В предыдущей статье мы писали, что 9 из 10 неоплачиваемых тендеров заканчиваются для их участников ничем. Теперь, выполняя свое обещание, мы хотим рассказать, как изменить это соотношение.
Для этого в первую очередь нужно уметь определять те группы заказчиков, с которыми не имеет смысла работать, а если уж и работать, то крайне осторожно.
Мы выделили здесь семь из них.
1.
Заказчик, который может, но не хочет.
Он с самого начала и не собирается вам платить. Его задача - собрать с простаков работы, и потом использовать их по своему усмотрению, не заплатив ни копейки авторам. В случае воровства вашей работы доказать свое авторство трудно. Вам, например, всегда могут сказать, что не вы один предложили такое решение или что это решение было еще до вас. Кидают даже крупные рекламные агентства, что уж тогда говорить о специалистах-одиночках.
2. Заказчик, который хочет, но не может.
Скажем, какой-нибудь предприниматель, торгующий шнурками, решил, что у него все должно быть, как у взрослых. Реклама, PR, сайт, то, се. Ну насобирали ребят, рассказали, чего хотелось бы. Ребята работу сделали, но тут выясняется, что очередная партия шнурков зависла на складе и денег на рекламу нет. И даже на сайт нет. Ну, извините ребята, не получилось.
3. Заказчик, который хочет решить с вашей помощью свои проблемы.
Самый распространенный пример - имитация активности подчиненных перед начальством. Просто, например, менеджер рекламного отдела решил подстраховаться или проявить рвение перед начальством. Объявил тендер, насобирал кучу работ, принес их начальству: вот смотрите, какой объем работы мной, таким талантливым организатором, проделан. Да, - глубокомысленно говорит начальство, взвешивая на руке кипу принесенных бумаг, - солидно. Молодец. Все, зарплата отработана. А то, что это никому изначально не было нужно, может волновать только вас. Если вы об этом узнаете. Но вам скорее всего, скажут, что работа просто не подошла.
4. Заказчик, который ничего не хочет, хотя думает, что хочет.
И сколько бы вы ему не делали вариантов, и не вы одни, он этого так и не поймет. То здесь что-то не так, то тут не совсем эдак. А давайте вот так сделаем, а давайте вот тут изменим. И так до бесконечности. На самом деле причина здесь очень проста - ему просто не нужна ваша работа. Была бы нужна - давно бы принял решение.
5. Заказчик, который не знает, чего хочет.
В этом случае у него есть смутное ощущение, что ему что-то надо. Что-нибудь в Интернете. Имидж или идею какую рекламную. Или ход дизайнерский. Ну вот что-то такое… Непонятное, но что-то…Как Вы думаете, сколько усилий вы потратите впустую, ползая вместе с заказчиком по лабиринтам его сознания?
6. Заказчик, который хочет понять, чего хочет.
Встречается, искренне рассказывает, искренне слушает. И после пятидесяти показанных вами и другими участниками тендера работ его вдруг осеняет - вот, оказывается, чего мне нужно. Не имидж, а продуктовую реклама. Не тридцатисекундный ролик, а серия пятисекундников. Не крутой сайт, а такой простенький, рабочий. После чего проводится новый тендер. И нет ничего удивительного в том, что очень часто постановка новой задачи не имеет ни малейшего отношения к постановке задачи на предыдущем тендере.
7. Заказчик, который хочет совсем не то, что, как вы думаете, он хочет.
Каждый специалист, долго работающий в той или иной профессии, стремится все время поднимать планку - если, он, конечно, специалист. И тут главное не переборщить. А то можно взлететь так высоко, что и земли не будет видно. А заказчик, он, братцы, по земле ходит, и ваших парений не разделяет. Так что его "красиво" это совсем не ваше "красиво", а его "стильно" может вообще не иметь никакого отношения к стилю в вашем понимании. Так что лучше заранее договариваться о терминах и критериях оценки, чтобы потом не было мучительно больно за напрасно потраченное время.
Впрочем, здесь тут редкий случай, когда виноватым в проигрыше тендера будете только вы - сами не разобрались, и в результате сделали не то, что требовалось. Во всех остальных случаях вы будете неправы лишь в том, что ввязались в заведомо проигрышное мероприятие.
При наличии заметного опыта определять перечисленных выше заказчиков очень легко. Тем же, кто таким опытом похвастаться не может, мы дадим ряд полезных советов - в следующей статье.