"Хотите e-обанкротиться? Обращайтесь к нам! Мы e-обанкротим вас максимально быстро и качественно. Подадите заявку на e-банкротство прямо сейчас – получите скидку десять процентов! А приведёте друга – все двадцать!" Такими нелепыми объявлениями, наверное, скоро запестрят все уличные стены и столбы: дело должно быть прибыльным.
Примерно месяц назад нью-йоркский предприниматель Фред Уилсон (Fred Wilson) с небывалой гордостью и радостью заявил, что он – банкрот. Причём не обычный, а особенный – банкрот XXI века.
Идея такого шага предельно проста: Фред – активный пользователь Интернета и его многочисленных сервисов, включая, разумеется, электронную почту. Впрочем, нет, не разумеется – ибо мистер Уилсон стал именно банкротом электронной почты. Как это возможно? Легко!
| ||
На первый взгляд, ничего особенного в этих действиях нет, даже эксцентричными их не назовёшь. Однако сей публичный "антипочтовый жест", оказывается, не такая уж редкость.
Вот, например, музыкант Moby сотворил нечто подобное ещё в прошлом сентябре, отправив в ответ на все входящие письма сообщение о том, что до конца года почтой пользоваться не будет. То же самое периодически делают и некоторые профессора – неожиданно отказываются от своих электроящиков, непременно заявляя о своём решении во всеуслышание.
Конечно, учёные и музыканты – это существа с очень хрупкой и ранимой душой, и им можно позволить некоторые выкрутасы. Но дело отнюдь не в особенностях личности.
Истинная причина, которая заставляет полностью отказаться от использования электронной почты – очевидна… (фото skypecaptain/flickr.com). |
Такое состояние дел обычно вызывает чрезвычайное раздражение. Поэтому некоторые либо вовсе бросают свою электронную почту, либо, плюнув на все непрочитанные письма, махом удаляют их и начинают пользоваться ящиком "с чистого листа".
| ||
Вот так многим и приходится прибегать к старинным средствам связи типа телефона. "С этого момента я возвращаюсь к голосовой коммуникации как к основному средству общения с людьми", это заявление сделал исполнительный директор компании Teqlo Джефф Нолан (Jeff Nolan), когда вступил в ряды решившихся на бойкот электронной почты. Или, как говорят, на "банкротство электронной почты".
Термин "банкротство электронной почты" (e-mail bankruptcy) ввёла в оборот профессор Массачусетского технологического института (MIT) Шерри Тёркл (Sherry Turkle).
| ||
"Со мной можно связаться, но e-mail – не лучший способ для этого", таково мнение другого e-банкрота Шона Боннера (Sean Bonner), директора сети новостных блогов.
Профессор Стэндфордского университета (Stanford University) Лоуренс Лессиг (Lawrence Lessig) в 2004 году тоже пополнил ряды e-обанкроченных. Тогда он сказал, что пред ним встал выбор: "Либо проводить всё время, отвечая на е-мейлы, либо заниматься работой". Что он, в конце концов, предпочёл – догадаться нетрудно.
Карикатура художника Чипа Бока (Chip Bok) (иллюстрация с сайта cagle.com). |
А самым известным и давним e-банкротом является – вы не поверите! – другой знаменитый стэндфордский спец Дональд Кнут (Donald E. Knuth), сделавший огромный вклад в программирование, математику, теорию алгоритмов и прочие непростые науки.
| ||
К тому же учёный вспоминает, что тогда ему требовалось три часа на разбор электронных писем, прежде чем он мог приступить к работе (в наши дни это нормальная практика). И это в те времена, когда про спам обычно думали, разве что открывая холодильник!
"Зато с 1 января 1990 года я решил стать счастливым человеком", говорит Кнут, намекая на свой e-бойкот. Да, уж если говорит сам Кнут, то в этом что-то есть…
Вот только непонятно, есть ли какие-то особенные перспективы у e-банкротства, и может ли оно стать, например, новой формой субкультуры. Будут ли e-обанкроченные в полнолуние собираться на Лысой горе ради заклания распечаток неотвеченных писем и ритуальной чистки папки "Входящие" нам неизвестно. Хотя всё может быть.
Статья получена: Membrana.ru