Издавна русские крестьяне, "справив" избу и закончив сезонные полевые работы, в тоскливые осенние и зимние вечера принимались мастерить. Одним из самых распространенных ремесел было вырезывание из дерева. Народные мастера умели показать его неброскую красоту и придать своим изделиям художественно завершенные формы. Истоки резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер.
При раскопках древних русских городищ и курганов археологи обнаружили нехитрые приспособления, которыми пользовались деревянных дел мастера: топор, тесло, ложкарь, струг и долото.
Топором резчики обрабатывали внешние формы. Теслом на протяжении многих веков пользовались для выборки внутренних объемов. В арсенале резчика были долото, пила и бурав. С помощью этих нехитрых инструментов украшали резьбой жилища и корабли, мебель и посуду, прялки, швейки, вальки. Резные наличники, столбики крыльца, прикрывающие торцы бревен доски - "причелины" и "полотенца" делали крестьянскую избу необыкновенно нарядной.
Очень высокого мастерства резчики на Руси достигли в резьбе иконостасов. Выдающиеся образцы искусства резьбы можно найти именно в храмовом строительстве, при украшении церквей. В течение трехсот-четырехсот лет русские мастера совершенствовали свою технику резьбы, делая алтарные перегородки - их высокое, в несколько ярусов, орнаментальное плетение напоминает перевитые стебли растений. Церкви строили по всей России, и шедевры храмового зодчества можно встретить не только в столице, но и в маленьких уездных городах. Особенно славились мастерами Русский Север, Урал, Сибирь, Поволжье, Костромская и Владимирская губернии.
Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайлов во второй половине XVII века спроектировали для царя Алексея Михайловича это "восьмое чудо света", как называли Коломенский очевидцы. Лучшие мастера из многих деревень России были созваны на строительство. Дворец представлял собой живописно скомпонованные высокие срубы, связанные крутыми переходами и сенями, и был богато украшен искусной резьбой и внутренней росписью. Сквозные гребни на верховых бревнах крыши - со львами, медведями, конями, орлами, петухами, рыбами, травами, цветками; подвески, подзоринки, узорные прорезные доски - со зверями, солнцами, фараонами; наличники - с псами зубастыми, с виноградными гроздьями среди лапчатых листьев; двери и наличники - резные, с узорами: Будто бы вынутый из волшебной шкатулки, дворец простоял около ста лет, прославляя искусство народных резчиков.
Европейское на русский лад
Во всей красе проявилось самобытное искусство резчиков в период грандиозного строительства Петербурга. Талантливые народные мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. С открытием "окна в Европу" русским резчикам было чему поучиться у заезжих мастеров. Как и кораблестроение, искусство украшать корабли деревянной резьбой мы переняли у голландцев. Голландская, или флемская, школа резьбы считалась одной из самых развитых и выдающихся. Однако, как обычно бывает, русские умельцы, переняв традицию, настолько изменили, адаптировали ее, что можно говорить о существовании оригинальной отечественной школы корабельной резьбы по дереву. С петербургских верфей сходили изукрашенные резьбой корабли. На отделку отпускали значительные средства, что позволяло щедро украшать суда. Резьбу золотили или расписывали красками, для чего дерево покрывали слоем левкаса и полировали.
Резная мебель и декор интерьеров делались сначала по итальянским образцам, но со временем тоже обогатились национальными мотивами. Тогда как итальянцы вырезали ветви аканта или лавра, русскому человеку был ближе простой, но необыкновенно выразительный цветок репейника или кленовый лист. Резчики создавали свой уникальный мир, используя орнаментальные приемы, которые черпали у природы и в быту. Так вместо изящной виноградной лозы в орнаменте появлялись не менее выразительные усики гороха.
С началом массового каменного строительства место деревянной резьбе нашлось и во внутреннем убранстве дворцов. Но и наружному украшению домов резьбой суждено было "второе рождение" - с началом строительства загородных особняков в стиле модерн. И до сих пор на Каменном острове можно полюбоваться прекрасными резными узорами, венчающими наличники и стены бывших загородных резиденций.
Деревянная сказка
Не утратила популярности деревянная резьба и сегодня. Ведь дерево имеет очень красивую текстуру, пластично, легко поддается обработке. Этот материал предоставляет мастеру уникальную возможность передать пластическое выражение объема и позволяет быстро решить любые художественные задачи, что недостижимо, например, при работе с камнем. Кроме того, существует техника так называемой "обратной подрезки", когда резчик может обработать орнамент не только снаружи, но и изнутри. Пользуясь ею, можно, например, вырезать листочки и веточки такими же тонкими - буквально как папиросная бумага, какими их создала природа. В результате создается иллюзия воздушности композиции, невозможная в камне.
Конечно, больше всего деревянная резьба используется в отделке внутренних интерьеров, при создании самобытного декора комнат и веранд загородных домов. Однако все чаще можно встретить новые деревянные коттеджи с резным фасадом и балконами.
Сегодня деревянные изделия изготавливают на токарных или столярных станках. Но самую главную красоту по-прежнему вырезают вручную! Все тот же скромный набор инструментов позволяет мастеру сделать такое, что заказчику, возможно, даже и не снилось:
По материалам компании "СЗЛК"
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru