Что вам говорит словосочетание "веб-два-ноль"? Сейчас это выражение знают чуть ли не школьники, несмотря на то что какая-то общая теория так и не была разработана, за исключением фраз типа «содержание, ориентированное на пользователя» и «социальная сеть». Тем не менее Web 2.0 стартапов много и они продолжают появляться. Создаются такие проекты по двум ключевым принципам. Первый: «Наберем аудиторию и будь что будет», который ориентирован на быстрый сбор большой аудитории и последующей продажи проекта за большие деньги дядькам из мировых корпораций.
Второй принцип рассчитан на долгосрочное развитие проекта, создатели которого свое детище не продадут и будут его лелеять до самого конца: славного или бесславного, как повезет. Какой из двух подходов получает сегодня наибольшее распространение, сказать сложно, но право на жизнь, без сомнений, имеют оба.
Web 2.0 принято связывать со статьей Tim O’Reilly — What Is Web 2.0По мнению аналитиков, у онлайн-бизнеса, а тем более российского, перспективы более чем радужные. Однако создателям проектов стоит знать и помнить о некоторой специфике отечественного покупателя/потребителя услуг и товаров. Несмотря на весь патриотизм стоит признать тот факт, что Рунет пока заметно отстает от своего западного коллеги. Поэтому то, на чем зарабатывают деньги в Европе и США, у нас только-только набирает обороты. Со взгляда прогресса сети это, конечно, не очень приятно, но, с другой стороны, позволяет в некоторой мере копировать западные проекты. Так поступили, к примеру, «Мой круг» и «Рекомендованные новости».
Едем дальше по мозолям: большинство как отечественных, как и западных интернет-проектов работают по схеме «деньги с потребителей». На Западе такой способ является наиболее удобным и простым, но в России существуют некоторые сложности с работой какого-либо сервиса на такой схеме.
Первая сложность – пользователей Рунета попросту меньше, чем пользователей в США (как законодателей моды и тенденций онлайн-бизнеса). То есть те цифры, которые приводятся в западных сводках и статистиках, у нас просто не будут иметь никакой силы из-за местной специфики, но об этом подробнее чуть ниже. Проблема числа пользователей решаема двумя способами: либо временем, либо выходом на рынок предоставления услуг доступа в Интернет какой-то компании или корпорации масштаба целого государства, к тому же – со сверхнизкими ценами. Второе на данный момент очень маловероятно, так как у нас предпочитают грызть друг другу глотку вместо заключения взаимовыгодного партнерства. Ну и, конечно же, препоны с законами, но это тема отдельной статьи.
В России многие покупки до сих пор оплачиваются почтовым переводом Вторая сложность – относительная неразвитость платежных систем Рунета. Как заплатить за онлайн-сервис? Пластиковой картой, банковским переводом, «Вебмани/Яндекс.Деньгами» или почтовым переводом? Потребители запада не гнушаются использовать онлайн-средства оплаты, такие как PayPal (к слову сказать, у нас практически неразвитый), который и является лидером на этом рынке. Отечественная же статистика показывает плачевные результаты: большинство покупателей онлайн-товара у нас расплачиваются либо по квитанции в банке, либо на почте. А многие, не имея возможности заплатить кредитной/дебетной картой, просто отказываются от покупки. Но благо большинство сервисов сейчас все-таки дают такую возможность. Обороты набирает и оплата через СМС, которая является одной из самых удобных и простых в использовании. Некоторые музыкальные сервисы предлагают производить оплату специальными картами, но это направление не столь развито, так как нет гиганта, который бы позволил себе развернуть широчайшую сеть продажи тех самых карт оплаты. Ну и, конечно же, пользователи Рунета просто не привыкли и не хотят платить, у нас до сих пор проще час искать какую-то песню в дебрях порнобаннеров, нежели заплатить 1 доллар и спокойно отдаться прослушиванию.
А сейчас немного теории. Майкл Раппер из университета Северной Каролины, аналитик сетевого бизнеса, разработал девять бизнес-моделей для реализации в сети: брокерскую, рекламную, информационного посредничества, модель продаж, модель производителя, партнерскую, сообщество, подписку и модель «по заказу». На западе активно используются все девять, но для Рунета наибольшую актуальность имеют только модели информационного посредника и брокерская. Рассмотрим их чуть подробнее.
Модель информационного посредника предполагает отличное знание аудитории. Какой бы то ни было. Чем больше или чем «качественнее» знания – тем выше цена за их продажу. Именно такой способ подразумевает заработок с рекламодателей. Это направление в России лишь зарождается, но те, кто в онлайн-бизнесе преуспели, прогнозируют, что в скором времени актуальность его сильно возрастет. Такую модель начинают использовать Yandex и Rambler, «показывая» рекламу тем лицам, которые заинтересованы в ней. Ищете компанию, предоставляющую возможность бронирования авиабилетов? Он вам покажет именно такую рекламу.
B2B: дословно — «бизнес для бизнеса»Брокерская модель – это заработок на процентах. Сайты аукционов (eBay – гигант западного рынка посредничества на продажах), B2B-площадки, биржи – все это примеры брокерской модели. В Рунете также существуют успешные проекты, реализующие брокерскую модель, например Soundkey. Принцип работы, думаю, понятен, но для верности опишу: создатели ресурса и те, кто поддерживают его функционирование, получают лишь процент со сделки "пользователь — пользователь", установленный заранее для каждого отдельного «продавца» либо общий для всех. В эту же категорию, помимо всем известных интернет-аукционов и онлайн-магазинов, можно записать и многочисленные фотобанки и фотостоки, активно развивающиеся в последнее время.
Несмотря на относительную дешевизну (опять же в сравнении с западом) рекламы и ее небольшого количества, гиганты рекламного рынка Рунета чувствуют себя неплохо. Rambler, Mail и Yandex, к гадалке не ходи, являются лидерами на этом рынке. И именно эти три компании должны вывести российский рынок онлайн-рекламы на новый уровень, так как конкуренция здоровая и заставляет каждую компанию развиваться, предлагая все больше новых идей.
На западе же такими гигантами-ветеранами являются: Microsoft, Google и Yahoo!. Три компании, которые занимаются не только своими собственными проектами, но и скупают перспективные стартапы. Так, сейчас, во время все того же "веб-два-ноль" и проектов, основанных на технологиях AJAX, RSS, mash-ups, популярностью пользуются именно такие сервисы.
Возвращаясь к моделям. Львиная доля ветеранов отечественного онлайн-бизнеса считают, что на просторах Рунета брокерская модель является наиболее привлекательной еще по одной простой причине – это одна из немногих схем, позволяющих брать деньги с корпоративных пользователей, у которых, в теории, проблем нет ни с платежеспособностью, ни со способом проведения платежей.
Важно также не забывать и об активных пользователях сотовых телефонов, которые готовы в любой момент списать со своего счета 2-3 доллара за рингтон. Ни один человек в здравом уме не станет покупать за такие деньги в магазине дискету с этой же самой мелодией.
В заключение стоит написать, что золотым правилом успешности в любом бизнесе является четкое определение аудитории. Чем четче будут определены цель проекта и бизнес-модель – тем больше денег удастся заработать на проекте.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru