• | ВАЗ 2110 |
Второе мнение следующее – тяжелые времена для российского автопрома уже позади и автомобильная промышленность находится на подъеме.
Так какое же мнение верное? Попытаемся разобраться.
Следует отметить, что с августа 1998 и до середины прошлого года автомобильная промышленность непрерывно росла. В 2001 году объем производства в общей сложности составил более 1 млн. автомобилей. Однако одновременно с ростом производства были и другие моменты. Например, в крупных городах России наблюдался рост доходов населения, особенно среди так называемого «среднего класса». По идее это должно было привести к неуклонному росту продаж российских автомобилей. Но неуклонного и стремительного роста не происходило.
Это несоответствие объяснимо. Дело в том, что начиная с 1998 года стоимость автомобилей ВАЗ постоянно росла. И если сейчас стоимость классических «Жигулей» составляет $3,5-4,5 тыс., то цена «десятого» семейства начинается уже от $6300. Дорогие же комплектации с кондиционером и электропакетом стоят уже по $7500-8000. Но при этом качество отечественных автомобилей по-прежнему остается на, прямо скажем, невысоком уровне. На этом фоне подержанные иномарки становятся все более привлекательными, ведь за $8000 можно купить очень неплохой автомобиль гольф-класса в возрасте 5-7 лет («десятка относится именно к гольф-классу).
Кроме того, стоимость новых относительно дешевых иномарок постоянно снижалась и некоторые машины стоят практически столько же, сколько и «десятки». Например, Hyundai Accent, Kia Rio или Daewoo Nexia продаются дешевле $10 000 (а малышка Daewoo Matiz и вовсе стоит чуть больше $6000). Конечно, эти модели не отличаются престижностью, однако по своей надежности они, как правило, намного лучше, чем продукция ВАЗа или ГАЗа.
Так что многие потенциальные покупатели отечественных машин отворачивались от ВАЗов и ГАЗов в пользу подержанных или новых иномарок. А тут еще повышение пошлин на иномарки старше 7 лет привело к массовому заводу таких машин в Россию. В результате чего спрос на ВАзы и ГАЗы и вовсе упал. И выбраться из этого кризиса автозаводы не могут до сих пор.
Представители ВАЗа и ГАЗа уверены, что все будет отлично и самые трудные времена уже позади. Причем, слухи о трудных временах для автопрома называются «надуманными», а информацию об этом распространяют «провокаторы», которые получили заказ с «целью дискредитировать отечественные заводы в глазах иностранных инвесторов». И вообще «сейчас Россия находится на подъеме».
Однако цифры говорят об обратном. По прогнозам, в 2003 году объем выпуска автомобилей в России сократиться на 7%. Пока эти прогнозы сбываются, особенно по легковым машинам. Например, ГАЗ за первые четыре месяца сделал лишь 15 340 машин, что на 47,3% меньше, чем за тот же период прошлого года. (грузовики и микроавтобусы при этом продавались намного лучше – рост 48,3% и 13,1% соответственно). Не лучше дела и у АвтоВАЗа. За четыре месяца этого года собрано на 15% меньше, чем в 2002 году.
Единственным крупным предприятием, которое несмотря ни на что нарастило производство, стал Ижмаш-Авто. Там сделано на 18,7% больше. При этом стоит отметить, что ИЖ специализируется на выпуске дешевых автомобилей «Иж» и «классических» «Жигулей», которые стоят меньше $5000.