Термин «юзабилити» стал сегодня необычайно популярен. Им щеголяют все, кому не лень. Причем многие из тех, кто употребляет это слово, на самом деле имеют только смутное представление о его значении. Нужно ли говорить, что такие люди не способны корректно оценить юзабилити веб-проекта? А поэтому не совсем верно при создании дизайна сайта опираться только на результаты его тестирования обычными посетителями.
Между тем в большинстве случаев именно так и «обкатывается» веб-проект для увеличения удобства его использования. А как же нужно делать это правильно? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Начать нужно с того, что грамотную оценку юзабилити веб-проекта может дать только настоящий специалист в этой области. Вот только, к нашему большому сожалению, российские образовательные учреждения не спешат их готовить. Это в западных странах юзабилити преподают не только на всевозможных курсах, но и в ВУЗ'ах. И это совершенно правильный подход. Ведь, например, приборную панель автомобилей разрабатывают специалисты, но никак не простые водители. Так почему же с веб-сайтами дела должны обстоять по-другому?
В России найти квалифицированного специалиста по юзабилити практически невозможноНо давайте лучше вернемся к нашим реалиям. В России найти квалифицированного специалиста по юзабилити практически невозможно. Хотя, конечно, если очень постараться, то сделать это все-таки реально. Вот только представитель столь дефицитной профессии возьмет за свою работу весьма значительную сумму. А поэтому рассчитывать на помощь профессионалов большинству веб-мастеров не приходится. В этом случае можно провести замену. Лучше всего пригласить вместо дипломированных специалистов опытных пользователей ПК, обучающих других людей. Они прекрасно знают, что именно вызывает вопросы и затруднения у их подопечных. Ну а за отсутствием таких пользователей, можно воспользоваться услугами других людей. Главное, чтобы они были достаточно опытными и непредвзято относились к данному веб-проекту.
На сегодняшний день наибольшее распространение получили два способа оценки юзабилити: эвристический и экспертный
Следующий шаг в проведении исследования юзабилити веб-проекта — выбор метода. На сегодняшний день наибольшее распространение получили два способа оценки. Первый из них — эвристический. Суть его заключается в следующем. Эксперт рассматривает каждый элемент интерфейса сайта отдельно и оценивает его, опираясь на специальный список определенных принципов юзабилити, «эвристик». Данный метод можно смело назвать «неперсонизированным», поскольку при его использовании от человека и его личного взгляда зависит немногое.
Второй метод оценки юзабилити — экспертный. Его суть заключается в следующем. Работу ведут сразу несколько экспертов. Каждому из них предоставляется набор правил, принципов и предпочтений, которым должен следовать дизайн сайта. Затем каждый из специалистов оценивает юзабилити элементов интерфейса не в сравнении с эвристиками, а на основании выданной ему владельцем проекта информации. Обычно экспертный метод позволяет добиться более точных результатов исследования. Все-таки, в некоторых случаях использование для оценки юзабилити эвристик не совсем удачно, поскольку они не учитывают специфические особенности проекта, пользователей, на которых он рассчитан и т. п. Таким образом, у экспертного метода есть серьезное преимущество перед эвристическим. Однако есть у него и не менее серьезный недостаток. Речь идет о «персонализации» оценки. Если владелец проекта ошибется с выбором экспертов, то может получить некорректные результаты. Единственной защитой от этого является привлечение к исследованиям сразу нескольких человек, которые будут осуществлять тестирование отдельно друг от друга, после чего усреднить общие оценки. Правда, это выльется в дополнительные затраты, что во многих случаях тоже нежелательно.
Итак, как же проводится исследование юзабилити сайта? Для начала выбираются эксперты и приглашаются к работе. Каждому из специалистов выдается полная информация по веб-проекту: решаемые цели и задачи, предполагаемый состав аудитории, принципы и правила, закладываемые в сайт создателями, а также критерии, по которым необходимо оценивать. После этого каждый эксперт отдельно от других работает с тестируемой системой. Причем необходимо предоставить специалистам достаточно времени, чтобы они могли полноценно ознакомится с сайтом, а не только «пробежаться по верхам». В процессе исследования эксперты проставляют оценки по различным критериям, а также записывают все выявленные проблемы. После того, как все исследователи завершили свою работу их результаты нужно «усреднить». Таким образом, мы получим наиболее точную оценку юзабилити. В качестве отчета обычно используется список найденных проблем, отсортированный по убыванию их серьезности и важности для данного веб-проекта.
Тестирование юзабилити следует проводить на этапе разработки дизайна, структура и контента сайтаА теперь давайте мы с вами, уважаемые читатели, ответим на еще один вопрос, который встает веб-мастерами: когда проводить исследования юзабилити сайта? Подавляющее большинство людей делают это прямо перед запуском веб-проекта. Однако это неверное решение. Ведь если сайт полностью готов, и в нем находятся серьезные недостатки, то приходится отправлять его на переработку. А это выливается в дополнительные затраты как денег, так и времени. И вот уже срываются все сроки, а процесс создания выходит за рамки запланированного бюджета. Чтобы этого не произошло, тестирование юзабилити следует проводить на более ранних этапах.
Специалисты советуют проводить экспертизу юзабилити несколько раз. Однако зачастую владельцы сайтов не могут себе позволить этого. В таком случае, наиболее удачным вариантом бывает тестирование в процессе создания дизайна. И действительно, именно на этом этапе могут быть выявлены все основные недостатки. Ну а исправить их тоже не составит никакого труда. Однако нельзя забывать, что юзабилити сайта — это не только используемая цветовая схема и набор элементов интерфейса. Очень большую роль в юзабилити играет система навигации по веб-проекту, организация каталога (это очень важно для интернет-магазинов) и прочие подобные моменты. Поэтому оценку юзабилити желательно проводить хотя бы дважды: на этапе разработки дизайна и в процессе создания структуры сайта и наполнении его контентом. Причем пренебрегать этой частью работы над веб-проектом никак нельзя. Да, конечно, все недостатки могут выявиться и в процессе первых месяцев работы сайта. Однако за это время можно навсегда потерять немало посетителей и потенциальных клиентов. Тем более что сразу после открытия обычно проводится серьезная маркетинговая кампания. Если же в юзабилити сайта окажутся серьезные недостатки, то деньги, потраченные на рекламу, могут оказаться выброшенными не ветер.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru