Не секрет, что в жизни иных супружеских пар однажды наступает момент, когда вдруг становится ясно: что ни делай, развод неминуем. К тому же супруги уже, вроде бы, намучились друг с другом настолько, что расставание кажется лучшим выходом. Тем не менее мало что способно вызвать такой накал страстей и бурю эмоций как развод. Как правило, это процесс достаточно напряженный, конфликтный и скандальный. В такой ситуации мы перестаем узнавать своих, в сущности милейших, друзей и знакомых, которые вдруг превращаются в мегер и истериков, скупцов и нытиков, в общем - в непримиримых врагов.
Еще со времен Римской империи радикальнейшим способом избавления от постылой жены были пышные похороны последней. Это потом в Риме возникла идея договорного брака, то есть брака, который заключался на год и по истечении указанного времени либо продлевался, либо прекращал свое существование. Это уже либерализм какой-то получается.
"Нет, так дело не пойдет!", - решали мужчины в разных странах и избавлялись от своих жен ссылая их в монастырь, как например Иоанн Грозный или Петр Великий. Последний сослал в монастырь свою супругу Евдокию, возжелав вторично жениться, но именно при Петре I возникла традиция "полюбовных" разводов. В 1722 году Петр I издал указ о "временном разлучении", который позволял супругам разъехаться, не испрашивая разрешения Синода. Для этого надо было при свидетелях дать письменное подтверждение, что не имеешь к бывшему супругу никаких претензий.
Со временем этот способ развестись стал пользоваться большой популярностью среди дворянства XIXв. Тем не менее (см. выше), такое "временное разлучение" нельзя считать официальным разводом, который влечет за собой раздел имущества и другие неприятные последствия. Часто после формального разъезда супруги сохраняли вполне дружеские отношения. Для официального оформления уже состоявшегося развода использовали поводы чисто мифические. Например, князь А.П.Вяземский, прожив десять лет в браке и восемь - отдельно от жены, попросил Синод развести их по причине "старости, болезней и неспособности к брачному сожительству". Святейший Синод, понимая надуманность повода, просьбу удовлетворил. И тем самым внес свою лепту в богоугодный процесс пропаганды добровольных и мирных разводов. Благородные дворянки уже позапрошлого века не боялись разводов: они точно знали свои имущественные права. Им полагались седьмая часть имений супруга и четвертая часть его недвижимости и капитала. Если, конечно, они вели себя прилично по отношению к бывшему мужу. Гражданские законы XVIII века призывали враждующие стороны воздерживаться от "драки и рукоприкладства, взаимных укусов, матерного лаяния и рыкания". Встречались, правда, вздорные жены, требовавшие от мужа чуть ли не всего имущества. Именно такой была супруга генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Отчаявшись с ней развестись, Суворов попросил у Павла I соизволения постричься в монахи. И только активное посредничество государя помогло разрешить дело полюбовно...
Разводы становятся привычным явлением уже в ХХ веке. Правда, и проблем, возникающих в связи с разводом становится больше. Особенно у богатых людей и особенно, если их "половины" обладают не менее вздорным характером, хорошим адвокатом и занимают активную жизненную позицию. Так, в середине 1960-х годов 29-летний герцог Аргиллский подал на развод, обвинив свою 19-летнюю жену в супружеской неверности. В качестве доказательств он предоставил фотографии. Там была изображена его вторая половина, которая не просто занималась любовью с другим мужчиной - она делала это в чрезвычайно извращенной форме. Подвергнуть юную супругу такому унижению герцог решил по чисто меркантильным соображениям: в случае полюбовного развода ему пришлось бы выплачивать жене 50 тысяч фунтов ежегодно. Герцогиня, однако, нашла опытных адвокатов, дело затянулось. Процесс длился тридцать лет. 59-летний герцог все-таки выиграл разбирательство. Думаю, к этому времени вопрос о супружеской неверности был абсолютно неактуален.
Общество ХХ в., конечно, стало толерантней относиться к разводу. Например, в странах Африки женщины получили право становиться инициаторами развода. Египетский мужчина давно мог получить развод практически без проблем, в то время как женщине, подающей на развод, нужно еще доказать факты плохого обращения со стороны мужа. А сейчас египетский парламент пошел на невиданные уступки - женщины получили право подавать на развод по причине "психологической несовместимости" с супругом. Правда, в этом случае сохраняется существенная оговорка: женщина должна вернуть калым, т.е. выкуп, который будущий муж в свое время уплатил родителям невесты. Вот так-то! Вернула деньги - и можешь быть свободна!
В Гвинейской Республике еще в 60-е гг. Была проведена реформа семейного права. Составной частью системы местного самоуправления стали женские советы. Такое положение в целом сохранилось и до настоящего времени. На собрании женсовета любая жена может обличать мужа в самых разных прегрешениях, скажем, в измене или рукоприкладстве. Помимо общественного порицания, ему грозит штраф в пользу родственников жены или местной общины, размеры которого определяет все тот же женсовет. Для мужчины же бороться с женсоветом через суд малоперспективно и даже зазорно.
Это в исламских странах. А что же творится в Европе? А в Европе отдельные представители постиндустриального общества дошли до того, что организуют не только виртуальные свадьбы, но и виртуальные разводы. Умельцы Интернета предложили заинтересованным супружеским парам быстрые, без излишней огласки услуги по разводу. 79,99 фунтов стерлингов стоит бракоразводная процедура по документам, переданным через Интернет фирме "Десктоп лоуер". Традиционный путь к освобождению от супружеских уз требует затрат, как минимум впятеро больших. В сети же заполнение документов занимает всего полчаса. Затем они направляются ожидающим их у компьютеров экспертам. После проверки и согласования с клиентами адвокаты передают документацию в суд.
Услугами службы уже воспользовались 300 пар, и, как предсказывают специалисты, вскоре фирму ожидает наплыв желающих.
*****
Итак, можно ли развестись без изматывающих душу выяснений, кто виноват и кто хуже? Многовековая история человечества прямо говорит: нет. Однако прогресс, как известно, состоит не только в изобретении сливного бачка, но и в смягчении нравов. Люди становятся разумнее и эгоистичнее - многие уже поняли, что лучше всего расставаться беззлобно. Развод - это испытание. Испытание на здравый смысл, от которого во многом зависит Ваше будущее.
Ирина Кузина08.08.01
Статья получена: Женский журнал Клео.Ру