Десять лет назад Джон Лонгли, австралийский моряк и кораблестроитель, начал работу над проектом, в осуществление которого мало кто тогда верил. Построить точную копию «Индевора» — корабля Кука и повторить его кругосветное плавание.
Несколько раз нехватка денег грозила перечеркнуть все планы. Но Лонгли был одержим своей идеей и — что главное — сумел сплотить вокруг себя мастеров, готовых в тяжелые моменты работать почти бесплатно. И это поддержало корабль на плаву.
В переносном — пока — смысле. Но в 1993 году в австралийском порту Фримантл корабль — «Его Величества барк «Индевор» был спущен на воду и стал на плаву в буквальном смысле. «Индевор» прошел вдоль берегов Австралии и Новой Зеландии. Дело пошло на лад: австралийцы и новозеландцы знают и любят свою недолгую историю, а она началась именно с плавания Кука — два столетия назад. В Новой Зеландии, например, около 150 000 человек побывали на борту судна. Уже это позволило выровнять дела с финансами.
Существовали оригинальные чертежи «Индевора», которые были вполне пригодны для постройки нового корабля. Подлинный барк Его Величества «Индевор» был трехмачтовым угольщиком — да не прозвучит этот термин приземленно для любителей романтики. После некоторого переустройства на нем разместили научную экспедицию. Вообще, угольщики XVIII века — считай, то же самое, что сухогрузы сейчас, — были отлично построенными кораблями с плоским днищем и достаточным пространством для хранения чего бы то ни было. Что могло быть тогда лучше для снаряжения многолетней исследовательской экспедиции?
Очевидно, судно выбирал сам Джеймс Кук, а уж он в море и мореплавании разбирался досконально. Капитан Джеймс Кук, родился 27 октября 1728 года в городке Мартон в графстве Йоркшир. Познакомился с морским делом он в 19 лет, а в 27 — завербовался в Королевский военно-морской флот. Служба там была столь тяжела, что матросов, скажем, вербовали в портовых кабаках, предварительно упоив: в трезвом уме мало кто решился бы на это. По рекомендации Королевского географического общества, Кука — уже опытного и высокообразованного моряка назначили начальником кругосветной экспедиции. Британское Адмиралтейство организовало ее для изучения южной части Тихого океана. Экспедиция — первое из трех долгих плаваний капитана Кука. Результатом плаваний стали подробнейшие карты океана — от Новой Зеландии до Арктики. В 1768 году Кук вышел из порта Плимут на барке «Индевор». Барк обогнул мыс Горн, побывал на нынешнем острове Таити. Кук впервые нанес на карту лежащие к северу-западу от Таити острова. В 1769 — 1770 годах он обошел Новую Зеландию, установил, что это — два острова, а не часть материка, и составил карту обоих. Затем он открыл Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии — естественно, объявив его британским владением под присвоенным им же именем Новый Южный Уэльс. Там он стал на якорь в бухте Ботани-Бей, названной в честь трудолюбивых экспедиционных ботаников: решение об этом также принял Кук. Потом Кук прошел на запад через пролив Торреса к Яве и, обогнув мыс Доброй Надежды, в 1771 году вернулся в Англию, чем и завершил свое первое кругосветное плавание — плавание в западном направлении на Его Величества барке «Индевор». Имя это можно перевести, как «Упорный», «Прилагающий все силы». Карты, составленные экспедицией, столь точны, что их можно использовать и в наши дни. Знаменитый капитан еще два раза отправлялся в опасные путешествия к чужим берегам. Именно Джеймс Кук первым пересек Южный полярный круг и нанес на карту побережье более северных тихоокеанских островов, включая Гавайи. Там же трагически закончилась его жизнь — вместе с четырьмя членами команды он погиб на Гавайях в 1779 году во время стычки с островитянами. Двести лет спустя, на строительство «Индевора» в австралийский Фримантл пригласили мастеров-профессионалов со всего света. Работа началась в 1987 году под руководством опытного океанского яхтсмена Джона Лонгли.
В 1990 году идея чуть не рухнула из-за финансов. Лонгли и его команда продолжали работать, как говорится, на чистом энтузиазме. В голову Лонгли пришла счастливая идея: в 1991 году учреждена была организация «Его Величества «Барк «Индевор», собравшая нужные средства: затея с плаванием перестала быть частным делом энтузиастов и приобрела характер общественного проекта.
Новый «Индевор» был спущен на воду 9 декабря 1993 года.
— Корабль просто великолепен, — рассказывает Лонгли. — Он сам обучил нас, школяров парусного флота, управлять им.
Тогдашние планы последователей Кука были очень точны.
— Мы отправимся к берегам Англии, зайдем в южноафриканские порты Дурбан, Порт-Элизабет и Кейптаун и прибудем в Лондон в марте 1997 года. На борту постоянно будут находиться 14 членов экипажа и 36 любителей. Всем им еще предстоит набраться опыта, даже тем, кто уже имел дело с морем раньше. У парусного флота — свои законы. Работа предстоит нелегкая, и условия, стало быть, жесткие. Поэтому в члены экипажа мы набираем людей молодых. Но будут с нами и четыре пассажира, как были и тогда, двести лет назад. Жить им предстоит на баке, в каютах для джентльменов. Это будут писатели или художники — когда еще им представится возможность улизнуть из нашего сумасшедшего двадцатого столетия, дабы немного попутешествовать во времени?
Достигнув Великобритании, мы посетим Грейт-Ярмут, Уитби — город, где Кук провел много лет. Потом — порты в Шотландии, включая Эдинбург и Абердин. В Портсмуте немного подремонтируемся и — в Новый Свет. Вообще-то, наш новый «Индевор» станет передвижным музеем. Капитан и экипаж будут выглядеть так, словно прибыли в порт и сошли на берег из XVIII века. Да, да: и в парике, и в треуголке, и со шпагой.
Экипаж на борту будем заменять от порта к порту. То же касается и четырех пассажиров. Есть дьявольские неудобства, к примеру, тогдашние флотские подвесные койки. У них длина — шесть футов, а мой рост - шесть футов и пять дюймов. Куда мне эти пять дюймов девать? Представляете?
Специалисты утверждают, что корабль очень сухой — нигде нет никаких щелей, куда могла бы просочиться вода. Практически все время придется корпеть над парусами — при заходе в любой порт они должны быть подняты.
Вместе с тем, между нынешним «Индевором» и его предком есть целый ряд отличий. Это касается, главным образом, древесины, некоторых материалов и металлических фитингов. Вместо традиционного вяза, дуба или ели, из которых тогда строили корабли в Англии (и изрядно повывели леса), для постройки современного «Индевора» использовали в основном твердую древесину, местных австралийских пород и ель Дугласа, привезенную из Соединенных Штатов. Железные крепления оцинкованы, а паруса сделаны из дурадона — синтетического холста. Правда, он очень похож на настоящий лен. По идее, для нового судна (Хватило бы и меньшего количества экипажа: 56 вместо 94. Но — было в судовой роли 94, так и тут будет. Что мы улучшали, естественно, так это условия проживания и питания. Те, в которых пребывали моряки XVIII века, вряд ли сейчас кто бы вынес. Не забывайте, в те времена (да и много позже) порка матросов была в порядке вещей. Так что кое от чего из прошлого пришлось — без сожаления — отказаться.
Заслуги плаваний Кука, а соответственно, Его Величества барка «Индевор» общеизвестны до мельчайших подробностей. К примеру, «Индевор» был первым судном, с которого точно смогли определить долготу. Это подтверждают недавно выпущенные навигационные таблицы. Он был первым кораблем, совершившим столь длительный рейс, во время которого от цинги не погиб ни один человек. А цинга тогда косила мореплавателей.
Но зато судьба самого старого судна окутана тайной. Существуют две версии того, что же произошло с легендарным барком.
По одной — корабль после кругосветного плавания продали, кажется, какому-то французу-торговцу, переименовавшему барк в «La Liberte» — «Свобода». Француз, вероятно, переправил его в Северную Америку, чтобы использовать как китобойное судно. Где-то в Америке легендарный барк был сильно поврежден британским кораблем; его останки, возможно, захоронили совладельцы в Ньюпорте, штат Род-Айленд.
Есть и другая версия, согласно которой парусник окончил свои дни на Темзе, Лонгли склонен верить в первую.
Может быть, удастся выяснить истину?
Почему бы и нет? «Индевор» значит «Упорный», и люди, плывущие на нем сейчас, прилагают к этому все силы.