По рассказу Ивана Охлобыстина.
В ролях: Гоша Куценко, Владимир Вдовиченков, Анастасия Сланевская, Станислав Дужников, Анатолий Белый и другие.
О сюжете. В неопределённом будущем собранная бывшим командиром команда специального назначения должна выполнить особо секретное задание.
В ходе его выполнения бывшие соратники по опасным миссиям вновь наслаждаются радостью общения между собой. На сверхсекретной ракетной базе, куда направил некогда единую команду приказ высшего начальства, им придётся столкнуться не только с опасностью заразиться мутировавшим вирусом, но и с непростыми характерами друг друга. Имеющийся у доктора антидот уже бесполезен, и им всем придётся умереть на острове в страшных судорогах. Но на этот случай есть “Параграф 78 Экспедиционного устава”: “Если причина поражения неустранима, а возвращение представляет потенциальную угрозу, группа подлежит самоликвидации”. Всем им рано или поздно придётся погибнуть, превратившись перед этим в обезумевших кровожадных мутантов, движимых лишь неконтролируемыми грязными инстинктами. Сразу хочу оговориться, что все, кто имеет отношение к созданию этого фильма, в отдельности люди талантливые и достойные уважения. Но то ли звёзды так расположились, то ли еще какая непонятная напасть приключилась, все вместе они создали фильм, который можно без колебаний назвать никаким. (Воздержусь от более подходящих эпитетов и оценок).
Гудвин (командир группы) в начале фильма собирает свою бывшую команду для выполнения задания. Вспоминаются “Приключения принца Флоризеля”, когда он отлавливал группу преступников по всему миру. Там всё гораздо живее и с юмором. Тут же – примитивно, скучно и глупо. С самых первых сцен становится понятно, что картина претендует на статус глубокой психологической драмы, а не боевик в чистом виде. Но верится в это с огромным трудом. Диалоги главных героев фильма Скифа и Лисы во всех практически сценах больше смахивают на разговоры аборигенов-бедолаг с городской свалки, которых жизнь заставила общаться между собой в грубой и циничной форме с целью выживания. Забегая вперёд, хочу отметить, что стиль общения участников любовного треугольника говорит о том, что они уже поражены вирусом дикости, и заразиться в лаборатории им не суждено, так как они уже больны и у них выработан иммунитет.
Сама секретная лаборатория очень сильно напоминает переходы и коридоры из игры и фильма “Doom”. Знаковая сцена драки на пистолетах получилась очень смешной, в духе “Голого пистолета” или китайского боевика, где главные герои летают, уклоняются от пуль, снарядов, ракет и т.д. Мне более занятна мысль драки на гранатах. Если бы дерущиеся метали друг в друга гранаты в комнате, те бы взрывались, но бойцы умело уклонялись бы от всех осколков. Сцена с перестрелкой в “рукопашном бою” не совсем вписывается в общий фон фильма и явно не вяжется с другими сценами. Она существует сама по себе. Здесь присутствует дух “Матрицы”, но с явно ограниченным бюджетом. Однако подражание Тарантино исполнено, и все должны быть довольны. Но “матёрые” бойцы команды в других эпизодах ведут себя как мешки пенсионного возраста с трудовой мозолью вместо атлетического пресса и с полным отсутствием пластики тела.
Нелогичность поступков и поведения героев фильма можно объяснить корявым сценарием и неудачными экспериментами режиссёра, но чем объяснить сонное состояние актёров во время большинства сцен? Вдовиченков вообще по ходу всего фильма витал явно в другом месте, думая о чём-то своём. Как впрочем, и все остальные актёры. Сыграть так плохо нужно было очень постараться, потому что в других картинах тем же актёрам верится гораздо больше. Зацепиться по ходу всего фильма совершенно не за что. Даже элементарную зрелищность напрочь подкашивает небрежность создания большинства сцен. Сильный взрыв, срывающий с петель специальные многотонные двери бункера, поднимает в воздух пыль, как будто встряхнули новое одеяло. Доктор (он же Клизма) при всем своём профессионализме даже не удосужился спросить у спецназовцев, упакованных до зубов специальным снаряжением, о личных аптечках. А мог бы запросто найти при этом необходимый компонент для изготовления нового антидота и всеобщего спасения от заразы. Ведь такие лекарства естественно у них были, даже у Лисы - в виде противозачаточных таблеток. Вместо этого он совершает коварный акт суицида, нагадив всем в душу.
Юмор в фильме присутствует, но он какой-то странный и неуместный. Ни два, ни полтора. Вроде бы по сюжету зритель должен проникнуться и даже может быть всплакнуть в некоторых моментах, но тут кто-либо из героев фильма выдаёт очередную трагично-комичную нелепость. Как пример: два старых товарища сурово и печально идут на исходную позицию, чтобы всадить друг в друга по порции свинца (так надо!). Видно, что делать им это очень даже не хочется, но сценарист и режиссёр им просто не оставили выбора. И вот гремят выстрелы, и оба падают со смертельными ранами рядышком. Причём один друг всаживает другому заряд дроби в живот, видимо для того, чтобы тот в полной мере смог ощутить тоскливость ситуации и верную любовь своего товарища. Перед смертью друг прижимает умирающего брата по оружию к себе, на что тот резонно и очень к месту, шутя и подбадривающе спрашивает у него, а не пидор ли тот? От чего оба радуются и умирают умиротворённые.
Очень многие сцены кажутся передержанными и пережаренными. Сцена попытки домогательства “чужих” спецназовцев из другой команды до моющейся в душе Лисы получилась очень двусмысленной. Сложилось впечатление, что прижавшийся к ней сзади (по её же предложению) голый “чужак” уже давно начал делать “своё дело”, пока она объясняла ему, что так вести себя очень неприлично, и не показала наконец-то им всем где “раки зимуют”. Кстати, начинающая свою карьеру актрисы Слава очень старалась сыграть свою роль, подражая при этом игре корифеев и именитых партнёров. Ну что тут сказать, это у нее, к сожалению, получилось.
В конце фильма появляется даже мысль: а не Охлобыстин ли тут всех под “монастырь подвёл”? Рассказ-то, по которому сценарий написан, его. Мне очень нравятся многие вещи этого талантливого человека. Но, похоже, что тут всё-таки согрешил Иван, и это вызвало цепную реакцию. На фоне неимоверно долгого и вялого, почти трёхчасового маразма абсолютно не верится в искренность красивого и чувственного (по замыслу создателей) финала фильма. Мотивы и цели самоотречения во имя любви и дружбы (а может, и всего человечества!) уже вызывают некоторое недоверие и сомнение.
Автор: Борис Пальгов
Прочтений: 395
Статья о кино и кинофильмах получена: www.myJane.ru