• | Руководство АвтоВАЗа считает, что модель "ВАЗ-2170" станет флагманом российского автопрома |
Это наглядно стало ясно в 2003 году. За первое полугодие большинство иностранных компаний продемонстрировало рост продаж. В среднем российский рынок иномарок вырос на 50%. Российские же заводы наоборот утратили часть своих позиций.
Так, АвтоВАЗ, локомотив российского автопрома, снизил производство легковых автомобилей на 14%.
Причем, снижение спроса на автомобили ВАЗ объясняется не только наплывом подержанных «авторазвалюх» из Европы и Японии, для борьбы с которыми были подняты пошлины, но еще и конкуренцией с новыми автомобилями иностранного производства. Если еще несколько лет назад стоимость иномарок была в 2-3 раза больше, чем отечественных автомобилей, то теперь ситуация несколько иная. Сейчас покупатели уже имеют возможность выбирать среди нескольких автомобилей стоимостью менее $10 тыс. В данном случае речь идет, прежде всего, о компактных Daewoo, Kia, Hyundai, Renault и пр. Они все еще немного дороже, чем «десятки», однако разница в цене составляет уже 15-50%. В результате рост продаж дешевых иномарок растет стремительными темпами.
Например, Daewoo увеличил продажи по итогам первого полугодия на 48%, а спрос на Hyundai и вовсе вырос в 4,9 раза! Причем, продажи могли бы быть и больше, однако дилеры пока просто не успевают ввозить автомобили, которые расходятся буквально мгновенно. Кстати, не отстает от корейцев и компания Ford , которая уже подумывает о введении третьей смены на своем заводе во Всеволожске, ведь несмотря на увеличение производства очереди на модель Focus по-прежнему составляют около трех месяцев.
Но скоро отечественным автозаводам придется еще тяжелее. Например, Volkswagen планирует поставлять к нам модель Gol, собираемую в Бразилии, которая будет стоить от $8800, а компания Kia ведет переговоры с российским правительством об организации полномасштабного производства в Ижевске своих автомобилей. Кроме того, не надо забывать, что уже в следующем году в Москве начнется выпуск нового автомобиля Renault, который также будет стоить меньше $10 тыс.
А чем на эту экспансию дешевых иномарок могут ответить российские заводы? К сожалению, прошедший автосалон в Москве показал, что достойно конкурировать с восточными и западными компаниями у нас пока не получается. Конечно, ВАЗ, ГАЗ, ИЖ и УАЗ представили неплохие разработки, но подавляющее большинство этих автомобилей никогда не пойдут в серийное производство. Либо пойдут, но через несколько лет. Да и цена у новых российских автомобилей будет весьма приличной. Например, по словам представителей АвтоВАЗа, модернизированная «десятка», показанная в Москве, обойдется покупателям в $7-10 тыс. Цена уже почти как в Европе. А вот будет ли соответствовать этот автомобиль европейским стандартам качества и безопасности, еще большой вопрос. По крайней мере, на вопрос о том, сколько нужно АвтоВАЗу денег на серьезное повышение качества автомобилей, председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимир Каданников сказал, что, мол, с деньгами качественный автомобиль кто угодно сделает. Пускай попробуют без денег.