Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дом и семья » Ландшафт и озеленение » Наследие райских кущ

 

Наследие райских кущ

 

 

Террасы и клумбы, пруды и каналы, дорожки и площадки, скульптуры и беседки, а главное, растения - травы и цветы, кустарники и деревья: Все это существовало с самого начала. Минули века, тысячелетия, а сад остался. Мы забыли истоки, но продолжаем создавать сады по сей день - современные, стилизованные и такие же прекрасные:

И Бог создал Землю:

Если вдуматься, первым ландшафтным архитектором был именно Он. «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла»: Садовником же, следуя теории божественного происхождения, оказался Адам: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».

До грехопадения человека сад задумывался как райское место.

загрузка...

 

 

Таким он остался в легендах и мифах, таким дошел до сегодняшнего дня. Стремление попасть в него - не это ли есть смысл жизни и венец желаний? В древности, во всяком случае, попытки воссоздать его предпринимались постоянно, да и с развитием цивилизации человек всячески старался сделать сад максимально соответствующим представлениям о «райской жизни».

Считается, что Эдем находился некогда в Месопотамии. Его наследниками стали местные сады, которые, как свидетельствуют древние манускрипты, были весьма распространены здесь уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Сад служил местом не только уединения и отдохновения, но также площадкой для приемов и церемоний. Тут же выращивали фрукты и овощи для подношения богам. Примечательно, что уже тогда в садах

устраивались внутренние дворики, получившие в дальнейшем широкую популярность в античные времена.

Спустя тысячу лет в Ассирии уже разбивали не только частные, но и публичные сады и парки. Для их создания использовали местные виды растений и привезенные из разных военных кампаний. Помимо документальных источников, существуют неоспоримые свидетельства широчайшего разнообразия представленных в садах растений в виде фресок и каменных барельефов. На фрагменте одной из росписей отчетливо видны экзотические деревья, финиковые пальмы и бассейн.

Месопотамия же показала миру одно из чудес света - сады Вавилона, разбитые на террасах и соединенные лестницами, известные как сады Семирамиды (7 в. до н. э.). «Вавилон знаменит своими висячими садами с высокими деревьями, которые давали представление о райском саде, являли наивысшую роскошь, были показателем власти и богатства:»

Строгой регулярностью отличалась планировка египетских садов. Парки разбивались при культовых сооружениях и дворцах; как правило, центром композиции служило главное здание, от которого шла прямая аллея, соединявшая его со входом на участок. Аллея служила основной композиционной осью, делившей территорию сада на две равные части, в каждой из которых устраивались прямоугольные водоемы. Предметом восхищение потомков долгое время были знаменитые сады Птолемеев в Александрии, украшенные раковинами и гротами. Великолепное наследство древних можно и сегодня увидеть в Карнаке.

Классическая традиция

Время внесло свои небольшие коррективы в долгий процесс становления садовых стилей. Как и прежде, организация пространства с помощью мира растений сводится к двум основным композиционным принципам - регулярному и пейзажному. Как и столетия назад, сады разбиваются в зависимости от господствующей на них моды. Прошли века, но по сути своей сад не изменился: нам все так же важен естественный пейзаж, по-прежнему мы используем вспомогательные элементы и архитектурные формы, как и раньше, норовим превратить сад в райский уголок.

Кстати, принцип отношения к природе, когда приоритет за ландшафтом, пришел из Греции. У эллинов пейзаж играл роль своеобразного обрамления храма или площади: ряды деревьев, кустарники и бордюры из живых цветов прекрасно сочетались с колоннами и стенами. Сад, как правило, разбивали во славу богу или погибшему герою. Доподлинно известно, что уже в V веке до

н. э. в Греции были распространены регулярные сады-герооны; украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний, столь популярных у древних эллинов. А через каких-то полтора-два столетия в традицию вошел небольшой садик вокруг частного жилого дома. Правда, в плане декоративных изысков он был несколько бедноват: единственным украшением служило дерево, фонтан или скульптура.

Синтез утонченности эллинистической культуры и вычурной роскоши Древнего Востока дал мощный толчок развитию садоводства на просторах Великой Римской империи. Общественные регулярные парки занимали центральное место в большинстве городов. Сады, как правило, окружали колоннадами. Из греческого опыта сохранилась близкая взаимосвязь природных и архитектурных форм, однако, по сравнению с первоисточником, декор сада получает все большее разнообразие и богатство форм. Для садово-паркового искусства Древнего Рима были характерны искусственные водоемы, которые, на манер египетских, устраивались в центре участка, декоративные фонтаны, подстриженные деревья и кустарники, малые скульптурные формы. В это же время получают распространение легкие изгороди, беседки и перголы, увитые плющом.

Примером далеко не простого планирования «приусадебного» ландшафта стали виллы Плиния Младшего конца I в. до н. э., описание которых имело впоследствии большое значение для развития искусства создания садов и парков: «:Полукруглый атриум с широкою крышей и стеклянным портиком выводит на большой светлый двор, где портик, параллельный первому, примыкает к столовой. Огромная зала эта выдвигается в море <:> Сад, отличающийся простотой и состоящий из рядов виноградных лоз, рощ, засаженных тутовыми и фиговыми деревьями, гряд фиалок, аллей, окаймленных кое-где буком <:> раскидывается довольно далеко от главного корпуса <:> Перед крытой галереей располагается пахнущая фиалками терраса <:> В северной оконечности виллы небольшой павильон, отрада сердца моего:> Или же вот: «Представьте себе такой огромный амфитеатр, какой только природа может создать, огромную равнину, окруженную горами, увенчанными очень высокими вековыми лесами <:> Вилла, расположенная на склоне, смотрится так, как если бы она была на вершине <:> Перед колоннадой - терраса с цветником <:> оттуда спускается с легким наклоном лужайка, на которой из бука созданы фигуры диких животных <:> Неподалеку аллея густых, причудливо подстриженных деревьев <:> Все это обнесено каменной оградой, которая скрывается за постепенно повышающимися рядами бука <:> Кое-где возвышаются небольшие каменные тумбы и фруктовые деревья, как будто сельская природа соединилась с произведениями искусства>.

Что касается ботанического многообразия древних садов, его подтверждают многочисленные источники, включая знаменитую дидактическую «Поэму о земледелии» Вергилия, более известную как «Георгики».

Синтез искусств

Известные во всем мире сады последующих эпох, вошедшие в историю как непревзойденные шедевры ландшафтного искусства, ведут свою традицию с тех давних времен. Несколько переосмысленные в ходе исторических коллизий и подчиненные всемогущей моде венский Бельведер и знаменитая Альгамбра в Испании, Сансуси в Германии и знаменитые английские парки, сады Ватикана в Риме и Франция с множеством бесподобных дворцово-парковых ансамблей навеки стали символами как будто не рукотворной, а поистине божественной красоты. Петербург в этой череде оказался не менее знаменитым преемником мировых достижений. Стоит вспомнить сады и парки Павловска и Царского Села, Петергоф, получивший титул русского Версаля и, по мнению многих очевидцев, значительно превосходящий его по своему великолепию. Красота ослепительная и пышная, торжественная и поражающая воображение, подчиненная законам архитектуры, ставшая истинным культурным сокровищем и навеки вписанная в список вершин ландшафтного искусства. Наряду с ее четкой геометрией всегда существовала и свободная манера создания сада, которую отличал метод живописного размещения композиционных элементов, неподвластный внешним законам, но подчиненный глубокому внутреннему смыслу. В той или иной степени он был присущ и древним классическим садам, нашел свое отражение в Европе в средневековых ансамблях и искусстве эпохи Возрождения, однако наивысшего своего развития достиг в странах Востока. Там господствовали принципы свободной, или, иначе, пейзажной композиции.

Развитие эзотерических знаний, религиозные представления, связанные с буддизмом и проникнутые идеями конфуцианства, способствовали созданию садов, скромных по размерам, которые отличались интимным сочетанием архитектурных построек с природой, а главное, отсутствием регулярного плана. Сады создавались в самых разных манерах, нередко возникали так называемые ландшафты, состоящие, например, из гальки, песка и камней. Лежащая в основе принципов композиции идея вечной обновляемости природы в японских садах подчеркивалась прихотливыми очертаниями водоемов и дорожек, малыми архитектурными формами и самим сочетанием природных и растительных элементов.

Понятие красоты относится к категории вечности. И пять тысяч лет назад, и сегодня декорирование окружающей среды - естественное для человека стремление, которое и породило и садово-парковое искусство. Оно воплотило в себе многовековое наследие, состоящее из религиозных аспектов, представлений естественных наук, отражения политических и социальных изменений, в более отвлеченном варианте иллюстрирующее собой ход и развитие истории искусств. Таким образом, ландшафтный дизайн во все времена был мастерством, которое чутко реагировало на любые изменения в обществе, искусно передавало черты господствующей идеологии и отражало новомодные течения. Сад всегда оставался чем-то прекрасным и божественным. Не случайно ведь Эдем превратился в имя нарицательное и стал местом, куда мы все так или иначе хотим попасть.


Статья получена: www.Zagorod.spb.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Наследие райских кущ":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Lexus GS: Наследие дедушки Приуса

В тесте участвуют автомобили: Lexus GS Все в мире развивается по спирали, однажды пройденное возрождается более совершенным на новом витке. Так подумалось мне за рулем гибридного «Лексуса-GS450h» неспроста – довольно долго я ездил на первом серийном гибриде «Тойота-Приус».

» Познавательное про авто - 2509 - читать


Посттравматический стресс: наследие криминала, войны и террора

По данным Национального Исследования Сочувствия\National Comorbidity Survey 7. 8% взрослых американцев (10. 4% женщин и 5% мужчин) за свою жизнь когда-либо страдали таким видом психического расстройства, как синдром посттравматического стресса.

» Заболевания - 3358 - читать


Скидка – райская музыка

Материал предоставлен журналом Консультант / Часто компании, чтобы привлечь покупателей, предоставляют им различные скидки. Налогообложение таких операций имеет ряд особенностей. Поскольку четкого определения премии и скидки ни налоговым, ни гражданским законодательством не дано, порядок налогового учета зависит от их характера.

» Бухгалтерия и аудит - 1440 - читать


Австрия: райские условия для отмывания денег

Впечатляющие результаты. Австрия является такой же привлекательной, как Каймановы острова. 48 млрд долларов в год отмывается в Австрии.

» Управление и менеджмент - 1734 - читать


Райские кущи у тебя дома

Мой дом – моя крепость. Как часто можно услышать это выражение! Но что люди подразумевают под словом "крепость"?

» Обустройство дома - 2245 - читать



Статья на тему Дом и семья » Ландшафт и озеленение » Наследие райских кущ

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru