Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дом и семья » Семейная жизнь » Работа и карьера » Испытание школой

 

Испытание школой

 

 

Испытание школойВообще-то, школу я не любила никогда. И была, как говорили учителя, "девочкой способной, но ленивой". На уроках маялась, писала записочки, хихикала с подружкой, рисовала в тетрадке и делала все возможное, чтобы скоротать время и оказаться наконец "на воле". И все ждала: когда же закончится это мученье и я смогу жить так, как хочется мне, без указки, расписаний и звонков. Закончилась школа - начался университет, и снова я ждала, когда же придет конец этим чертовым сессиям, зачетам, "хвостам", пересдачам!

загрузка...

 

 

Теперь все позади. Казалось бы - живи и радуйся, и забудь прошлое как страшный сон. А оно и вправду выглядит сном, кажется далеким и почти нереальным, но только уже не тягостным, а, наоборот, приятным. И люди из этого сна - школьные и университетские учителя - вспоминаются с умилением и теплотой в душе. Оказывается, они действительно многому научили меня! А я понимаю это только сейчас. И чувство благодарности (откуда оно только взялось?) наполняет сердце, и слова, которые я никогда не говорила им (колючая, вредная девчонка!) готовы сорваться сейчас.

Галина Владимировна. Учительница русского языка и литературы. Единственная из учителей нашей школы, у которой на уроках была тишина. Но не та гробовая, испуганная тишина, которая наступает после того, как "училку довели до ручки" и она наставила двоек половине класса, а тишина живая, наполненная мыслями, раздумьями, интересом к тому, что только что сказал учитель. Она уважала учеников, но не терпела хамов, и даже жвачку на ее уроках не жевал никто.
До сих пор удивляюсь, как же хитро она "заставила" нас всех прочесть "Войну и мир": сцены мира, которые всегда читаются легче, мы живо обсуждали на уроках, а по сценам войны - тем, которые почти все, особенно девочки, так и норовили пролистнуть - всегда писали изложение. В результате об Аустерлице и Шенграбенском сражении я знала не меньше, чем о первом бале Наташи Ростовой.
Иногда Галина Владимировна читала нам отрывки из книг современных писателей, например, Довлатова, и весь класс, распластавшись по партам от хохота, слушал о том, как в "Зоне" уголовники ставили пьесу про Ленина и Троцкого. А еще она частенько зачитывала нам "перлы" из наших же сочинений, но никогда не сознавалась, кто какие глупости сморозил. Я всегда с замиранием сердца открывала свою тетрадь с проверенным ею сочинением, ожидая кроме оценки увидеть еще несколько слов, написанных красной пастой и обращенных именно ко мне. И часто эти слова были: "Ты действительно так думаешь?.. Очень интересные мысли!" или "Читала с удовольствием!" Я заливалась краской от смущения и радости, и на некоторое время совершенно забывала о том, как мне надоела эта школа. Возможно, именно поэтому после окончания учебы я, недолго думая, подала документы в университет на филологический факультет.

Валерий Александрович. Преподаватель зарубежной литературы. Никогда не забуду его первое появление в моей жизни. Огромная университетская аудитория, заполненная студентами-первокурсниками, гудит как пчелиный рой. Кажется, тишины в ней не будет никогда. В дверном проеме возникает худенький невысокий мужчина неопределенного возраста, который пронзительным взглядом окидывает совершенно игнорирующее его студенческое братство. И вдруг как гром среди ясного неба - голос, перекрывающий весь шум: "Мрачное Средневековье!!! Эпоха варварства и мракобесия!!!" Первые ряды на минуту оглохли. Тут же стало тихо. Худенький мужчина с явным удовлетворением отметил произведенный эффект и вкрадчивым тихим голосом продолжил: "Ну, что же Вы ждете? Записывайте. Первая лекция - "Литература Средневековья".
Валерия Александровича боялись многие. Боялись его насмешливого взгляда, пронизывающего насквозь, его молчания, и того, что он скажет. Потому что все, сказанное им, воспринималось студентами как истина, не требующая доказательств. Он никогда не читал с листа, он декламировал стихи французских поэтов в оригинале, он ставил такие акценты и так преподносил историю литературы, что его лекции служили нам лучшим учебником, и бережно передавались из поколения в поколение.
Валерий Александрович требовал беспрекословного знания текстов, и на экзаменах первым делом отправлял на пересдачу таких как я - лентяев. "С какой сцены начинается произведение? А какой сценой заканчивается? Забыли? Что ж, я разочарован. До встречи в августе. И Ваши слезы мне не нужны". Обмануть его было невозможно - приходилось читать все от корки до корки. Студенческими байками стали вопросы, которые он задавал на экзаменах с совершенно бесстрастным выражением лица: "Какого цвета глаза у лошади Дон Кихота?" или "Покраснела Джульетта или побледнела, когда впервые увидела Ромео?"
Чтобы перебороть свой страх к этому непростому и необыкновенно интересному человеку, я пошла на беспрецедентный шаг - на занятиях перебралась с последней парты на первую, прямо перед ним, стала читать дополнительную литературу по теме, по выходным сидела в библиотеке. Потому что его "я разочарован" было хуже любого наказания. К экзамену я готовилась как проклятая, но все равно дрожала как мышиный хвостик. И напрасно. Валерий Александрович смерил меня холодным взглядом и, не задав ни одного вопроса, поставил в зачетку "Отлично".

Какие люди становятся действительно хорошими учителями? Теми, которые остаются в памяти учеников навсегда? И кто вообще идет в эту немодную нынче профессию? Сейчас, в наше время, в нашей стране? Когда я проходила практику в школе, старшеклассники спрашивали меня: "Неужели вы станете учителем? Будете мучиться с нами - балбесами за маленькую зарплату? Мы-то конечно только рады, но вам искренне сочувствуем!"

Из моих тридцати одногруппников после практики остались в школе только 5 человек, и я не вошла в их число. Почему? Потому что для того, чтобы стать действительно хорошим учителем, необходимо сочетание нескольких качеств характера, которые совпадают в одном человеке очень редко.
А именно:

1) Отличное знание предмета.
2) Любовь к детям. Лучше даже сказать, неистребимая любовь к детям. И ответственность за всех учеников, включая и того, который в данный момент прогуливает урок, и того, который вот уже 10 минут где-то бродит, отправленный на поиски мела.
3) Ораторские способности. Вывести свой предмет из сухих рамок учебника и заинтересовать учеников, заставить полюбить то, что любишь сам ты - это дано немногим.
4) Трудоголизм. Без трудоголизма в школе делать нечего. 6-7-8 уроков, а между ними перемены, на которых тебе не дадут отдохнуть ни секунды, облепят со всех сторон, будут спрашивать обо всем на свете, подлизываться, пытаться заглянуть в журнал и просить отменить контрольную. А после уроков - походы в музеи и на выставки с классом. А дома - проверка тетрадей и составление учебных планов. И так будет всегда.
5) Умение оставаться хорошим человеком, получая низкую зарплату. Без достойной зарплаты люди обычно звереют. А тебе категорически нельзя звереть - вокруг дети, которых нужно учить светлому, доброму, и тому, что не все в этом мире можно купить за деньги.
6) Умение трудиться в педагогическом коллективе. Те, кто работал в школе или вузе, знают, как это трудно, иногда намного труднее, чем поладить с детьми.
7) Умение ставить работу превыше личной жизни. Именно поэтому у многих учителей не складывается личное, семейное счастье. Некоторые, особенно женщины, и вовсе не создают своей семьи, потому что их семья - это школа, их дети - ученики.
8) Неистребимый оптимизм. Это качество вытекает из всех вышеназванных. Кто может быть увлеченным трудоголиком, обожающим науку и любящим детей, бессребреником, умеющим увлекать за собой? Только оптимист. И оптимизм свой такой человек черпает в детях, в своих учениках, в их горящих глазах во время уроков и в словах благодарности, когда те покидают школу или вуз.

Я не сказала этих слов тогда, я говорю их только сейчас.
Спасибо вам, учителя! И, пожалуйста, научите наших детей тому же, чему вы научили нас!

Ирина Трубачева
05.10.04

Статья о работе и карьере получена: Женский журнал Клео.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Испытание школой":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Hyundai Tucson, Kia Sportage: Хорошисты разных школ

В тесте участвуют автомобили: Hyundai Tucson, Kia Sportage Посмотреть другие фото (15) Одинаковая гамма двигателей, идентичные полноприводные трансмиссии, коробки передач, подвески, тормозные системы, схожий набор устройств безопасности. Честно говоря, даже понятие «на одной платформе» не в полной мере отражает конструктивную общность этих автомобилей.

» Корейские автомобили - 3832 - читать


Ресурсные испытания Kia Sephia: 20 000 позади

• Седан KIA SephiaНедорогую новую иномарку покупают из-за весьма ограниченного количества причин. Во первых, в большинстве случаев это "бюджетное" приобретение единственного автомобиля в семье и покупатель знает счет лишней сотне долларов. Во-вторых, покупая новый автомобиль, владелец прикидывает эксплуатационные расходы, переодичность и стоимость ТО, рассчитывая тратить весьма умеренные суммы на обсуживание.

» Корейские автомобили - 2789 - читать


Peugeot 307, Volkswagen Golf, Alfa Romeo 147: Одноклассники разных школ

В тесте участвуют автомобили: Peugeot 307, Volkswagen Golf, Alfa Romeo 147 Посмотреть другие фото (34) Автомобили так называемого "гольф-класса" - одни из самых популярных на европейском рынке. Ясно, что они, с одной стороны, должны быть "народными", то есть доступными для разных слоев общества, с другой - отвечать самым жестким нормам.

» Французские автомобили - 2794 - читать


Завершены испытания Opel Hybrogen1

Компания Opel закончила 4-недельные испытания модели Hybrogen1, которая представляет из себя гибридный автомобиль на базе минивэна Opel Zafira. В результате испытания подготовлены отчеты, которые направлены в головной офис General Motors, где и будут рассматривать вопрос о начале мелкосерийного производства этого автомобиля. Основной особенностью Opel Hybrogen1, как вы уже, наверное, догадались, является силовая установка.

» Разное - 1629 - читать


После испанской ссылки Бекхэм вернется в школу

Дэвид Бекхэм намерен посвятить себя своей футбольной школе, когда закончит карьеру игрока. Он может научить молодежь точной передаче и свободному удару в верхний угол, а также рассказать ученикам поучительную историю о мадридском "Реале". В чемпионате Испании "Реал" отстал от "Барселоны" на 11 очков.

» Спортивные школы - 1408 - читать



Статья на тему Дом и семья » Семейная жизнь » Работа и карьера » Испытание школой

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru