Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Театр и кино » Поза жизни

 

Поза жизни

 

 

Поза жизни
«Река с быстрым течением». МХТ имени А. П. Чехова


Две последние премьеры чеховского МХТ, вышедшие с интервалом в неделю, странным образом оказались обращены в советское литературное прошлое. Более того, к отечественной прозе, будь то «Живи и помни» Валентина Распутина или произведения Владимира Маканина 70 — 80-х годов минувшего столетия.

загрузка...

 

 

Но если Распутин не раз удостаивался чести быть инсценированным, то для Маканина — это первый опыт обращения театра к его повестям и рассказам, среди которых такие известные в свое время, как «Один и одна», «Человек свиты», «Отдушина» и некоторые другие, объединенные в спектакле под общим названием «Река с быстрым течением».

Впрочем, стоит лишь назвать имя режиссера Марины Брусникиной, как внешний облик постановки можно без труда вообразить еще до начала действия. И предчувствия на сей раз не обманут, потому что «Река» — типичный пример того театрального зрелища, которое успешно культивирует на мхатовских сценах Марина Брусникина. Когда-то она назвала это театральными чтениями, и Маканин — уже шестой автор, слово которого становится главным героем постановки. До него были Виктор Астафьев, Людмила Улицкая, Рубен Гальего, Валерий Исхаков и Анатолий Курчаткин. Правда, в замысленных рамках Брусникина все же пытается экспериментировать, предлагая конкретные формы — то более сдержанные и строгие, то облегченные, в обрамлении музыкально-пластических импровизаций. Но «Река с быстрым течением» — это, так сказать, «классика» брусникинского жанра.

Здесь сразу же можно отметить, что он неисчерпаем, потому что зритель в данном случае идет в театр не столько смотреть, сколько слушать, а череда авторов, чье слово достойно сценического звучания, безгранична. С другой стороны, здесь есть, как уже говорилось, большой процент предсказуемости постановочных средств, что, наверное, в подобном случае неизбежно, а потому это стоит принять как должное. Да к тому же работы Брусникиной, не исключая их художественного значения, все же несут в себе и просветительскую идею. Кто знает, остается ли сегодняшняя Россия «самой читающей страной в мире», но даже если это и так, то качество читаемого явно снизилось. У Брусникиной же литература всегда весьма достойная.

Но нелепо думать, что мхатовские актеры всего лишь играют роли чтецов, а сцена представляет собой лишь площадку для декламации. Нет, Марина Брусникина не переводит прозу на язык театра, но каждый раз придумывает ей определенный сценический образ. В «Реке» — это образ большого многоквартирного дома, дома звучащего, где за каждым освещенным или темным окном творится своя маленькая история. Бытовая, семейная, очень личная и в то же время такая, какая может случиться и с тобой. Прямо в пол сцены вделана огромная фотография зимнего заснеженного города с этими самыми домами. Стоит одинокий фонарь. На импровизированных сценах — множество мутных зеркал, а по полу разбросаны разноцветные клубки шерсти — белые, как снежки, и черные (сценография Екатерины Кузнецовой).

И одеты актеры-персонажи очень похоже: вязаные свитера и накидки, одинаковые брюки, похожие платьица — все очень просто и совсем не изысканно, а по-домашнему (художник по костюмам Светлана Калинина). Актерам же, как это всегда бывает в спектаклях Брусникиной, выпадает задача достаточно непростая: не перевоплощаться, но играть-рассказывать от лица того или иного персонажа, в то же время держа с ним определенную дистанцию, как бы переговариваясь, уточняя детали, а порой ища одобрения и поддержки у зрителей. И они уже достаточно профессионально усвоили подобную манеру подачи материала, существуя в жанре и стиле уверенно и с явным удовольствием.

Вообще, кажется, именно в спектаклях Марины Брусникиной последних лет окончательно сформировалось и обрело необходимое мастерство молодое мхатовское поколение 30-летних актеров (среди которых Елена Панова, Наталья Рогожкина, Валерий Трошин, Павел Ващилин, Кристина Бабушкина, Ксения Лаврова-Глинка, Янина Колесниченко и многие другие), которые и смотрятся в этом контексте не как отдельные одаренные личности, но именно как сплоченная команда, с легкостью овладевшая общностью языка. А это, наверное, куда ценнее, нежели большая или меньшая удача каждого конкретного спектакля.

К тому же актерам надлежит обладать определенной чуткостью — в восприятии своеобразной авторской интонации и передаче ее публике, при этом синтезируя все это с восприятием и отношением собственным. А ведь Владимир Маканин пишет об очень простых вещах, обыденных, будничных, но именно они и складываются в то, что называется человеческой жизнью. Здесь нет каких-либо «подвигов» и прочих экстраординарных событий, нет героев и антигероев нашего времени, но разве от этого личные, частные мотивы и поступки каждого становятся менее значимыми? Брусникина выстраивает этот спектакль по все возрастающей эмоциональной траектории — от мягкого юмора, самоиронии до настоящих трагических моментов. И это не может не затронуть каждого смотрящего и слушающего в полумраке зрительного зала. Чем не задача для театра, пытающегося быть современным, к тому же достойно выполненная.
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Поза жизни":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Жизнь рассудит

В тесте участвуют автомобили: Chevrolet Viva, Kia Cerato, Hyundai Elantra, Chevrolet Lacetti Посмотреть другие фото (22) CHEVROLET VIVA «Опель-Астра» второго поколения выпускали в Германии с 1998 по 2004 год. В Польше и Бразилии его делают до сих пор под маркой «Шевроле».

» Американскии автомобили - 2315 - читать


Honda Legend: На все случаи удавшейся жизни

В тесте участвуют автомобили: Honda Legend Объяснить своей второй половине, почему большая «Хонда» столь привлекательна именно для мужского организма, будет нелегко. В конце концов ей придется поверить вам на слово: новый «Ледженд» – это куда больше, чем просто выразительная наружность, модный спортивный имидж и жизнеупрощающая коробка-«автомат».

» Японские автомобили - 2955 - читать


Toyota Corolla: Жизнь выше 6000

В тесте участвуют автомобили: Toyota Corolla "Toyota Corolla Т-спорт", наиболее мощная модификация "Тойоты-Королла", выпускается с кузовом хэтчбек. Двигатель 1,8 л, 141 кВт предлагается только с шестиступенчатой механической коробкой передач.

» Японские автомобили - 2314 - читать


Ресурсные испытания Kia Sephia: 20 000 позади

• Седан KIA SephiaНедорогую новую иномарку покупают из-за весьма ограниченного количества причин. Во первых, в большинстве случаев это "бюджетное" приобретение единственного автомобиля в семье и покупатель знает счет лишней сотне долларов. Во-вторых, покупая новый автомобиль, владелец прикидывает эксплуатационные расходы, переодичность и стоимость ТО, рассчитывая тратить весьма умеренные суммы на обсуживание.

» Корейские автомобили - 2754 - читать


Тибетская йога: поза «трупа», или смерть во имя жизни

Так уж устроен человек: ему всегда хочется объять необъятное и прикоснуться к недосягаемому. Видимо поэтому всё, что связано с йогой, такой на первый взгляд таинственной и малопонятной, притягивает и манит. Особенно в тех случаях, когда эта необычная «госпожа» предлагает вместе с ней принять позу… «трупа», обещая после чудесное воскрешение.

» Секреты своего тела - 2255 - читать



Статья на тему Культура и искусство » Театр и кино » Поза жизни

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru