Расходы на сайт состоят из двух частей: то, что надо потратить один раз при создании, и то, что надо тратить регулярно на поддержание и развитие. Каждая из этих частей, в свою очередь, складывается из нескольких компонент, причем «размер» этих компонент очень сильно зависит от конкретного сайта. К «разовым» расходам относятся: регистрация доменного имени, разработка дизайна, программирование движка, а также установка и настройка всего этого.
К регулярным расходам относятся: плата за хостинг, обновления доменного имени и оплата обновления содержания сайта (контента). Если у вас используется выделенный сервер, то к этим расходам добавятся стоимость самого сервера, его апгрейдов и плата администратору.
Регистрация и обновления доменного имени. Для любого серьезного сайта доменное имя можно считать необходимым, так что на этом пункте экономить не стоит. Да и все равно, много сэкономить не получится — стоимость этого удовольствия составляет примерно 30 долларов в год. «Примерно» — потому что стоимость различается для разных доменов; кроме того, можно сократить расходы, оплачивая имя на несколько лет вперед.
Тут есть два основных «подводных камня». Интересующее вас имя может быть уже кем-то занято и, например, выставлено на продажу (естественно, по цене заметно превышающей вышеозначенные 30 долларов). Как показывает практика, «хорошее» имя, хоть и помогает в раскрутке сайта, но отнюдь не является определяющим фактором его популярности. Впрочем, о киберсквоттинге написано уже довольно много, так что тут решать вам самим.
Второй сложностью могут стать хостеры, которые бесплатно регистрируют вам доменное имя при покупке хостинга у них. Сложность тут в том, что, во-первых, могут обнаружиться проблемы при переносе сайта к другому хостеру, а во-вторых, имя может оказаться зарегистрированным не на вас, а на компанию-хостера. Впрочем, это относится, как правило, к мелким хостерам — крупным важнее репутация.
Разработка дизайна сайта — одна из наиболее дорогих и спорных статей расходов. Стоимость может колебаться от 50 долларов до нескольких тысяч, причем не факт, что дорогой дизайн окажется именно тем, о чем вы мечтали.
В принципе, можно считать, что средняя стоимость дизайна для корпоративного сайта составит 300-500 долларов. За эти деньги вы получите шаблоны всех страниц своего сайта, «исходники» используемых картинок (в формате PSD или Corel Draw, чтобы вы или другой дизайнер могли при необходимости их модифицировать) и, возможно, программные модули, выполняющие отрисовку тех или иных элементов сайта.
Прежде чем обращаться к дизайнеру, постарайтесь максимально полно описать информацию, которая будет находиться на сайте. Если вы этого еще не знаете, то рискуете оказаться в неприятной ситуации, когда дизайн готов и оплачен, но нужная информация в него не вписывается. Постарайтесь составить список требований к дизайну, отдельно выделив обязательные условия и отдельно — желательные. Обсуждая варианты дизайна, подготовленные в студии, внимательно прислушайтесь к словам дизайнеров — они, как правило, являются профессионалами и смогут предостеречь вас от многих ошибок. Но не стоит впадать в другую крайность и ставить дизайнера на место руководителя проекта — дизайн должен соответствовать требованиям контента, а не наоборот!
В принципе, можно сэкономить, воспользовавшись услугами какого-либо начинающего дизайнера, благо географическое его расположение особой роли не играет. Обязательно посмотрите примеры его работ и попросите сделать предварительный набросок дизайна до того, как заключать договор — это позволит избежать откровенной халтуры. В этом случае стоимость разработки дизайна может сократиться до 100-200 долларов.
Создание «движка» сайта. Статические сайты в Сети постепенно вытесняются динамическими, что, в целом, понятно и оправдано. Но даже у статичного сайта есть какие-то динамические элементы — гостевая книга, форум, поиск, новости, еще что-то... Скрипты, которые занимаются работой с динамическим содержимым сайта, и называются его «движком». Если быть более точным, то в понятие «движка» входят не только сами скрипты, но и, например, используемая база данных, интерфейс для загрузки новостей (который вполне может быть реализован в виде, скажем, офлайнового модуля) и все остальное, что относится к программированию сайта.
Не стоит смешивать понятия «движка» и дизайна — несмотря на то, что многие дизайн-студии предоставляют и движок для сайта, это все-таки разные работы. Заказывая движок, вам надо указать, какой веб-сервер будет использоваться, какая СУБД, какие языки поддерживаются сервером, и прочую техническую информацию. Здесь возникает небольшой «заколдованный круг» — нет смысла покупать хостинг, не имея готового сайта, а движок сайта нельзя разработать, не зная какие технологии поддерживаются хостером. Поэтому, если вы создаете совсем новый сайт, то при разработке движка проще ориентироваться на наиболее распространенную конфигурацию — freeBSD, Apache, PHP/Perl и MySQL. Однако если планируемый сайт должен обладать какими-то специфическими свойствами, то стоит проконсультироваться с разработчиками — возможно, они посоветуют использовать какую-то более подходящую технологию.
Как и в случае с дизайном, разработку движка можно поручить специализированной студии, а можно и разработчику-частнику. Только обязательно посмотрите примеры работающих сайтов и попросите прислать вам исходники какого-либо модуля — их стоит показать знакомому компьютерщику, чтобы он оценил уровень программирования (почти наверняка в процессе развития сайта вам понадобится более или менее сильно модифицировать движок, а если он написан плохо, то сделать это будет достаточно сложно). Стоимость разработки движка может колебаться в очень широких пределах в зависимости от ваших потребностей — от 10-50 долларов до многих тысяч. Стоит также помнить, что в Интернете существует огромное количество готовых и бесплатных скриптов самого разного назначения, которые любой компьютерщик сможет без больших проблем «прикрутить» к вашему сайту.
Существуют также готовые движки, которые можно использовать при создании сайта. В абсолютном большинстве случаев использование готового движка будет предпочтительнее, чем разработка собственного — такие движки содержат модули для выполнения практически всех распространенных функций, легко адаптируются под новый дизайн благодаря использованию шаблонов, а их разработчики содержат службу поддержки, которая поможет вам быстро ввести сайт в строй и решить возникающие проблемы... Не говоря уже о том, что разработкой таких движков занимаются профессионалы, хорошо знакомые с «подводными камнями» Сети. Попробуйте посмотреть, например, на такие продукты, как PHP-Nuke и «Битрикс».
Установка, настройка и администрирование сайта. Как правило, установка разработанного для вас сайта особых сложностей не вызывает, поэтому выполнить ее вполне можно самостоятельно или поручить штатному компьютерщику вашей компании. А единожды установленный и сконфигурированный сайт теоретически будет работать без вашего вмешательства. Но практика показывает, что необходимость что-то подправить и подрегулировать возникает не так уж редко — в среднем раз в месяц. Правда, абсолютное большинство работ не требует каких-то сильно специальных знаний и может выполняться все тем же штатным компьютерщиком.
Сложности возникают, как правило, в тех случаях, когда ваш сайт работает на выделенном сервере — его администрирование становится вашей задачей, а у администрирования интернет-сервера есть довольно много специфики, с которой штатный компьютерщик, скорее всего, не знаком. Самым простым решением будет договориться с администратором хостера, чтобы он помогал вам в администрировании вашего сервера.
Стоимость хостинга зависит, в основном, от размера вашего сайта и трафика. Для большинства корпоративных сайтов она вполне уложится в 10 долларов в месяц, но может оказаться и заметно выше для «экстремальных случаев», например, если вы используете real-audio вещание или распространяете большие файлы.
Обновления сайта — это еще один источник регулярных расходов. Здесь есть две основные стратегии, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы. Можно нанять специального человека — контент-менеджера — который будет заниматься ведением сайта. А можно поручить эту работу тем вашим сотрудникам, которые работают с информацией.
В первом случае, контент-менеджер должен хорошо разбираться в делах компании, иметь доступ к разнообразной информации, уметь писать тематические статьи и так далее. Помимо умения готовить материалы, такой человек должен обладать опытом работы в Интернете и знаниями компьютерных технологий. Штатный контент-менеджер поможет создать качественный и интересный сайт, но компаний, у которых данные меняются ежедневно, не так уж и много.
Если «размазать» обязанности по обновлению сайта между сотрудниками, работающими с информацией, то это позволит сэкономить деньги на должности контент-менеджера, но может привести к нарушениям единого стиля сайта (так как материалы готовятся разными людьми) и некоторым сложностям в подготовке материалов, поскольку большинство сотрудников мало знакомы с интернет-технологиями. Значительную долю этих сложностей может решить качественный движок сайта — если обновления производятся через веб-интерфейс, то сайт сам позаботится о приведении данных к нужному виду, а сотрудникам останется только ввести необходимые данные.
Выделенный сервер может оказаться полезным, если ваш сайт предполагает большое количество посетителей или выполняет какие-то сложные действия. Если собирать его самостоятельно, то можно вполне уложиться в сумму порядка 1000 долларов, хотя, разумеется, тут очень многое будет зависеть от требований.
Таким образом, если свести все воедино и взять средние значения, то создание типичного корпоративного сайта обойдется вам примерно в 700-1000 долларов, а его поддержка в 50-100 долларов в месяц. Хотя, разумеется, реальные цифры могут заметно отличаться от средних как в ту, так и в другую сторону...
Ссылки по теме
- Управляй и властвуй
- «Битрикс» и корпоративные пользователи
- Детский конструктор «Собери сайт самостоятельно»
- Корпоративный сайт
Статья получена: hostinfo.ru