«Мой друг однажды сказал, что самая худшая ошибка, которую ты можешь совершить - это думать, что ты живёшь. В то время как ты всего лишь спишь в зале ожидания жизни... Самое главное совместить свои рациональные способности при бодрствовании с безграничными возможностями в своих снах. Если ты можешь это - ты можешь всё...» - эту фраза звучит в картине Ричарда Линклейтера (Richard Linklater) «Waking Life», одной из самых удивительных и волшебных картин последнего времени. Если один из героев книг Ричарда Баха утверждал, что кино – всего лишь иллюзия, то фильм «Waking Life» - это иллюзия в квадрате.
Нереальная картина, рассказывающая о нереальном.
Загадочный полуреальный, постоянно расплывающийся мир. Молодой человек отправляется в странное путешествие, в ходе которого знакомится и разговаривает с разными людьми, тоже весьма необычными. Они беседуют с ним о сущности бытия, человеческих судьбах, причудах восприятия и науке снов. Один из собеседников рассказывает парню о хорошем способе проверить, спит человек или нет. Для этого достаточно щелкнуть выключателем, и если освещение в помещении включится или выключится – значит, человек не спит. Во снах мы не можем изменять освещенность реальности - утверждает собеседник. Главный герой решает испробовать это на деле. Он подходит к выключателю и нажимает на него. Но… освещение не изменяется! Выходит, это лишь сон? Или нечто большее?
Нет ничего удивительного в том, что через несколько лет после работы над «Waking Life» Ричард Линклейтер решил экранизировать роман Филипа К. Дика (Philip K. Dick) «Помутнение» (A Scanner Darkly). Потому что содержание этого фильма – Филип Дик, Карлос Кастанеда и все философы-экзистенциалисты вместе взятые. Изумительная картина, больше похожая на сон, наполнена цитатами и аллюзиями (иллюзиями?) из писателей, эзотериков и мыслителей, размышляющих о сущности человеческого «Я», тайнах сновидения и загадках человеческого подсознания. Что есть жизнь и что есть сон? Чем одно отличается от другого? Где находится граница между человеком реальным и человеком спящим? Фильм «Waking Life», который можно перевести как «Жизнь пробуждающаяся» или «Жизнь наяву» (в любом случае перевод лишь исказит смысл), не просто визуализированный цитатник по философии, а яркая наглядная иллюстрация многих философских измышлений.
Он снят по необычной методике (которая, кстати, применяется и в «Помутнении»): сначала живые актеры снимались на цифровую видеокамеру, затем съемки загружались в компьютер, после чего около 30-ти художников-аниматоров обрабатывали каждый кадр, делая его приближенным к анимационному. И только в конце все перегонялось на кинопленку. Полученный результат превзошел все ожидания. «Waking Life» - это удивительная смесь игрового кино и анимации, для которой впору придумывать отдельный жанр. Многочисленные образы возникают и перетекают друг в друга, бесконечные метаморфозы, интересные параллели, символы, знаки, абстракции взаимодополняют и сливаются в одно целое – настоящий пир для зрителя-визуала. Описать все это невозможно – это нужно видеть. Во время просмотра «Waking Life» действительно создается впечатление, что вы находитесь не в кинотеатре, а в чьем-то странном сне. Кто-нибудь мечтал попасть в чужие фантазии? Картина Ричарда Линклейтера предоставляет Вам эту уникальную возможность.
Эту возможность высоко оценили многие любители независимого кино и даже самые придирчивые кинокритики. В 2001 году лента «Waking Life» получила приз за лучший фильм Венецианского фестиваля, а год спустя Ассоциация американских критиков вручила Линклейтеру награду за лучший экспериментальный фильм. Ну и как всякий хороший сон этот фильм имеет свойство сниться заново. Дело не только в том, что его можно пересматривать много раз. Просто 2006 год – это год премьеры «Помутнения», фильм с которым «Waking Life» роднит не только уникальная анимационная техника. Герой, балансирующий на грани сна и реальности, а также размышления о смысле бытия – все это обещает экранизация романа одного из главных психоделиков от литературы Филиппа К. Дика. «Каждую минуту я вижу разное кино. Иногда я его не понимаю, иногда оно мне не нравится, но я его смотрю и проплываю мимо. Нужно держать реальность в равновесии... Плыть по течению... Море принимает все реки. Главное - постоянно находиться в состоянии отбытия и всё время прибывать - это избавляет от знакомств и расставаний. Путешествие не требует объяснений и попутчиков...»
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия