![]() |
Термин «юзабилити» стал сегодня необычайно популярен. Им щеголяют все, кому не лень. Причем многие из тех, кто употребляет это слово, на самом деле имеют только смутное представление о его значении. Нужно ли говорить, что такие люди не способны корректно оценить юзабилити веб-проекта? А поэтому не совсем верно при создании дизайна сайта опираться только на результаты его тестирования обычными посетителями.
Между тем в большинстве случаев именно так и «обкатывается» веб-проект для увеличения удобства его использования. А как же нужно делать это правильно? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Начать нужно с того, что грамотную оценку юзабилити веб-проекта может дать только настоящий специалист в этой области. Вот только, к нашему большому сожалению, российские образовательные учреждения не спешат их готовить. Это в западных странах юзабилити преподают не только на всевозможных курсах, но и в ВУЗ'ах. И это совершенно правильный подход. Ведь, например, приборную панель автомобилей разрабатывают специалисты, но никак не простые водители. Так почему же с веб-сайтами дела должны обстоять по-другому?
В России найти квалифицированного специалиста по юзабилити практически невозможноНо давайте лучше вернемся к нашим реалиям. В России найти квалифицированного специалиста по юзабилити практически невозможно. Хотя, конечно, если очень постараться, то сделать это все-таки реально. Вот только представитель столь дефицитной профессии возьмет за свою работу весьма значительную сумму. А поэтому рассчитывать на помощь профессионалов большинству веб-мастеров не приходится. В этом случае можно провести замену. Лучше всего пригласить вместо дипломированных специалистов опытных пользователей ПК, обучающих других людей. Они прекрасно знают, что именно вызывает вопросы и затруднения у их подопечных. Ну а за отсутствием таких пользователей, можно воспользоваться услугами других людей. Главное, чтобы они были достаточно опытными и непредвзято относились к данному веб-проекту.
На сегодняшний день наибольшее распространение получили два способа оценки юзабилити: эвристический и экспертный
![]() |
Следующий шаг в проведении исследования юзабилити веб-проекта — выбор метода. На сегодняшний день наибольшее распространение получили два способа оценки. Первый из них — эвристический. Суть его заключается в следующем. Эксперт рассматривает каждый элемент интерфейса сайта отдельно и оценивает его, опираясь на специальный список определенных принципов юзабилити, «эвристик». Данный метод можно смело назвать «неперсонизированным», поскольку при его использовании от человека и его личного взгляда зависит немногое.
Второй метод оценки юзабилити — экспертный. Его суть заключается в следующем. Работу ведут сразу несколько экспертов. Каждому из них предоставляется набор правил, принципов и предпочтений, которым должен следовать дизайн сайта. Затем каждый из специалистов оценивает юзабилити элементов интерфейса не в сравнении с эвристиками, а на основании выданной ему владельцем проекта информации. Обычно экспертный метод позволяет добиться более точных результатов исследования. Все-таки, в некоторых случаях использование для оценки юзабилити эвристик не совсем удачно, поскольку они не учитывают специфические особенности проекта, пользователей, на которых он рассчитан и т. п. Таким образом, у экспертного метода есть серьезное преимущество перед эвристическим. Однако есть у него и не менее серьезный недостаток. Речь идет о «персонализации» оценки. Если владелец проекта ошибется с выбором экспертов, то может получить некорректные результаты. Единственной защитой от этого является привлечение к исследованиям сразу нескольких человек, которые будут осуществлять тестирование отдельно друг от друга, после чего усреднить общие оценки. Правда, это выльется в дополнительные затраты, что во многих случаях тоже нежелательно.
![]() |
Итак, как же проводится исследование юзабилити сайта? Для начала выбираются эксперты и приглашаются к работе. Каждому из специалистов выдается полная информация по веб-проекту: решаемые цели и задачи, предполагаемый состав аудитории, принципы и правила, закладываемые в сайт создателями, а также критерии, по которым необходимо оценивать. После этого каждый эксперт отдельно от других работает с тестируемой системой. Причем необходимо предоставить специалистам достаточно времени, чтобы они могли полноценно ознакомится с сайтом, а не только «пробежаться по верхам». В процессе исследования эксперты проставляют оценки по различным критериям, а также записывают все выявленные проблемы. После того, как все исследователи завершили свою работу их результаты нужно «усреднить». Таким образом, мы получим наиболее точную оценку юзабилити. В качестве отчета обычно используется список найденных проблем, отсортированный по убыванию их серьезности и важности для данного веб-проекта.
Тестирование юзабилити следует проводить на этапе разработки дизайна, структура и контента сайтаА теперь давайте мы с вами, уважаемые читатели, ответим на еще один вопрос, который встает веб-мастерами: когда проводить исследования юзабилити сайта? Подавляющее большинство людей делают это прямо перед запуском веб-проекта. Однако это неверное решение. Ведь если сайт полностью готов, и в нем находятся серьезные недостатки, то приходится отправлять его на переработку. А это выливается в дополнительные затраты как денег, так и времени. И вот уже срываются все сроки, а процесс создания выходит за рамки запланированного бюджета. Чтобы этого не произошло, тестирование юзабилити следует проводить на более ранних этапах.
![]() |
Специалисты советуют проводить экспертизу юзабилити несколько раз. Однако зачастую владельцы сайтов не могут себе позволить этого. В таком случае, наиболее удачным вариантом бывает тестирование в процессе создания дизайна. И действительно, именно на этом этапе могут быть выявлены все основные недостатки. Ну а исправить их тоже не составит никакого труда. Однако нельзя забывать, что юзабилити сайта — это не только используемая цветовая схема и набор элементов интерфейса. Очень большую роль в юзабилити играет система навигации по веб-проекту, организация каталога (это очень важно для интернет-магазинов) и прочие подобные моменты. Поэтому оценку юзабилити желательно проводить хотя бы дважды: на этапе разработки дизайна и в процессе создания структуры сайта и наполнении его контентом. Причем пренебрегать этой частью работы над веб-проектом никак нельзя. Да, конечно, все недостатки могут выявиться и в процессе первых месяцев работы сайта. Однако за это время можно навсегда потерять немало посетителей и потенциальных клиентов. Тем более что сразу после открытия обычно проводится серьезная маркетинговая кампания. Если же в юзабилити сайта окажутся серьезные недостатки, то деньги, потраченные на рекламу, могут оказаться выброшенными не ветер.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru