Павел Лунгин в очередной раз удивил. И пусть злые языки называют его конъюнктурщиком, это лишь подчеркивает несомненное достоинство работ Лунгина – они актуальны и своевременны. Просто он не снимает их для себя, а открывает для диалога со зрителем, задавая вопросы, ответив на которые, человек не просто определяет свою позицию по тому или иному вопросу, но и открывает что-то новое в самом себе. Очередные злободневные вопросы задает его новый фильм «Остров» - проникновенный диалог о вере, раскаянии и прощении. Готовы ли вы к этому разговору?
Где-то совсем далеко от суетливого мира находится небольшой островок покоя и смирения. На берегу Северного моря в тесной и грязной кочегарке живет старец Анатолий. Живет сам по себе, разгребает угольные горы, топит печь, горланит православные песни и шутит над местными священниками. Не довольны служители – устроил Анатолий проходной двор из святого места. Постоянно к нему ходит простой люд – кто про свою судьбу услышать, кто для исцеления тяжелых недугов – знает народ, что наградил Бог старца святой силой, и он охотно всем помогает. А между тем уже тридцать лет точит душу отшельника страшный грех. В годы Великой отечественной Анатолий стал предателем и убийцей – застрелил своего товарища Тихона по приказу фашистов - и теперь несет за это наказание, которое и сам на себя наложил: до самой смерти молиться за душу убиенного. Но приходит день, когда прошлое само стучит в дверь...
Уж кому как не Петру Мамонову играть роль человека, променявшего мирскую жизнь на одинокую отшельничью нору. Все-таки его биография очень созвучна истории жизни старца Анатолия. Мятежная молодость, во времена которой бывший лидер «Звуков Му» пел хулиганские песни про то, что «Муха – источник заразы», сменилась спокойной и созерцательной старостью: вот уже порядка десяти лет Мамонов живет вдали от цивилизации в глухой деревне Ревякино, лишь изредка покидая ее чертоги, чтобы сыграть в очередном моноспектакле.
И хотя «Остров» по своей сути далеко не моноспектакль, однако большая часть фильма держится исключительно на изумительной актерской харизме Мамонова. Живой взгляд и мимика, невероятная пластика и меткое попадание в роль – все это несомненные достоинства актера, которые поднимают «Остров» на еще более высокий уровень художественного реализма. Впрочем, нельзя умалять достоинств остальных актеров: Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев, чьи лица мы привыкли видеть в более прозаичных проектах, отрастили длинные бороды и одели черные рясы, и в этом есть особая «изюминка». Невольно напрашивающиеся аналогии с их прошлыми ролями оказывают картине совсем не медвежью услугу – создается впечатление, что бывшие бандиты и рецидивисты (а именно такие персонажи наиболее традиционны для Сухорукова и Дюжева), в конце концов, раскаялись и приехали в глубинку замаливать свои грехи.
Недаром рекламный слоган ленты звучит «Здесь происходит необъяснимое» - каким-то непонятным образом фильм на столь тяжелую и казалось бы скучную тему, как христианская вера, смотрится так легко и непринужденно, что полтора часа экранного времени пролетают как пятнадцать минут. А после просмотра остается ощущение, будто бы Вы только что исповедовались – так светло и тепло становится на душе. Видимо, отец Анатолий помолился и за всех нас. Спасибо ему за это.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия