Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дом и семья » Ландшафт и озеленение » Гармония четырех стихий

 

Гармония четырех стихий

 

 

Отправной точкой в формировании восточного сада стало положение дзЭн-буддизма, согласно которому «красота природы есть одна из форм постижения истины». На протяжении веков сад располагал к созерцанию и вызывал в наблюдателе эмоциональный отклик, способствовал обострению эстетического восприятия и стимулировал поэтически-метафорическое мышление. Восточный сад всегда был местом для медитативного времяпрепровождения, погружения в себя, поисков внутренней гармонии, исцеления, обретения душевного покоя. Ревностно почитаемые, его древние традиции живы и по сей день.

Ответов на вопрос, что такое восточный сад, - множество.

загрузка...

 

 

Для нас это в первую очередь экзотический уголок юго-восточной природы, выполненный в миниатюре и эффектно декорирующий пространство рядом с загородным коттеджем. Для кого-то восточный сад - профессия, для многих - философия. В основе его композиционного принципа создание гармоничного равновесия всех элементов, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. Одновременно для восточного сада важно «отрицание равенства»: его объемно-пространственные элементы обязательно должны существенно отличаться друг от друга по размеру и размещаться в саду асимметрично. Аксессуары восточного сада, изготовленные, как правило, из дерева или камня, имеют простые и лаконичные формы. В редких случаях используется бамбук, из которого делают невысокие ограды, заборы, скамейки, фонарики, оформляют водные источники, оконные переплеты чайных домиков, беседок и многое другое.

Помимо религиозного начала, символизм восточного сада связан также с трактовкой природы. Парадокс в том, что очевидная рукотворность такого сада призвана воспроизвести картину нетронутого человеком ландшафта. Восточный сад - это своего рода Вселенная в миниатюре. Действительно, камни в саду символизируют скалы и горы, небольшие водоемы изображают озера, а ручейки с несколькими уровнями и перепадами - бурные горные реки. Даже если вода не присутствует формально, ее с успехом заменяют белая галька, гравий, песок или просто земля; для имитации же водной поверхности на их выровненной плоскости создается рисунок волн или концентрических окружностей, которые огибают, например, камни-скалы или камни-острова. Все в восточном саду содержится в идеально ухоженном состоянии, и ходить здесь можно только по специальным дорожкам. Что касается знаменитых бонсай - не стоит сомневаться, что они представляют собой точную копию деревьев, уменьшенных в десятки раз!

Пестроте, яркости, насыщенности деталями и аксессуарам предпочитается спокойное и свободное пространство. Согласно буддистской философии, сунъята (пустота) олицетворяет собой свободу и будущее. Именно пустота создает ощущение безбрежности и бесконечности мира и бытия, помогает человеку отрешиться от суетных мыслей.

Яркие краски Китая

Восточные сады известны в Европе с ХIII века, а уже к ХVIII они завоевали популярность и стали предметом серьезного изучения. Но на Востоке искусство создания сада появилось гораздо раньше. В частности, в Китае оно насчитывает более трех тысяч лет. И традиции свято соблюдаются и по сегодняшний день. Несмотря на казалось бы светское предназначение сада (там, как водится, пели и танцевали, музицировали и проводили досуг состоятельные землевладельцы), искусство его формирования всегда имело глубоко религиозные корни. Восточный сад - это арена противоборства и взаимопроникновения двух начал: инь и ян. Каждое растение несет в себе их энергию, каждая деталь пейзажа становится обозначением того или иного символа. Общая конструктивная схема сада - горы и вода, причем «скалы» четко выступают на фоне озера или пруда, создавая в ландшафте яркий контраст.

Китайский сад традиционно отличался присутствием в нем растений, имеющих как утилитарную, так и эстетическую ценность. Нередко там высаживали плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами. Еще одним непременным его атрибутом были и остаются ценные породы деревьев, такие как вечнозеленая сосна, символ благородства, или бамбук, олицетворявший живительную пустоту. Кроме того, нередко в китайском саду можно встретить так называемые «деревья счастья» - сливу и персик, плачущие ивы и стройные тополя, пышные магнолии и банановые деревья. Не менее важная роль в китайском садоводстве отводилась и разведению декоративных цветов. В частности, одних только пионов, воплощавших активное начало ян, было выведено более сотни. Пассивное же начало - инь традиционно представлено хризантемой, ставшей символом покоя и долголетия. Кроме того, в Китае всегда были популярны розы и гортензии, нарциссы и гиацинты, гранаты и орхидеи и, разумеется, цветки лотоса. Все это великолепие высаживалось по канонам пейзажного стилевого направления, порою, правда, образуя спонтанные партеры и клумбы, но чаще - беспорядочные заросли у воды и отдельные яркие островки. Китайский сад не подчиняется столь жестко обособлению определенных зон, как это принято, скажем, в японском саду.

Строгое великолепие

Привычный нам камерный и аскетичный японский сад, имеющий историю в полторы тысячи лет, развивался параллельно с национальной культурой, в духе религиозных концепций буддизма и синтоизма. Однако начальный период создания садов в Японии был отмечен сильным влиянием китайских мастеров. Первые сады в Стране восходящего солнца, разбиваемые, как правило, при дворцах императоров, устраивались по типу китайских; японское ощущение пространства обрело благодатного союзника в виде садовых композиций Китая. В дальнейшем садово-парковое искусство Японии формировалось как специфический жанр, отягощенный своими формальными признаками, а затем и канонами. В частности, происходит разделение храмовых и дворцовых садов; садов у жилого дома; садов чайной церемонии; садов-парков, представляющих собой комплекс садов, переходящих друг в друга.

В классической японской традиции существует два вида рельефа сада - ровный и холмистый. Для последнего характерно наличие пяти холмов, центральный из которых символизирует гору Фудзияма, а остальные «работают» на контрасте, создавая ландшафт и усиливая глубину пейзажа. Камни в саду играют очень важную роль. Их форма, цвет, фактура и происхождение имеют глубоко символическое значение. Согласно сутэ-иси (искусству расстановки камней), по степени декоративной и смысловой нагрузки группы камней распределяют следуя правилу сильной руки, иными словами, слева направо. Основная задача дизайнера состоит в том, чтобы почувствовать возможности каждого камня и, найдя верное соотношение камней, организовать тем самым пластическое пространство сада.

Не меньшее значение для японского сада имеет и вода. Это и водоемы с заливами, островами, песчаными или каменными берегами, и имитация спокойной широкой реки или бурного потока. Практически во всех композициях японского сада, где есть водоемы, центром служит «остров черепахи» и «остров журавля», символизирующие стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также «райский остров», который никогда не соединяется с берегом.

Большое внимание уделяется и деревьям. Каждое растение в саду имеет определенное назначение и несет свой глубокий смысл. Так, дуб традиционно располагают в центре композиции, а вот сосну с искривленными формами высаживают, как правило, «на островке». По замыслу древних восточных мастеров, в саду обязательно должно быть дерево уединения, дерево у каскада, а также дерево солнечного заката. Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. А вот цветов в японском саду очень мало, иногда и вовсе нет.

Суть второго типа классического японского сада - равнинного - представляет собой полную противоположность холмистому: расположив определенным образом камни и растения, нужно не просто добиться максимального зрительного эффекта, но и создать уютные укромные уголки. Кстати, очень часто для устройства равнинного сада мастеру бывает достаточно всего лишь песка и камней. Символика является самой характерной чертой японского сада, который можно в буквальном смысле прочесть по форме и расположению камней, островов и т. д. Поэтому очень важно, чтобы в него не попали случайные элементы декора.

Традиции и преемственность

Чаще всего современный восточный сад достаточно минималистичен. Декоративный эффект достигается за счет доминирующего элемента, например одного-единственного яркого цветка, выделяющегося на фоне серых камней, или, скажем, переплетенных ветвей старого дерева, создающих на небе кракелюр. Восточный сад безмятежен, но отнюдь не безжизнен. Движение в нем - это шелест листвы, журчание воды, дуновение ветра. Да и очертания камней ассоциируются с динамичным началом и зачастую получают «говорящие имена», такие как «Тигр, готовый к прыжку» или «Летящий дракон». Как гласит старая китайская пословица, «избыток цветов ослепляет глаза». Вероятно, поэтому современные приверженцы древнего садово-паркового искусства продолжают быть сдержанными при формировании восточного сада: минимум компонентов, минимум аксессуаров, минимум оттенков. Все в строгом соответствии с тенденциями господствующей моды. И неудивительно, что число желающих устроить собственный восточный уголок увеличивается с каждым днем.

В восточном саду царят два основных цветовых направления: различные оттенки зеленого и серые, коричневые и желтые тона земли, камней и стен. В такую монохромность особый колорит привносят прежде всего цветы и садовые аксессуары. Японские садовники традиционно ограничивали себя при подборе растений, стремясь придерживаться той цветовой гаммы, которая соответствовала окрестностям и составляла эстетическую картину из естественных красок почвы, камней и растительности. Сегодняшние ландшафтные архитекторы в большинстве стремятся не нарушать законов восточного сада. Впрочем, восточный шарм отнюдь не исключает разнообразия красок. Но их необходимо строго упорядочить. Эффектным декоративным дополнением к ландшафту являются и выбранные со вкусом садовые аксессуары. И хотя правильно обустроенный восточный сад уже сам по себе является произведением искусства, совсем не лишними в нем будут художественные изделия, изготовленные человеком. Среди них скульптурные элементы, не вносящие диссонанса в общую картину природы, украшения из камня, дерева или металла, а также живописные вазоны для цветов и кустарников. А каменные башни (или пагоды) и вовсе обычный элемент восточного сада.

Еще одно неизменное украшение сада - каменный фонарь. Обычно он становится основным элементом в группе небольших камней. Или, например, знаменитый атрибут японского сада - тсукубаи, представляющий собой небольшую каменную чашу с водой в виде бочки, в которой традиционно мыли руки во время чайной церемонии. Скамейка для отдыха среди садового ландшафта призывает к покою и неторопливому созерцанию, столь характерному для атмосферы восточного сада. В соответствии с традицией, скамью следует ставить обязательно спинкой к какой-нибудь «стене». Это не должна быть непременно каменная ограда - вполне достаточно живой изгороди или даже группы кустарников. Главное, чтобы прикрытие за спиной обеспечивало чувство защищенности, которое обязательно в восточном саду.

Несмотря на всю метафоричность композиции восточного сада, сложные сцены в ней традиционно изображаются самыми простыми средствами, заимствованными из четырех стихий. В идеале все стихии должны находится в тесном взаимодействии и ни в коем случае не подавлять одна другую. Если же мастеру удается добиться столь гармоничного сосуществования, сад становится не просто эстетическим наслаждением - он превращается в уголок с благой аурой, в место отдохновения, обретения душевного равновесия и покоя.


МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Тем, кто хочет создать свой японский сад, я бы посоветовал не впадать в две крайности. Первая - попытка буквального повтора материалов, особенно растений. Надо использовать местные материалы (но конечно, очень хорошо, если вы купите настоящие татами для гостевого павильона). Вторая крайность - слепое следование каким-либо канонам (например, фен-шуй или заявлениям о том, что в саду должно быть определенное число камней). Даже все вместе взятые формальные принципы не заменят хорошей композиции, баланса и контраста фона и объектов, плоскости и вертикали, серого и яркого. Отличительные особенности, которые часто характеризуют японский сад, на самом деле присущи любому хорошему дизайну, а не только ландшафтному или дизайну японских садов. С некоторой долей вероятности почти каждый хороший искусственный ландшафт можно назвать восточным садом, ведь в таком саду не будет той разухабистости, увлеченности мелкими деталями в ущерб общей картине, которые свойственны работе многих наших ландшафтных фирм.

Алексей СКИБИН,

зам. директора ООО «СпецПаркДизайн»


Статья получена: www.Zagorod.spb.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Гармония четырех стихий":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Nissan Urge - четырехколесный спортбайк

Nissan делает ставку на минималистические, но очень яркие решения – в этом плане концепт-кар Urge может служить манифестом стиля, который соединил лаконичность Primera и динамизм 350Z. При этом создатели Urge стремились не только создать «цепляющий» дизайн, но и придать автомобилю спортивные нотки, способные увлечь молодых автомобилистов. Более того, мощный мотор и легкий кузов даже позволили сравнивать «Пробуждение» со спортбайками! • Необычность концепции подчеркивается п ...

» Японские автомобили - 2433 - читать


Четырехдверный Porsche - есть первые фото!

Porsche в самом ближайшем будущем может начать разработку принципиально нового 4-дверного купе, которое появится на рынке в 2008 году. Причем, уже сейчас в прессе появились первые компьютерные рисунки этой модели! • Porsche GT CoupeНа данный момент Porsche делает четыре различные модели: небольшой кабриолет Boxster, классическое купе 911, внедорожник Cayenne и высокомощный спортивный родстер Carrera GT. Хотя говорить о том, что последний автомобиль Porsche выпускает серийно ...

» Немецкие автомобили - 3265 - читать


Четырехколесная мечта рыбака - Ford Explorer Sportsman 2002

Четырехколесная мечта рыбака - Ford Explorer Sportsman 2002 Как хорошо ранним утром посидев с удочкой на берегу тихой речки, потом удивить своих спутников, выкарабкивающихся из палаток и продирающих спросонья глаза, полным садком со своим уловом. Но чтобы получить такое удовольствие в наше время необходимо забраться как можно в большую глухомань, подальше от городского шума и суеты. Без хорошего вместительного автомобиля это не просто.

» Немецкие автомобили - 2220 - читать


Mercedes E 320 CDI выдержал четырехкратную гонку вокруг экватора!

В США завершилась беспрецедентная 100. 000-мильная гонка, во время которой Mercedes E 320 за 30 дней беспрерывного движения преодолел дистанцию, в четыре раза превышающую длину земного экватора. Все рекордные километры были намотаны по дорогам испытательного центра в Ларедо, штат Техас, США.

» Немецкие автомобили - 2088 - читать


Volk wagen тоже выпустит четырехдверное купе

Volkswagen решил последовать модной ныне тенденции и выпустить автомобиль с кузовом «купе», но с четырьмя дверями. Фото © De Lusi/Larson До него это уже сделали DaimlerChrysler (серийная модель CLS), BMW (концепт-кар BMW Concept CS, показанный недавно в Шанхае) и Aston Martin (по слухам, тоже готовит похожую модель). Новый автомобиль (внутризаводское название CC or I/O 511), для выполнения принятой концерном программы сокращения издержек и увеличения модельного ряда, будет ...

» Немецкие автомобили - 1664 - читать



Статья на тему Дом и семья » Ландшафт и озеленение » Гармония четырех стихий

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru