Если спросить сегодняшнего практикующего архитектора, какие стили пользуются наибольшей популярностью у заказчика, в числе прочих он, не задумываясь, назовет классику. И не ошибется, поскольку она вмещает в себя огромный пласт искусств. На его фоне классицистический интерьер скромно занимает в истории лишь определенную нишу. Что же входит в понятие «сценическая красота», как называли современники интерьер эпохи классицизма?
Многие из нас зачастую путают термины «классический» и «классицистический».
Ничего страшного в этом нет, разве что на начальных стадиях общения с архитектором может возникнуть некоторое недопонимание. Различия, безусловно, есть, и знать их не мешает. Так вот, классика – и есть тот самый вечный космополит, не принадлежащий какой-то одной стране или эпохе и вместе с тем присутствующий в большинстве художественных направлений, модных тенденций, разнообразных стилей, национальных школ и т. д. Это, как известно, искусство, ориентированное на античность, а значит, на все те стили, которые возникли со времен расцвета Древней Греции. Именно так, в широком смысле, и условились в ХIХ веке трактовать это понятие; с тех пор оно справедливо применяется ко всей истории искусства. В современном понимании классика означает наивысшую стадию развития любого художественного стиля, будь то барокко, рококо, готика и т. д., словом, всего лучшего, что было создано в истории. Понятие «классический» стало синонимом непревзойденного, неподвластного времени и вечно прекрасного. А значит, классика есть то, что не устарело по сей день и является своего рода идеалом. Поэтому глиняные стены, выкрашенные под терракоту, и керамические украшения, покрытые красно-черной глазурью, в не меньшей степени представляют собой классический интерьер, чем бело-розовые амуры и фарфоровые, расписанные эмалью, вазочки. Или обои в «мелкий ситчик» с обстановкой в стиле английского кантри. Все это тоже классика – такая разноликая, порою вовсе неожиданная, но тем не менее проверенная временем, модой и доводами здравого смысла. А потому – вечная.
Что касается классицизма, дальше речь – исключительно о нем. Причем о нашем, отечественном, что оставил после себя неподражаемые архитектурные и интерьерные шедевры (впрочем, листая страницы современных глянцевых интерьерных журналов, в неподражаемости можно и усомниться).
Конечно, Россия самобытна, спору нет. Но и в ней классицизм возник на хорошо подготовленной предшественниками почве; придя на смену барокко и рококо, классицизм уверенно откинул все вычурные излишества и выдвинул на первый план идеалы простоты и рациональности. Однако простоты совсем уж непростой, а исключительно парадной и торжественной. Таким он явился современникам к началу девятнадцатого столетия, таким представляется сегодняшним любителям строгой роскоши интерьера – с обилием позолоты, обрамленного дверями с фарфоровыми плакетками в бронзовой оправе, обставленного лакированной мебелью, отсвечивающего ткаными обоями и множеством хрустальных брызг, ниспадающих с потолка.
Время классицизму быть!
Классицизм – понятие, в равной степени применимое и к архитектуре, и к моделированию внутреннего пространства. Поэтому он всегда был и остается уместным в помещениях большой площади. Нет ничего удивительного в том, что на сегодняшний день, выражаясь казенным языком, основной областью его «применения» остаются именно загородные дома. Вернее, усадьбы, поскольку классицистический ансамбль предполагает целый комплекс сооружений, объединенных общим замыслом.
Обстановка в подобном стиле будет, пожалуй, оптимальной для состоятельного человека, который не спешит перестраивать и менять свой быт в угоду новомодным течениям. Принцип довольно прост: классика покупается надолго и передается по наследству, и классицизм – понятие явно из этой области. Тем более что налицо и видимые проявления прихода новой эры, когда циклопических размеров безвкусные постройки, уродующие милый пейзаж Карельского перешейка, вырастают все реже. Взамен них нет-нет да и появляются особняки, выстроенные в традициях классической архитектуры. То есть с соблюдением пропорций и невысоким фундаментом, треугольными фронтонами и полукруглыми арками, а также с большими окнами, которые украшены наличниками с замковыми камнями, декорированными, например, скульптурной маской. А обрамляет все это не железобетонная стена забора, а уникального рисунка ажурная чугунная решетка. Мелкие постройки при этом возведены в виде двух- или четырехколонных портиков и выкрашены в те же цвета, что и сам дом, – любые пастельные тона в сочетании с белым. Уж если придавать своей загородной резиденции вид русской усадьбы ХIХ века, то все должно быть «по высшему разряду». Красиво, не правда ли? И внутри такого дома, в котором довольно просторно и высота потолков оставляет широкие возможности для маневров, большинство деталей обстановки обычно удачно сочетаются друг с другом и все вместе создает картину благополучного во всех смыслах интерьера.
Что же составляет основу внутреннего пространства, выдержанного в стиле классицизма? В первую очередь – ненавязчивый сдержанный декор. Затем – дорогие материалы в отделке. Ценные породы древесины и натуральный камень, мрамор и шелк, фарфор и позолота, скульптурные, лепные украшения и колонны. Пол – обязательно паркет, желательно художественный, набранный по оригинальным эскизам. Стены – обтянутые натуральным шелком или обоями, искусно имитирующими блестящую поверхность ткани. Традиционные цвета – всевозможные пастельные оттенки или, если интерьер с претензией на ампир, ярко-синий и голубой, алый и малиновый. На их фоне, кстати, будут великолепно смотреться белоснежные колонны в сочетании с росписью гризайлью на плафоне и падугах. При сегодняшнем изобилии отделочных материалов совсем не сложно подобрать традиционные бумажные обои, а также декоративные обивочные ткани, стилизованные под популярные в начале ХIХ века настенные покрытия: с плотно орнаментированными бордюрами, обилием розеток и звезд, мотивами лавровых и дубовых листьев, геометрическим меандром. Неплохо будут смотреться и обои с обычными вертикальными полосами, что во время оно как нельзя лучше соответствовали обстановке в стиле ампир. Но верхом роскоши, безусловно, станет яркая полихромная роспись и орнаментированные бордюры на белом фоне стен.
Декорирование окон в классицистическом интерьере также представляет собой особый вид искусства, в котором используются в основном дорогие тяжелые материи, способные создавать красивые драпировки – свободно ниспадающие или собранные золотыми кистями. Традиционным для классицизма цветовым решением станут спокойные благородные тона, сочетание светлых пастельных оттенков, обязательное присутствие в интерьере белого и золота. Все это вместе и создает ту самую респектабельную обстановку, в которой нет суеты и нагромождения деталей, а есть гармония и бесконечная красота, которая, согласно принципам искусства классицизма, «заключается в порядке, правильном размещении частей и установлении пропорций».
Рациональный выбор обстановки
Почти два столетия минуло со времен исторического классицизма. К счастью, сегодня атмосферу ушедшей эпохи можно воссоздать не только с помощью редких оригинальных образцов декоративно-прикладного искусства той поры, но и во многом благодаря современной мебели и новым технологичным аксессуарам. Стоит лишь вспомнить, что предметом гордости классицистического интерьера всегда была не только совершенная симметрия пропорций, сочетание цветов и искусная отделка, но и то, что наполняло внутреннее пространство дома, включая мелкие декоративные детали.
В частности, мебель. Для классицизма характерна мебель добротная и респектабельная, изящная, но вместе с тем лишенная вычурности. Такая, что и до и после, словом, во все времена создавала в доме не только уют, но и присутствие «высокого стиля». Двести лет назад в интерьер русской усадьбы на смену массивным шкафам, комодам, тяжеловесным креслам и столам пришла прямота линий и тонкий отчетливый декор: «русский жакоб» конца ХVIII века. Красное дерево и латунные накладки уступили место новым образцам Гамбса. В моду ворвались фигурная бронза, светлая карельская береза, отделка белым «французским лаком» под «слоновую кость», сочетание золоченой резьбы с окраской дерева под темную, патинированную, почти черную бронзу. В качестве декоративного оформления нередко выступали и сама фактура и натуральный цвет древесины.
А стоит ли говорить, насколько эффектно выглядела такая мебель, украшенная инкрустацией, небольшими вставками из фарфора с эмалевой росписью и позолотой! Впрочем, если в поисках предметов обстановки вам не удалось стать владельцем оригинальных, спроектированных самим К. Росси или
А. Воронихиным трюмо или этажерок, это еще вовсе не повод опускать руки. Современные образцы мебели (не всей, конечно) вполне достойны украсить собой интерьеры загородных особняков в стиле классицизма.
Легкими и изящными были не только стулья, но и комоды, секретеры, туалетные столики, почти всегда дополнявшиеся большими зеркалами, а также ножки различных кушеток, диванов, подставок для цветов и проч. Кроме того, в интерьере должно быть множество зеркал, традиционно расширяющих помещение и придающих ему дополнительный блеск. Если колонны – то с капителями. Если камины – то отделанные мрамором. Если текстиль – то непременно шелк, атлас или парча.
Особое внимание следует уделить освещению. Лучше всего подойдут люстры, бра и настольные лампы из хрусталя, натурального прозрачного камня или дорогого богемского стекла. Неплохо «впишутся» в обстановку бронза или позолота в сочетании с плафонами, имитирующими свечное освещение.
И конечно, аксессуары! Вазы и статуэтки должны быть как минимум из фаянса или полудрагоценных камней. Посуда может напоминать этрусский сервиз для Царицына павильона в Петергофе. Хорошо, если стеклянные полочки в трельяже будут потрескивать под тяжестью пасхальных яиц от самого Фаберже. А стены в гостиной окажутся украшенными небольшими фарфоровыми пластами с портретами, конечно, не членов императорской фамилии, а ваших домочадцев – почему нет? Ведь, помимо академических канонов, искусство создания любого интерьера опирается и на использование множества отдельных, на первый взгляд незначительных деталей. Поэтому благородство и сдержанность, свойственные классицистической обстановке, обязаны нести в себе и роспись или форма посуды, и техника украшений, и рисунок на ткани и т. д. Смысл в том, чтобы разумно совместить все это в одном интерьере. Все материалы по теме на www.zagorod.spb.ru
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru