В самом начале развития сайта счетчик нужен веб-мастеру для удовлетворения своего любопытства — сколько человек зашло и откуда, что читали, сколько времени провели на сайте и т.п.
И вполне естественно, что вместо того чтобы тратить силы на написание и установку своего counter'а или использование какого-либо готового скрипта ему проще просто вставить на страничку готовый код... Как правило, пока количество посещений сайта составляет десятки человек в день, веб-мастер заглядывает в статистику чуть ли не ежечасно и радуется каждому новому посетителю.
Потом, когда сайт вырастает из рамок «домашней странички» и плавно переходит в стадию «некоммерческого проекта», счетчики начинают использоваться веб-мастером для сравнения популярности своего сайта с «конкурентами» (кстати, и при дальнейшем развитии проекта эта функция остается, разве что веб-мастер перестает столь ревностно следить за показателями). Именно от этой функции счетчиков пошло название «пузомерки».
Здесь проявляется одно интересное свойство: данные, измеренные разными счетчиками, различаются между собой (что вполне объяснимо технически), но это отклонение у них примерно одинаково для всех сайтов. Поэтому, оценивая сравнительную популярность сайтов, надо смотреть данные одного и того же счетчика — сравнение, скажем, локальной статистики одного сайта и показаний Top 100 другого — даст неверные результаты. Причем, отклонение может быть весьма заметным — сравните, например, показания разных счетчиков у меня на сайте.
При дальнейшем развитии проекта счетчики начинают выполнять еще две функции: привлечение целевых посетителей и независимая статистика для рекламодателей. И вот тут-то и начинается самое интересное...
Все счетчики занимаются тем, что сводят статистику посещений сайтов воедино и создают различные рейтинги популярности, причем сайты в этих рейтингах разбиты по тематикам. С точки же зрения пользователей — чем более популярен ресурс, тем он полезнее и интереснее (на самом деле это далеко не всегда — так и в нижних строчках рейтингов часто можно натолкнуться на очень интересные сайты!), и, следовательно, чем выше в рейтинге оказывается сайт, тем больше целевых посетителей он получает. А целевые посетители — это как раз то, что требуется: коммерческие сайты (различные магазины, провайдеры, компании и т.п.) получают потенциальных покупателей, а некоммерческие — увеличивают число своих постоянных посетителей и тем самым получают возможность показывать больше рекламы.
Высокое положение в рейтингах также дает и некоторое преимущество при общении с рекламодателями: во-первых, им проще договориться с одним крупным сайтом, чем с десятком мелких, а во-вторых, если сайт лидирует в своей группе, то может договариваться о рекламе не только по количеству показов или переходов, но и по времени «висения» рекламы, что, как правило, оказывается более выгодным с коммерческой точки зрения. Для рекламодателя же показания рейтинга могут служить гарантией того, что хозяин сайта не привирает, рассказывая о том, какой популярный у него ресурс.
А следовательно, из «пузомерок» счетчики переходят в разряд маркетинговых инструментов, помогающих сайту зарабатывать деньги. И здесь, как и в офф-лайне, начинает работать (или не работать) мораль. Какие-то сайты занимаются накруткой счетчиков — благо технологии известны. Правда, ради справедливости надо отметить, что «автоматизированно» можно накрутить только сравнительно небольшое количество переходов: так как технологии накруток счетчикам тоже известны, то они умеют их вычислять и исключать накрутчиков из участия в рейтингах (кстати, я все жду, когда же из офлайна придет технология «черного пиара», и накручивать будут конкурентов именно с целью исключить их из рейтинга).
Другим методом является «честная накрутка», при которой сайты платят пользователям за посещение. Такая технология, с одной стороны, позволяет, затратив сравнительно небольшие средства, заметно подняться в рейтинге (после чего приток целевых посетителей окупает затраты), а с другой — не нарушает правила рейтингов — т.к. счетчики честно показывают посетителей зашедших на сайт. К такой рекламе можно относиться двояко: вроде бы, действительно — не совсем честно, но, с другой стороны, используют ее именно целевые сайты... Да и по большому счету — вся разница заключается только в том, кому платятся рекламные деньги — такого же эффекта (повышения рейтинга) вполне можно добиться, оплатив «традиционную рекламу», разве что суммы вырастут на порядок-другой... Так что я, например, вполне спокойно отношусь к подобным «накруткам» (хотя сам никогда их не использовал, т.к. не рассматриваю свой проект как коммерческий).
Есть и другие «хитрые трюки» веб-мастеров. Например, большинство счетчиков показывают количество просмотров страниц на сайте. Значит, если число посетителей у двух сайтов одинаково, но на одном, для того чтобы дойти до цели, надо открыть три страницы, а на другом — четыре, то первый сайт окажется ниже в рейтинге, хотя он является и более удобным для пользователя. Обратите внимание, например, на софтовые сайты (эта тема мне ближе) — на одних выводится меню целиком, а на других пользователю надо сначала выбрать раздел первого уровня, затем второго, и только после этого откроется список программ... Разумеется, это только самый простой «трюк», существует множество других...
Теперь несколько советов о том, как читать показания счетчиков.
- Если статистика сайта закрыта, значит, там что-то нечисто. Это может быть факт, что львиную долю трафика генерирует одна страница (на которой стоит онлайновая игрушка, например) или то, что большая часть посетителей — из одной подсети (например, сайт установлен как страница по умолчанию в какой-то большой конторе), или еще что-то.
- Оцените положение сайта в разных рейтингах. Обратите внимание не только на рейтинг «за сегодня», но и средний за неделю, месяц, год... В идеале — посмотрите динамику посещаемости — если там есть резкие пики — это требует дальнейшего изучения (это не обязательно свидетельствует о накрутках — возможно сайт просто изменил свою структуру или объединился с другим ресурсом).
- Обратите внимание на посещаемость главной страницы (достаточно хорошо говорит о «стабильной аудитории» сайта) и посещаемость сайта в целом.
Некоторые рейтинги дают информацию о числе посетителей, вернувшихся на сайт через день, неделю и т.п. Это может свидетельствовать об интересности сайта для посетителей.
- Разумеется, я не говорю о таких стандартных вещах, как географическое распределение посетителей, общее их число, колебания посещений по дням недели (чем меньше разница между посещениями в рабочие и выходные дни — тем более развлекательным является сайт и, следовательно, тем меньше «платежеспособных» посетителей генерирует реклама).
- Ну и, наконец, не поленитесь провести поиск на ссылки, ведущие на сайт — если вы обнаружите множество упоминаний о разнообразной «халяве», то, скорее всего, этот сайт занимается «честной накруткой»...
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru