Статус культового режиссера накладывает на его обладателя большую ответственность. Тем более, если карьера еще только-только начинается, а за спиной у автора всего два больших фильма. Так случилось с режиссером Дарреном Аронофски (Darren Aronofsky), снявшим картины «Пи» (Pi) и «Реквием по мечте» (Requiem for a Dream), после которых его тут же провозгласили одним из самых главных представителей американского индепендента. То ли из-за появившихся амбиций, то ли из-за нежелания ударить в грязь лицом Аронофски решил сотворить что-то по-настоящему Большое и заведомо Культовое. И сразу же понял, насколько тяжелую ношу взвалил на свои плечи.
Фантастическую драму «Фонтан» (The Fountain) он «тащил» к зрителю почти 6 лет, постоянно спотыкаясь и падая на своем пути. За это время он изрядно подустал, потрепал свои нервы и, очевидно, понял всю тяжесть обладания Истиной. Теперь он передает эту трудную ношу зрителям - справляются, разумеется, не все.
Всего существуют три Тома. Первый Том живет в 16 веке. Он испанский конкистадор, посланный прекрасной королевой на поиски Древа Жизни. Второй Том живет в далеком будущем, в большой прозрачной Сфере, бороздящей просторы открытого космоса. Он медитирует с целью тантрического просветления, ухаживает за волшебным деревом, растущим в этой же Сфере, и летит к заветной звезде. Ну и, наконец, третий Том живет в настоящем времени. Он работает ученым-медиком и ставит опыты над обезьянами, желая остановить процесс старения и смерти. Его жена больна раком мозга и должна скоро умереть, но Том уверен – он может ее спасти, и в этом ему должен помочь недостающий компонент – экстракт коры экзотического дерева. Три места, три времени, три истории и всего одна Жизнь…
В каком-то смысле «Фонтан» представляет собой кинематографический аналог литературных опусов Паоло Коэльо, Ричарда Баха и прочих авторов, размышляющих о смысле Жизни и Смерти, предназначении человека и прочих тайнах бытия. Вся эта поп-эзотерика, издающаяся, как правило, маленькими книжками, которые удобно читать в метро, разрослась до масштабного кинополотна, наполненного удивительными метафорами, достаточно прозрачными символами и всевозможными религиозными мотивами – от языческих до библейских. Все что душе угодно, со смысловым акцентом на слово «душа».
Драма «Фонтан» - это бунт в музее естественной истории, искусства, философии и религии. Бунт не бессмысленный, но беспощадный. Все самые яркие экспонаты: от индейцев майя до испанских инквизиторов - ожили и теперь устраивают безумную вакханалию где-то на осколках вселенского знания. Как и у любой революции, здесь есть свой герой – Томас, человек, идущий к своей цели. Актер Хью Джекман (Hugh Jackman) демонстрирует весь свой актерский потенциал и справляется с этим на все триста процентов. Мы действительно видим трех разных героев, а не одного героя в трех разных гримах. Он проживает три жизни, проходит три стадии на пути к просветлению и не всегда идет верной дорогой. Но рано или поздно он достигает своей звезды, и смерть становится актом творения.
Никаких ограничений для возможных интерпретаций Аранофски не дает: ленту можно наполнять любыми смыслами и если кто-то из зрителей скажет, что никакого особого смысла здесь не увидел, а узрел всего лишь красивую картинку, то это тоже будет его право. Можно просто рассматривать кадры (любой из них хоть сейчас на стену вешай), слушать великолепную музыку Клинта Мэнселла (постоянного композитора Аронофски), а можно и вникать в содержание. Этому ярко иллюстрированному путеводителю по вопросам жизни и смерти явно недостает тематических ссылок с комментариями специалистов, в суть происходящего надо не просто вникать, а вгрызаться – при поверхностном просмотре существует большой риск остаться не у дел. Подобно человеку в прозрачной Сфере вы пронесетесь по безграничному космосу режиссерской фантазии, а долетите ли вы до заветной звезды под названием Катарсис, зависит только от вас. Приятного полета.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия