Отправной точкой в формировании восточного сада стало положение дзЭн-буддизма, согласно которому «красота природы есть одна из форм постижения истины». На протяжении веков сад располагал к созерцанию и вызывал в наблюдателе эмоциональный отклик, способствовал обострению эстетического восприятия и стимулировал поэтически-метафорическое мышление. Восточный сад всегда был местом для медитативного времяпрепровождения, погружения в себя, поисков внутренней гармонии, исцеления, обретения душевного покоя. Ревностно почитаемые, его древние традиции живы и по сей день.
Ответов на вопрос, что такое восточный сад, - множество.
Для нас это в первую очередь экзотический уголок юго-восточной природы, выполненный в миниатюре и эффектно декорирующий пространство рядом с загородным коттеджем. Для кого-то восточный сад - профессия, для многих - философия. В основе его композиционного принципа создание гармоничного равновесия всех элементов, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. Одновременно для восточного сада важно «отрицание равенства»: его объемно-пространственные элементы обязательно должны существенно отличаться друг от друга по размеру и размещаться в саду асимметрично. Аксессуары восточного сада, изготовленные, как правило, из дерева или камня, имеют простые и лаконичные формы. В редких случаях используется бамбук, из которого делают невысокие ограды, заборы, скамейки, фонарики, оформляют водные источники, оконные переплеты чайных домиков, беседок и многое другое.
Помимо религиозного начала, символизм восточного сада связан также с трактовкой природы. Парадокс в том, что очевидная рукотворность такого сада призвана воспроизвести картину нетронутого человеком ландшафта. Восточный сад - это своего рода Вселенная в миниатюре. Действительно, камни в саду символизируют скалы и горы, небольшие водоемы изображают озера, а ручейки с несколькими уровнями и перепадами - бурные горные реки. Даже если вода не присутствует формально, ее с успехом заменяют белая галька, гравий, песок или просто земля; для имитации же водной поверхности на их выровненной плоскости создается рисунок волн или концентрических окружностей, которые огибают, например, камни-скалы или камни-острова. Все в восточном саду содержится в идеально ухоженном состоянии, и ходить здесь можно только по специальным дорожкам. Что касается знаменитых бонсай - не стоит сомневаться, что они представляют собой точную копию деревьев, уменьшенных в десятки раз!
Пестроте, яркости, насыщенности деталями и аксессуарам предпочитается спокойное и свободное пространство. Согласно буддистской философии, сунъята (пустота) олицетворяет собой свободу и будущее. Именно пустота создает ощущение безбрежности и бесконечности мира и бытия, помогает человеку отрешиться от суетных мыслей.
Яркие краски Китая
Восточные сады известны в Европе с ХIII века, а уже к ХVIII они завоевали популярность и стали предметом серьезного изучения. Но на Востоке искусство создания сада появилось гораздо раньше. В частности, в Китае оно насчитывает более трех тысяч лет. И традиции свято соблюдаются и по сегодняшний день. Несмотря на казалось бы светское предназначение сада (там, как водится, пели и танцевали, музицировали и проводили досуг состоятельные землевладельцы), искусство его формирования всегда имело глубоко религиозные корни. Восточный сад - это арена противоборства и взаимопроникновения двух начал: инь и ян. Каждое растение несет в себе их энергию, каждая деталь пейзажа становится обозначением того или иного символа. Общая конструктивная схема сада - горы и вода, причем «скалы» четко выступают на фоне озера или пруда, создавая в ландшафте яркий контраст.
Китайский сад традиционно отличался присутствием в нем растений, имеющих как утилитарную, так и эстетическую ценность. Нередко там высаживали плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами. Еще одним непременным его атрибутом были и остаются ценные породы деревьев, такие как вечнозеленая сосна, символ благородства, или бамбук, олицетворявший живительную пустоту. Кроме того, нередко в китайском саду можно встретить так называемые «деревья счастья» - сливу и персик, плачущие ивы и стройные тополя, пышные магнолии и банановые деревья. Не менее важная роль в китайском садоводстве отводилась и разведению декоративных цветов. В частности, одних только пионов, воплощавших активное начало ян, было выведено более сотни. Пассивное же начало - инь традиционно представлено хризантемой, ставшей символом покоя и долголетия. Кроме того, в Китае всегда были популярны розы и гортензии, нарциссы и гиацинты, гранаты и орхидеи и, разумеется, цветки лотоса. Все это великолепие высаживалось по канонам пейзажного стилевого направления, порою, правда, образуя спонтанные партеры и клумбы, но чаще - беспорядочные заросли у воды и отдельные яркие островки. Китайский сад не подчиняется столь жестко обособлению определенных зон, как это принято, скажем, в японском саду.
Строгое великолепие
Привычный нам камерный и аскетичный японский сад, имеющий историю в полторы тысячи лет, развивался параллельно с национальной культурой, в духе религиозных концепций буддизма и синтоизма. Однако начальный период создания садов в Японии был отмечен сильным влиянием китайских мастеров. Первые сады в Стране восходящего солнца, разбиваемые, как правило, при дворцах императоров, устраивались по типу китайских; японское ощущение пространства обрело благодатного союзника в виде садовых композиций Китая. В дальнейшем садово-парковое искусство Японии формировалось как специфический жанр, отягощенный своими формальными признаками, а затем и канонами. В частности, происходит разделение храмовых и дворцовых садов; садов у жилого дома; садов чайной церемонии; садов-парков, представляющих собой комплекс садов, переходящих друг в друга.
В классической японской традиции существует два вида рельефа сада - ровный и холмистый. Для последнего характерно наличие пяти холмов, центральный из которых символизирует гору Фудзияма, а остальные «работают» на контрасте, создавая ландшафт и усиливая глубину пейзажа. Камни в саду играют очень важную роль. Их форма, цвет, фактура и происхождение имеют глубоко символическое значение. Согласно сутэ-иси (искусству расстановки камней), по степени декоративной и смысловой нагрузки группы камней распределяют следуя правилу сильной руки, иными словами, слева направо. Основная задача дизайнера состоит в том, чтобы почувствовать возможности каждого камня и, найдя верное соотношение камней, организовать тем самым пластическое пространство сада.
Не меньшее значение для японского сада имеет и вода. Это и водоемы с заливами, островами, песчаными или каменными берегами, и имитация спокойной широкой реки или бурного потока. Практически во всех композициях японского сада, где есть водоемы, центром служит «остров черепахи» и «остров журавля», символизирующие стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также «райский остров», который никогда не соединяется с берегом.
Большое внимание уделяется и деревьям. Каждое растение в саду имеет определенное назначение и несет свой глубокий смысл. Так, дуб традиционно располагают в центре композиции, а вот сосну с искривленными формами высаживают, как правило, «на островке». По замыслу древних восточных мастеров, в саду обязательно должно быть дерево уединения, дерево у каскада, а также дерево солнечного заката. Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. А вот цветов в японском саду очень мало, иногда и вовсе нет.
Суть второго типа классического японского сада - равнинного - представляет собой полную противоположность холмистому: расположив определенным образом камни и растения, нужно не просто добиться максимального зрительного эффекта, но и создать уютные укромные уголки. Кстати, очень часто для устройства равнинного сада мастеру бывает достаточно всего лишь песка и камней. Символика является самой характерной чертой японского сада, который можно в буквальном смысле прочесть по форме и расположению камней, островов и т. д. Поэтому очень важно, чтобы в него не попали случайные элементы декора.
Традиции и преемственность
Чаще всего современный восточный сад достаточно минималистичен. Декоративный эффект достигается за счет доминирующего элемента, например одного-единственного яркого цветка, выделяющегося на фоне серых камней, или, скажем, переплетенных ветвей старого дерева, создающих на небе кракелюр. Восточный сад безмятежен, но отнюдь не безжизнен. Движение в нем - это шелест листвы, журчание воды, дуновение ветра. Да и очертания камней ассоциируются с динамичным началом и зачастую получают «говорящие имена», такие как «Тигр, готовый к прыжку» или «Летящий дракон». Как гласит старая китайская пословица, «избыток цветов ослепляет глаза». Вероятно, поэтому современные приверженцы древнего садово-паркового искусства продолжают быть сдержанными при формировании восточного сада: минимум компонентов, минимум аксессуаров, минимум оттенков. Все в строгом соответствии с тенденциями господствующей моды. И неудивительно, что число желающих устроить собственный восточный уголок увеличивается с каждым днем.
В восточном саду царят два основных цветовых направления: различные оттенки зеленого и серые, коричневые и желтые тона земли, камней и стен. В такую монохромность особый колорит привносят прежде всего цветы и садовые аксессуары. Японские садовники традиционно ограничивали себя при подборе растений, стремясь придерживаться той цветовой гаммы, которая соответствовала окрестностям и составляла эстетическую картину из естественных красок почвы, камней и растительности. Сегодняшние ландшафтные архитекторы в большинстве стремятся не нарушать законов восточного сада. Впрочем, восточный шарм отнюдь не исключает разнообразия красок. Но их необходимо строго упорядочить. Эффектным декоративным дополнением к ландшафту являются и выбранные со вкусом садовые аксессуары. И хотя правильно обустроенный восточный сад уже сам по себе является произведением искусства, совсем не лишними в нем будут художественные изделия, изготовленные человеком. Среди них скульптурные элементы, не вносящие диссонанса в общую картину природы, украшения из камня, дерева или металла, а также живописные вазоны для цветов и кустарников. А каменные башни (или пагоды) и вовсе обычный элемент восточного сада.
Еще одно неизменное украшение сада - каменный фонарь. Обычно он становится основным элементом в группе небольших камней. Или, например, знаменитый атрибут японского сада - тсукубаи, представляющий собой небольшую каменную чашу с водой в виде бочки, в которой традиционно мыли руки во время чайной церемонии. Скамейка для отдыха среди садового ландшафта призывает к покою и неторопливому созерцанию, столь характерному для атмосферы восточного сада. В соответствии с традицией, скамью следует ставить обязательно спинкой к какой-нибудь «стене». Это не должна быть непременно каменная ограда - вполне достаточно живой изгороди или даже группы кустарников. Главное, чтобы прикрытие за спиной обеспечивало чувство защищенности, которое обязательно в восточном саду.
Несмотря на всю метафоричность композиции восточного сада, сложные сцены в ней традиционно изображаются самыми простыми средствами, заимствованными из четырех стихий. В идеале все стихии должны находится в тесном взаимодействии и ни в коем случае не подавлять одна другую. Если же мастеру удается добиться столь гармоничного сосуществования, сад становится не просто эстетическим наслаждением - он превращается в уголок с благой аурой, в место отдохновения, обретения душевного равновесия и покоя.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Тем, кто хочет создать свой японский сад, я бы посоветовал не впадать в две крайности. Первая - попытка буквального повтора материалов, особенно растений. Надо использовать местные материалы (но конечно, очень хорошо, если вы купите настоящие татами для гостевого павильона). Вторая крайность - слепое следование каким-либо канонам (например, фен-шуй или заявлениям о том, что в саду должно быть определенное число камней). Даже все вместе взятые формальные принципы не заменят хорошей композиции, баланса и контраста фона и объектов, плоскости и вертикали, серого и яркого. Отличительные особенности, которые часто характеризуют японский сад, на самом деле присущи любому хорошему дизайну, а не только ландшафтному или дизайну японских садов. С некоторой долей вероятности почти каждый хороший искусственный ландшафт можно назвать восточным садом, ведь в таком саду не будет той разухабистости, увлеченности мелкими деталями в ущерб общей картине, которые свойственны работе многих наших ландшафтных фирм.
Алексей СКИБИН,
зам. директора ООО «СпецПаркДизайн»
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru