Компания Google появилась на свет всего четыре года назад, и её детище одноимённая поисковая система успела стать одним из самых значительных явлений Интернета. Настолько значительным, что Google начали подозревать в монополизме...
Странно, не правда ли? Казалось бы, в такой специфичной области, как поисковики, да вдруг злонамеренный монополизм?
В принципе, отдельно взятый поисковик может и вправду стать отраслевым лидером то есть, самым популярным средством поиска, другое дело, что какой бы агрессивной ни была бы реклама и прочая маркетинговая поддержка, всё, в конечном счёте зависит от трёх факторов: объёма базы, релевантности выводимых результатов и простоты интерфейса.
У Google всё это на высоте. Интерфейс предельно прост, релевантность очень неплохая, ну а количество проиндексированных ресурсов на входной странице написано: 2 469 940 685 страниц.
Добавим сюда поддержку нескольких языков, включая китайский (чем Google и заработал в Китае любовь рядовых граждан и брюзгливую подозрительность власть предержащих) и русский.
Кстати, что касается России, то, во-первых, Google здесь становится всё более популярным благодаря своей системе поиска изображений, и русскоязычным интерфейсом. Хотя Яndex был и остаётся самым популярным поисковиком для Рунета.
Во Всемирной сети Google сделался общепризнанным лидером благодаря вышеперечисленной совокупности факторов. Но, как это обычно бывает, и у этой медали нашлась и обратная сторона.
Самым сильным звеном Google оказалась его рейтинговая система PageRank. По этому адресу размещена одна любопытная статья, в которой растолковывается принцип работы данной системы.
Надо учитывать, однако, что с тех пор, как статья была написана, в Page Rank могли быть внесены некоторые изменения. Вряд ли, впрочем, настолько уж глобальные.
Так что, вероятно, не будет ошибкой сказать, что ключевым фактором, влияющим на положения того или иного ресурса, является популярность, высчитывающаяся на основе количества сайтов со ссылками на данный ресурс.
| ||
Как известно, в конце 1990-х годов случился так называемый "бум дот-комов" (от "dot-com" или ".com" коммерческих предприятий сетевого базирования).
"Дот-комам" прочили великое, светлое будущее, аналитики бодро чесали языками, предрекая "новую экономику", а потоки денег и интерес к новым технологиям, казалось, подтверждали их правоту.
Однако в 2000 году "дот-комы" постиг жесточайший крах. Большая часть из них полопалась. Однако Google.com не только не отправился вслед за многими неудачниками, а очень даже этого пресловутого светлого будущего добился.
Когда случился крах "дот-комов", порталы и поисковики вынуждены были искать новые средства к существованию. В частности, оплаченные ссылки (sponsored links) и управляемые результаты поиска (editorial results) стали весьма распространённым явлением. Google в этой нише стал безусловным лидером.
Причём, что вероятно озадачивает и раздражает некоторых из его конкурентов, Федеральная торговая комиссия (Federal Trade Comission) не дышит им в затылок за то, что оплаченные ссылки идут вперемешку с обычными результатами поиска, без каких-либо опознавательных знаков.
Этим некоторые поисковые системы весьма сильно грешат, и больше того, всё чаще раздаются голоса, что без этого сегодня ну никак не обойтись.
А у Google есть своя программа AdWords Select, благодаря которой ему не нужно "жульничать".
Идея программы сводится к тому, что рекламодатели покупают... некоторые слова, которые пользователи, вероятнее всего, будут набирать в поисковой строке.
Например, если вы наберёте слово Picasso, то справа увидите два небольших окошка, помеченных словами Sponsored Links.
Причём, их размещение уже целиком и полностью зависит от пользователей: что окажется более популярным (CTR выше), то и поднимется наверх.
Справа отчётливо видны "оплаченные ссылки". |
При этом оплачивается не какая-то постоянная сумма, а количество кликов. Аналогичная модель cost-per-click имеется и у конкурента Google Overture.
Overture даже пытается засудить Google за "нелицензионное использование технологии". Одновременно эта же компания тягается с другим конкурентом Findwhat.com, ровно за то же самое.
Как бы там ни было, ведущие порталы и сервис-провайдеры, такие как Yahoo, AOL и EarthLink используют у себя поисковик Google. Благодаря чему, собственно, Google и ушёл от конкурентов, и ушёл далеко. Можно даже сказать, улетел.
Причём, что довольно странно, ему удалось обойтись без "нечестной конкуренции", в отличие от достославной Microsoft, например. Google просто всем понравился. Почему смотрите выше.
Один из разработчиков программной основы поисковика Google Мэтт Каттс (Matt Cutts) заявил, что в настоящее время поисковый бизнес здоровее и конкурентнее, чем когда-либо. "Мы думаем о том, как выводить наиболее релевантные результаты в ответ на запросы пользователей, а не о доле рынка. Она-то сама собой образуется".
Google стал настолько могущественным, что "некоторые стали его отождествлять с самим Интернетом", как сказано в статье ZDNet. Да уж, сказано сильно.
Другое дело, что, например, если Google не индексирует ваш ресурс, то и у Yahoo он "в списках не значится". А вот это уже серьёзно.
| ||
Ещё одна неприятная история: компания Data Recovery Group в начале января 2002 года обнаружила, что её привычное четвёртое место в результатах поиска Google, внезапно превратилось в двадцать четвёртое, а то и ещё ниже. "Упс", подумали в компании, ибо в их бизнесе произошёл 30-процентный спад.
Сотрудники Google так и не дали никаких объяснений, почему это случилось. Data Recovery Group потратила очень приличные деньги на то, чтобы скомпенсировать потерю трафика покупала sponsored links с ключевыми словами Data Recovery (за каждый клик пришлось выкладывать по $10).
Главная проблема в том, что множество сайтов оказались чуть ли ни в кабальной зависимости от поисковых систем. Послышались даже призывы ввести регулирование деятельности Google и других поисковиков как общественных организаций.
Дескать, раз они производят управление результатами поиска (Editorial results), если от них настолько сильно зависит столь большое количество сетевых ресурсов, а следовательно, и людей, общество должно контролировать их деятельность.
А также принудить поисковики создать специальную информационную систему, с помощью которой владельцы тех или иных ресурсов могли бы узнавать, почему их сайты не индексируются или находятся на слишком слабых позициях в рейтинге, и как можно исправить положение...
Стоп, стоп, стоп! Сколько веб-страниц индексирует Google? А теперь давайте вспомним арифметику Изи Кацмана:
"Пусть недовольные составляют только один процент. Если в Городе миллион человек значит, десять тысяч недовольных. Пусть даже десятая процента тысяча недовольных. Как начнёт эта тысяча шуметь под окнами!.. А потом, заметьте, вполне довольных ведь не бывает. Это только вполне недовольные бывают. А так ведь каждому чего-нибудь да не хватает. Всем он, понимаешь, доволен, а вот автомобиля у него нет. Почему? Он, понимаешь, на Земле привык к автомобилю, а здесь у него нет и, главное, не предвидится... Представляете, сколько таких в Городе?"
И вот, желая обзавестись неположенным автомобилем, точнее, пытаясь побить Google на собственном поле, некоторые особо хитроумные товарищи прибегли к партизанской тактике создания так называемых "ссылочных ферм" (Link Farm), предназначенных для манипулирования системой PageRank.
За это по голове, как говорится, получили все: программисты Google в сентябре 2002 года внесли какие-то неизвестные изменения в PageRank как раз, чтобы отбиться от Link Farms.
Но это, помимо всего прочего, привело к изменениям в порядке вывода результатов и уменьшению их количества, что привело вебмастеров в полное бешенство, как утверждает ZDNet.
Компанию обвинили и в том, что они не сами поднимают сайты рекламодателей в своих рейтингах, но дают некие советы, как подняться на верхние позиции.
| ||
Есть у Google и союзники, утверждающие, что нечего нянчиться с немощными ресурсами, отмирающими в процессе развития Интернета, и что слишком много желающих сделать из Google козла отпущения за собственные неудачи.
Знакомо, не так ли? "Ах, проклятая "винда", опять не работает как надо!"
Другое дело, что, по мнению некоторых наблюдателей, Google, как и любой другой поисковик, не всегда будет "царём горы".
Рано или поздно его кто-то неизбежно спихнёт, подобно тому, как сам он, в своё время вытеснил AltaVista, Lycos и других с лидирующих позиций.
Сейчас Google это уже не просто средство поиска: даже на уровне некоторых государств его воспринимают как практически самостоятельную силу, и вряд ли менеджеры компании сильно тому огорчаются.
Хотя, наверное, убедить китайские власти, что они были не правы, отрубив по всей Поднебесной доступ к сайту Google.com, было непросто.
Другая схожая ситуация связана с тем, что Google начал выборочную фильтрацию своих результатов в некоторых странах под давлением местных властей, не иначе.
Например, через "немецкий" и "французский" Google (сайты Google.de и Google.fr, соответственно) невозможно найти целый ряд нацистских и расистских сайтов общим числом 113 штук.
При этом в общей базе данных эти "хайль-гитлеры" значатся и через Google.com их найти можно.
Открытие сие сделали сотрудники Беркмановского центра Интернета и общества при Гарвардском университете (Berkman Center for Internet & Society at Harvard Law School). Эта организация вообще чрезвычайно внимательно изучает проблему фильтрации интернет-контента во всём мире, и то, что Google попал в её прицел неудивительно.
Надо сказать, что авторы доклада по выборочной фильтрации результатов поиска Google не стали однозначно выражать своё мнение. Упоминается лишь, что в "Пользовательском соглашении", ничего не говорится о том, что тот или иной ресурс убирается по настоянию властей. Говорится лишь про закон DMCA, будь он неладен, и об индивидуальных запросах.
На скриншоте видно, что в "немецком" поисковике не отображается сайт белых расистов Stormfront. |
При этом в письмах службы поддержки встречаются такие фразы, как "мы уважаем законы данной страны и стремимся им следовать". Из этого уважения проистекает, по сути, цензура. И хотя немногие восплачут от исчезновения из индекса Google очередного нацистского ресурса, никто толком не знает, какие именно сайты исключаются из результатов поиска в каких странах.
Цензура в Сети вещь вредная, а некоторые считают, что и напрямую противоречащая самой идее Интернета "территории свободы". Тут, впрочем, не следует забывать, что Интернет вырос из сверхсекретного военного проекта.
Но важно не это. Важно то, что мощь Google уже настолько велика, что он может себе позволить становиться даже сетевым цензором, формировать (а не отражать) популярность тех или иных ресурсов, искусственно регулировать результаты поиска...
Да, это всего лишь список выдвигаемых критиками против Google обвинений. Серьёзных доказательств злоупотребления этими возможностями нет. Но он может это сделать. Технические возможности, мощь и "масса" уже есть, а рост продолжается.
Когда-то и Microsoft так же неудержима росла, и её менеджеров тоже считали чуть ли ни гениями. Ожидает ли Google та же судьба?
Статья получена: Membrana.ru