Времена, когда мы нуждались буквально во всем, - прошли. Сегодня требования покупателей куда более специфичны: им хочется чего-нибудь новенького, красивого и хорошего качества.
К сожалению, немногие российские производители мебели предлагают продукцию, которая отвечает чаяниям покупателей, поэтому обычно предпочтение отдается импорту и чаще всего - мебели итальянского производства. Удивляться этому не приходится, потому что итальянцы - уверенные лидеры мирового мебельного рынка. Это факт, который наши мебельщики не только признают, но и стараются использовать себе на пользу: итальянцев копируют, у них учатся, стараются разгадать их секреты.
Интересно, что сами признанные мастера мебельного дела оценивают потенциал российской мебельной промышленности значительно более оптимистично, чем мы сами. Итальянские профессионалы считают, что в России есть все для настоящего успеха: и обилие сырья, и технологический потенциал, и глубокие традиции производства мебели, и, что очень важно, отличная школа дизайна, особенно в Санкт-Петербурге. Дело за малым - нужно просто поверить в себя и начать производить не просто необходимые предметы быта, а мебель с большой буквы. Итальянцы так и делают.
Сегодня Италия предлагает самые современные технологии и материалы, "самый-самый" дизайн и еще что-то, что объяснить невозможно. Нечто неуловимое притягивает покупателя как магнитом, завораживает, как мечта о римских каникулах. Может, это генетическая память народа, создавшего два тысячелетия назад фундамент искусств и наук. Во всяком случае, сами итальянские мебельщики в этом не сомневаются и с невероятным спокойствием утверждают: прекрасных дизайнеров в мире много, но итальянский дизайн - лучший. Отрицать это трудно.
В Италии огромное количество школ дизайна, а оформитель-ское искусство доведено до уровня высочайших стандартов. Корни этого явления очевидны. Конкуренция многочисленных средневековых княжеств, независимых и амбициозных, порождала не только войны, но и желание сделать свой центр самым красивым, обустроить его наилучшим образом. Жажда красоты и постоянное творческое состязание формировали определенные тенденции дизайна, которые затем распространялись по всей стране.
В результате сегодня мы имеем то, что называется итальянской школой дизайна.
Итальянские дизайнеры ныне вне конкуренции. Справедливости ради надо отметить, что в стране работает очень много ино-странных дизайнеров, однако образование все они получили здесь.
Так вот, один из секретов итальянских мебельщиков, "раскрытый" на прошедшем семинаре, где собрались не только специалисты, но и студенты бывшего Мухинского училища, как раз и заключается в постоянном стремлении итальянских мастеров к созданию безупречного дизайна каждого изделия. Это давняя традиция, глубоко впитанная культура производства вещей, ставшая естественной, как дыхание, о котором никто и не задумывается.
Специалисты выделяют несколько видов итальянского дизайна. Например, так называемый сумасшедший дизайн. Покупают такие изделия крайне редко. Как правило, они создаются к определенным событиям мебельной промышленности, к выставкам и ярмаркам, а затем оседают в творческих мастерских, особняках коллекционеров и музеях. По сути, это чистое дизайнерское творчество, со своими, отчасти имиджевыми, задачами. Такие изделия ориентированы на очень узкий круг людей, и вообще, это больше произведения искусства, чем мебель как таковая, для потребителя. С экономической точки зрения производство ее невыгодно, однако мебельная мода и технологические идеи зачастую формируются здесь, на поле "сумасшедшего" дизайна.
Второй вид мебельного дизайна называют "умным". В основу "умного" дизайна заложено гораздо больше практического смысла. Это тоже своего рода экспериментальная площадка, на которой испытываются новые материалы и технологии, но мебель получается функциональная. Тенденции "умного" дизайна нынешнего времени выражаются в самых неожиданных сочетаниях металла, стекла, дерева, кожи и других материалов. Сочетают разное и по-разному, но всегда с умом, думая прежде всего об удобстве и комфорте человека. Например, конструктивная часть мебельного изделия, которая несет большие нагрузки, выполняется из металла, а та, с которой человек непосредственно контактирует, пусть даже просто иногда дотрагивается руками, изготавливается из дерева, пластика или кожи, то есть из теплых материалов. Металл придает конструкции легкость, изящество, стильность, а традиционные материалы, такие как дерево, способствуют не только созданию комфорта, но и привычному мироощущению, что для многих важно. Яркий пример "умного" дизайна - письменный стол, структурные несущие части которого металлические, все поверхности сделаны из дерева, а крепления - из пластика.
Мебель "умного" дизайна интересна покупателю, но производить ее достаточно сложно из-за необходимости постоянно иметь под рукой высококачественное, разнообразное сырье и специальное оборудование. Все это требует значительных инвестиций в производство, поэтому мебельные фирмы чаще работают по какой-то одной технологии, например выпускают мебель из стекла или металла.
Третий вид дизайна специального названия не имеет. Он рождается на какой-либо определенной фабрике, и в этом случае перед дизайнером стоит очень непростая задача. На первый план выходит производство, поэтому дизайнер должен соотносить свои идеи с возможностями фабрики, имеющимся оборудованием и сырьем. Мебель третьего вида - основной продукт рынка, рассчитанный на самый широкий круг. Этот рынок насыщен, конкуренция между предприятиями огромная, и каждый производитель стремится сделать "свою" мебель, выработать неповторимый стиль. Такая ситуация постоянно стимулирует поиск новых решений, как технологических, так и дизайнерских. И здесь у итальянских мебельщиков есть свои, нехитрые на первый взгляд, секреты.
Внимание уделяется не столько конструкции модели, что само собой разумеется, сколько деталям отделки. Мебель становится узнаваемой именно по отделке. Это могут быть ручки необычной формы, или особый рисунок дерева, или нестандартный цвет фанеровки. Но за всем этим стоит еще и экономическая выгода. Технологическая линия настраивается на изготовление одного типа конструкции, скажем деревянных комодов определенных размеров и формы. Но одна часть партии комодов изготавливается из дуба, другая - из черешни. Затем комод из черешни украшается ручками, конструктивно отличными от ручек на комоде из дуба, незначительно изменяются другие детали отделки, и в результате два одинаковых предмета интерьера визуально воспринимаются совершенно по-разному. Так расширяется ассортимент выпускаемой продукции при существенной минимизации расходов.
Однако на рынке, в том числе и итальянском, есть и недобросовестные конкуренты. Выпуская новую перспективную модель, ни одна фабрика не гарантирована, что кто-то не начнет тут же копировать ее продукцию и продавать по более низкой цене. Итальянские мебельщики в таком случае предпочитают не обращаться в суды - слишком дорого, они не вкладывают средства в рекламу и маркетинг - не эффективно по времени, а благодаря гибкости производства быстро модифицируют модель. Поэтому уже на стадии разработки продукции дизайнер обязан учесть "черную" конкуренцию и заложить в дизайн модели определенные тактические возможности.
Итак, великолепный дизайн, "умное" производство, а кроме того, отработанная система продаж и умение рекламировать свой продукт. Но не надо забывать, что Италия всегда была страной не только великих архитекторов, но и выдающихся продавцов. Если под маркетингом понимать все необходимые действия для успешного продвижения продукции на рынке, то итальянцы - маркетологи высокого класса. И у них действительно есть чему учиться.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru