В одной из предыдущих статей о компании Macromedia и ее продуктах была упомянута аналогия со вселенной – ведь, действительно, программное обеспечение компании перекрывает все возможные области применения – от обычного «сайтостроительства» до создания масштабных корпоративных порталов и приложений. В этой вселенной пакет Studio MX, вне всякого сомнения, удостоился бы чести быть целой галактикой, причем центральной. Хотя, с одной стороны, в пакете нет ничего особенного — более того, все входящие в него приложения доступны и в виде отдельных версий. Но, собранные вместе, они очень сильно интегрируются друг с другом, позволяя разработчику или команде разработчиков выполнять каждый этап работы, от проектирования и создания первого макета ("рыбы") до переноса готового сайта на хостинг и последующего его сопровождения в единой знакомой среде.
Macromedia Studio MX – это, подчеркнем, не название отдельного продукта, а целый пакет, состоящий из нескольких самостоятельных программ.
Перечислим, что же в него входит, а потом попробуем хоть мельком заглянуть в каждую из программ.
- Dreamweaver MX
- Flash MX
- Fireworks MX
- FreeHand MX
- ColdFusion MX
- Contribute
- Extension Manager
Dreamweaver MX 2004 |
Dreamweaver MX – главный продукт всей линейки, мощная интегрированая среда разработки сайтов любого уровня сложности, с использованием любых технологий. Он без сомнения понравится каждому веб-мастеру – ведь можно работать как с непосредственно кодом, так и полностью в визуальном режиме, или же совместить оба сразу.
Dreamweaver – веб-редактор и главный элемент пакета Studio MXОб этом редакторе, сказать честно, писать нелегко – о нем написаны десятки толстых книг, но и они не могут описать все ньюансы и тонкости работы. Кроме того, интерфейс и вся функциональность полностью настраиваемая, поэтому после непродолжительной работы каждый веб-мастер настраивает его под себя, размещая панели, скрывая или выводя на передний план наиболее часто используемые инструменты – все это делает две инсталляции одного и того ж ПО неповторимыми.
От версии к версии растет и расширяется справочная система. Очень удобная функция автоматического показа контекстно-зависимой справки по тегам или ключевым словам прямо в редакторе кода. К примеру, для тегов HTML показываются доступные атрибуты и их значения, а при разработке динамических сайтов с использованием РНР – выводятся допустимые параметры для функций.
Как уже говорилось, разработку сайта можно вести или полностью в визуальном режиме, просто перетаскивая с панели нужные элементы (а их там немало, например таблицы, рисунки, флеш-анимация, а также элементы форм, фреймы, специальные символы и так далее), или же написав вручную соответствующий код в редакторе (хотя вставлять элементы с панели можно простым перетаскиванием даже прямо в код). Если одновременно открыто оба окна, то все изменения синхронно отмечаются и в коде, и в визуальном представлении страницы.
Очень радует также встроеный автоматический калькулятор скорости загрузки страницы для разных соединений, а также возможность просмотреть готовую страницу при разных разрешениях и размерах экрана. Для такого уровня продуктов встроенный валидатор кода необходимость, а не «фича», но встроенные в Dreamweaver средства проверки лучше, чем большинство сторонних решений – можно проверить код не только на соответствие стандарту, но и правильность ссылок. Также очень интересный механизм «target browser check», который проверяет код на совместимость с разными браузерами – от Netscape 3.0 и Opera 2.01 до последних IE 6.0 и Opera 6.0 (Mozilla Firefox пока в этом списке нет, но он и вышел только недавно).
Конечно, Dreamweaver содержит и мощные функции для работы с удаленным сайтом – можно подключиться к хосту по FTP и работать со страницами как с обычными файлами, а все созданные изменения сразу же будут отображатся на сайте. Поддерживается и работа с множеством сайтов, это хорошо подойдет для небольших веб-студий. Но все же для действительно качественной и легкой работы с сайтами, в частности для обновления и размещения (публикации) информации в галактике Studio MX есть специальное решение – система публикации Contribute, базовая версия которой входит в пакет Macromedia Studio MX.
Macromedia Contribute |
Contribute – редактирование и публикация контента одним нажатием!Система веб-публикаций Contribute сейчас уже обновилась до версии 3.0, появилась и серверная часть, но в поставку Studio MX входит еще предыдущая версия 1.0, что никак не сказывается на эффективности работы. Этот продукт вообще уникален по своей концепции и исполнению – когда поработаешь с ним, создается стойкое ощущение – такое могла сделать только Macromedia! Все очень просто – операцию редактирования данных или публикации нового документа на сайте компания довела до полного автоматизма – теперь правка пресс-релиза на корпоративном сайте доступна даже секретарше. Для начала создается соединение с сайтом – эту процедуру должен сделать администратор или веб-мастер. После этого можно создать необходимое число пользователей, которые имеют права на доступ и изменение страниц сайта. Все. Сценарий работы дальше прост – секретарша Лена (для примера) получает от шефа задание вычитать еще раз пресс-релиз компании на сайте, чтобы там кто-то не допустил неточностей или очепяток. Лена открывает Contribute, в адресную строку вводит адрес сайта (то есть, работает в привычном браузере IE, только панель немного другая), потом переходит по нужной ссылке и вот открывается страница с текстом. Для изменения страницы нажимается кнопочка «Edit this page», и через минуту прямо в окне можно редактировать текст. В большинстве случаев, если не используется очень «наворочанная» верстка, то можно даже не заметить, что вы в режиме редактирования. После правки нажимается кнопка «Publish» и страница публикуется на сайте, заменяя более ранний вариант. Фактически, можно просто «путешествовать» по сайту, а увидев ошибку, нажать кнопочку, исправить и опубликовать назад – и все это абсолютно не подозревая о всяких там HTML, JavaScript, PHP, CSS и других страшных словах. Фактически, Contribute это помесь FTP-клиента, визуального редактора Dreamweaver (да-да, страницы редактируются в очень упрощенной версии именно Dreamweaver МХ) и простенькой системы разграничения прав доступа. Но в варианте от Macromedia это все соединено в совершенно убойный продукт для бизнес-сферы (впрочем, 3.0 версия предоставляет очень широкие возможности и для профессиональных разработчиков и администраторов).
Macromedia Flash MX |
Macromedia Flash даже не нуждается в особом представлении – его знают практически все разработчики, а результаты его работы видели, наверное, все, кто хоть раз посещал какой-либо сайт. Сама технология Flash уже давно переросла только анимацию и теперь серьезно претендует на применение в серьезных продуктах, часто ориентированых не только на веб.
В версии MX флеш-разработчики получили и расширенную спецификацию ActionScript, обновленный отладчик кода, контекстно-зависимую справку, новые эффекты анимации, средства для импорта в свои проекты видеофрагментов в разных форматах, довольно развитые средства управления цветом, а также возможность более качественно, с точностью до пикселя, управлять расположением элементов кадра.
В настоящее время линейка Macromedia Flash MX 2004 (новая версия) разделена на две части – обычный Flash MX и Professional, который обладает большими возможностями работы с аудио/видео информацией, имеет расширенный набор компонент, в том числе и для создания клиент-серверных приложений, компоненты для работы с базами данных и другие профессиональные возможности.
От анимации мы плавно переходим к статической графике – и тут у Macromedia есть довольно удачные продукты — Fireworks MX для растровой графики и FreeHand MX для создания векторной графики, пригодной как для полиграфии, так и для веб-применения.
Fireworks — обработка растровой графикиFireworks MX по интерфейсу очень напоминает Adobe ImageReady, и обладает широкими возможностями по оптимизации и подготовке графики для веб-сайтов. Можно «нарезать» изображение на части, создавать и редактировать регионы и присваивать им ссылки, к готовым изображениям можно применять разные фильтры, есть даже из мира Photoshop – пакеты Eye Candy и Alien Skin. Имеется довольно много инструментов для работы с текстом, которым можно очень точно управлять (на уровне мощных издательских пакетов – очень впечатляет!).
Присутствуют и обычные инструменты для работы с векторными элементами – кривыми, прямоугольниками и другими фигурами и так далее. Но сразу следует заметить, что пакет не предназначен для создания графики «с нуля» – для этого есть гораздо более функционально насыщенные приложения. А вот для подгонки и несложного редактирования изображений перед публикацией — Fireworks подходит идеально. Оптимизация изображений – вот сильная сторона пакета. Поддерживаются все популярные форматы, даже PNG32, а при помощи специального мастера можно постепенно оптимизировать изображение, добиваясь максимального качества при минимальном объеме (а можно и наоборот – сначала задать желаемый объем, а программа сама постарается подобрать нужные параметры).
Macromedia FreeHand MX |
FreeHand – создание и обработка векторной графикиПрограмма FreeHand MX поначалу кажется немного лишней в пакете, предназначенном именно для веб-разработки, поскольку представляет собой мощный редактор векторных изображений. Признатся честно, я встречал многих профессиональных дизайнеров от полиграфии, которые с удовольствием делали в этом редакторе совсем не веб-контент – к примеру, этикетки для мороженного. В отличие от Fireworks, в этом продукте есть все, что надо дизайнеру (само название указывает на то, что с этой программой фантазия и руки дизайнера или художника ничем не ограничены). Единственной веб-ориентированной функцией, которую я раскопал после знакомства с программой, являлся мастер сохранения в HTML ("Publish to HTML..."), который создавал на основе векторного рисунка флеш-обект (если получалось – то комбинируя теги HTML и флеш, если нет – вся картинка выводилась во флеш-формате).
ColdFusion – среда разработки серьезных приложений и сервисовХотя в пакет официально включен и ColdFusion MX, но после инсталляции его не обнаружилось в меню. Этот пакет больше популярен на западе, чем в СНГ. Он предназначен для разработки действительно мощных веб-приложений, публичных сервисов, корпоративных порталов и других подобных сайтов. В качестве языка программирования используется CFML – ColdFusion Markup Language, но можно использовать и другие – Java, ASP, PHP или же серверный ActionScript. Тут мы снова сталкиваемся с влиянием главного продукта — Dreamweaver используется в качестве основы для среды разработки ColdFusion MX.
Какой можно сделать вывод из этого? Macromedia сделала отличный набор для веб-студий – им достаточно купить пакет Studio MX и практически забыть о дополнительных инструментах. Можно также купить каждое приложение отдельно – это позволит уменьшить затраты не снижая функциональнсоти. Хотя некоторые задачи все же требуют других инструментов, например для работы с графикой все же надо Adobe Photoshop, другие задачи наоборот, очень редко встают перед веб-дизайнерами (векторная графика и пакет FreeHand выглядит немного лишней). Но следует признать одно – Macromedia действительно является почти официальным богом веб-разработчиков, выпуская очень и очень удачные и функционально нассыщенные продукты, которые интегрируются между собой в единое целое и направлены на одно – что бы Вы забыли обо всем и создавали подлинные веб-шедевры...
Ссылки по теме
- Официальный сайт компании Macromedia
- Страница пакета Macromedia Studio MX 2004
- Страница Dreamweaver MX 2004
- Страница Macromedia Flash MX 2004
- Страница Macromedia Contribute 3
Статья получена: hostinfo.ru