"А мы Масленицу встречали, сыром горки набивали, маслом горки поливали!": запевали во время одного из самых длинных славянских праздников наши предки, поедавшие семь дней масленичной недели блины. И не просто поедали, а со смыслом, ибо каждому дню было дано свое имя:
Понедельник. "Встреча"
В этот день встречали Чистую Масленицу и с пением возили ее на санях по деревне. Свекры отправлялись к сватам в гости, и за чаркой устанавливался регламент праздника: когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. Сама по себе Масленица - это персонаж славянской мифологии, воплотивший в себе сразу трех персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть, объединенных в чучеле в женской одежде и с масляным блином или сковородой в руках.
От блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа. Говорят, что пристрастил людей к этому лакомству не кто иной, как библейский царь Давид, который по случаю празднеств раздавал всем по "блину сковородному".
С тех самых пор народная любовь к блинам перешла все границы. У древних славян блин олицетворял бога Солнца. Слово "блин" происходит от "млин" - молоть. Первоначально млином называли изделие из гречневой крупы, пекущееся на сковородке, смазанной маслом. Очевидно, эти блины начали печь раньше хлеба. Были блины молочные, яичные, дрожжевые, гречневые, ржаные, пшеничные, овсяные, с припеком или двумя припеками.
Кстати, наши языческие предки верили в то, что вместе с наступлением весны на землю с небес опускаются души умерших, которые должны во всем помогать живущим в настоящее время. Поэтому самый первый испеченный блин всегда следовало класть на "духовое" окошко, для того, чтобы души предков не были в обиде.
Вторник. "Заигрыш"
На 'заигрыш' с утра девицы и юноши ходили в гости - покататься на горках, поесть блинов. Надо сказать, что все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. Молодым парням в эту неделю не возбранялось воровать девушек. А если в селе жил холостяк, который, по мнению односельчан, уже слишком давно вступил в брачный возраст, то дверь его дома заваливали большой деревянной колодой и не выпускали наружу до тех пор, пока он не заплатит весельчакам солидный выкуп и не накормит блинами.
Среда. "Лакомка"
В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки, в которых продавался горячий сбитень (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники и чай. Считалось, что в Масленицу, а особенно на 'лакомку', нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, 'сколько раз собака хвостом махнет'. К блинам следовало подавать всевозможные сыры, молоко, сметану и масло. Пеклись и поедались блины с коноплей, блины с овсяной мукой, блины с картошкой, блины с творогом. Ели эти блины, смазывая сметаной, коровьим маслом и медом. Наедались впрок, на весь будущий пост!
Четверг. "Разгульный четверток"
Вот тут-то начиналось основное веселье: катались по улицам, пели частушки, устраивали кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим 'поездом' с песнями тянулся народ.
Пятница. "Тещины вечерки"
В этот день наступала очередь зятьев приглашать к себе в гости тещ и угощать их. Однако прежде чем идти в гости, теща должна была с вечера прислать все необходимое для печения блинов, в том числе сковороду и половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.
Суббота. "Золовкины посиделки"
В субботу невестка приглашала родных мужа к себе в гости на золовкины посиделки. "Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала крещеная матушка-Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась", - отмечали бытописатели Москвы. А в воскресенье наступали проводы Масленицы.
Прощеное воскресенье. "Целовальник. Проводы"
В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали на костре. Вместе с ним сжигали и ненужные вещи, чтобы что-то новое пришло в жизнь. Вообще эти проводы были очень похожи на карнавальные шествия, в которых принимал участие весь люд. Аналогичные похороны устраивали и другим персонажам славянской мифологии - болгарскому Герману, русским Костроме и Яриле.
Также в последний день Масленицы все просили друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом, чтобы помыслы были чисты и безгрешны.
Со следующего понедельника - в этом году 6 марта - начнется Великий Пост, запрещающий все то изобилие, от которого сейчас должны ломиться столы.
Так празднуйте Широкую Масленицу и наедайтесь, по завету наших предков, до отвала!
КОСМЕТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Масленица - замечательный, веселый праздник, который хочется встретить на улице. Весна уже вступает в свои права, но пока это только календарная весна, на улице еще господствует зима. А это значит, что нашей коже все еще необходима защита.
Green Mama рекомендует:
Бальзам для губ регенерирующий и защитный SPF 2
Защитный бальзам для лица и рук от морозной погоды с французским гусиным жиром
Детские носики, щечки и ручки поможет защитить Детский крем с чередой из Детской серии Green Mama
Вернувшись домой, уделите чуть больше внимания своей коже. Во время праздничных гуляний на свежем воздухе Ваша кожа, конечно, была защищена, но теперь ей необходимо увлажнение и питание.