фильм «Автокатастрофа» получил специальный приз Каннского кинофестиваля с загадочной формулировкой за «художественное мужество». Действительно, испепеляющий поток секса, насилия и дорожной романтики по мотивам полупорнографической прозы скандального Джеймса Балларда иначе как мужественным художественным поступком не назовешь.
1999 год в киномире прошел под именем Дэвида Кроненберга. Во-первых, на экраны вышел его новый, крайне актуальный фильм «Экзистенция», рассказывающий о тонкостях человеческого сознания, попавшего в паутину виртуальной реальности. Во-вторых, в этом же году Кроненберг возглавил жюри Каннского кинофестиваля и стал одним из самых скандальных председателей жюри в Каннах. Присуждая награды, он показательно проигнорировал таких признанных мэтров, как Джим Джармуш, Дэвид Линч и Такеши Китано, и отдал золотую пальмовую ветвь двум малоизвестным режиссерам.
Однако Каннский фестиваль после столь своевольного жеста в адрес «священных коров кинематографа» не отвернулся от режиссера. В 2002 году работа Дэвида Кроненберга «Паук» стала одной из самых ключевых картин конкурсной программы, а в 2005-ом режиссер представил в Каннах новое творение – «Оправданная жестокость», история о том, как бывший убийца пытается забыть свое темное прошлое, посвятив себя семье и спокойной работе. Последние два фильма показали, что Кроненберг постепенно начинает отходить от ставших типичными для его творчества генетических мутаций и уродств и обращается к более классическим темам, героям и историям, сохраняя при этом свой фирменный стиль. Таким образом, начиная с низкобюджетных ужасов категории Б Дэвид Кроненберг по прошествии лет стал признанным мастером авторского кинематографа. И это далеко не закат его режиссерской карьеры.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия