Более конкретно с этим вопросом мы постараемся разобраться в нашем материале.
Итак, мы уже выяснили, что контент-провайдер — это поставщик информации в Интернете. Теперь давайте попробуем выяснить, каждый ли поставщик может называться этим громким именем, и приведем несколько примеров. Контент-провайдинг можно назвать еще одним направлением интернет-бизнеса наряду с электронной коммерцией, хостинг-провайдингом или услугами по предоставлению доступа к Сети. Разумеется, все они тесно связаны друг с другом, но все же имеют некоторые явные отличия. Отличаются у них как цели и задачи, так и методы получения прибыли.
Content — это наполнение сайтаНе секрет, что даже в одной только российской части Интернета — Рунете — находится очень и очень много различных ресурсов. Спектр их очень велик: крупные порталы, поисковые системы, файловые хранилища, новостные издания, промо-сайты и домашние странички. Неужели каждого владельца собственного сайта можно называть громким именем "контент-провайдер"? Все-таки это не так, и если вы владеете своей домашней страничкой, которая никому кроме вас, ваших друзей и кошки Муськи, не интересна, то вы — обычный пользователь, а никакой не элемент электронного бизнеса.
Еще одним промежуточным звеном являются авторские проекты, которые уже сложно назвать простыми домашними страничками, так как они зачастую имеют высокую посещаемость и привлекают массу пользователей. Однако для того, чтобы быть контент-провайдером, нужно немного больше, и простого любительского подхода к делу недостаточно. Несмотря на все это, авторские проекты остаются излюбленным местом «тусовки» пользователей, так как там можно найти массу интересной информации в приятном авторском изложении.
Что же тогда такое контент-провайдинг? Где находится та самая тонкая грань между ним и авторским проектом или домашней страничкой? Точного ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. Но давайте попробуем рассудить сами. Если контент-провайдер — это поставщик информационных услуг, занимающийся наполнением Интернета информацией, то это должна быть какая-либо организация. Такая, как любой интернет- или хостинг-провайдер. Таким образом, поставка контента должна приносить определенный доход этим организациям или хотя бы самоокупаться.
Типичными примерами крупного контент-провайдера можно считать отечественные компании, вроде «Яндекса», «Рамблера», Goodoo или, например, Mail.Ru. В числе зарубежных контент-провайдеров можно перечислить такие всемирно известные компании, как Yahoo, Lycos или CNN.
Серьезная компания, работающая на рынке контент-провайдинга, выполняет различные функции. Это разработка, поддержка и регулярное обновление своих и заказных проектов. Они берут на себя медиа-планирование и продвижение созданных ресурсов. Конечно, предоставление услуг другим фирмам не является обязательной деятельностью такой организации — возможно, что вся деятельность будет сосредоточена вокруг одного или нескольких собственных проектов. Типичный пример такой деятельности — некоторые сетевые средства массовой информации. Обычно серьезные ресурсы создаются и «раскручиваются» довольно продолжительное время, но и в этом правиле бывают исключения. Например, «Газете.Ру», чтобы заполучить первые места в рейтингах, понадобилось довольно много времени, тогда как проекту «Дни.Ру» пришлось потрудиться, по большому счету, всего несколько дней.
Как вы понимаете, создание крупного посещаемого ресурса в Интернете требует значительных финансовых вложений на одну только разработку. Прибавьте к этому раскрутку, зарплату сотрудникам, и вы получите бюджет не в одну сотню тысяч долларов. Каким же образом контент-провайдеры пытаются окупать расходы и оставаться в «плюсе»?
Здесь одного ответа не существует, но есть различные модели, характерные для того или иного вида ресурсов. Проще всего эту понять процедуру можно, проследив за работой интернет-магазинов. Они просто живут за счет разницы в стоимости товара и экономят на выставочных залах. Но каким бы прибыльным не казалось это занятие, в нашей стране большинство интернет-магазинов убыточно. Успеха добиваются только крупные и известные массовому пользователю ресурсы. Одним из таких магазинов является «Озон», который вот уже несколько лет рапортует о положительном годовом балансе. Надо сказать, что делать заказы на книги и компакт-диски довольно удобно, так как ассортимент не сравнится ни с какой книжной ярмаркой, но это уже тема для отдельной статьи.
Контент-провайдеры, которые ничего напрямую пользователям не продают, пытаются продавать рекламу спонсорам. К сожалению, и это не приносит достаточно прибыли. Ведь чем больше посещаемость проекта, тем больше средств необходимо на его поддержание. Мало кто может похвастаться сверхприбылями, сделанными на интернет-рекламе. Поэтому самым надежным способом выжить и заработать остается создание различных объединений.
Сразу нужно отметить, что мы не рассматриваем те организации, которые созданы для информационной поддержки какого-либо проекта или фирмы, так как их финансовый вопрос решен изначально. Обычно заказчик не гонится за прибыльностью такого проекта, считая его одной из разновидностей рекламы. Все остальные проекты рано или поздно начинают походить на этот вид контент-провайдеров.
Информационные издания очень часто переходят «под крыло» какого-либо поставщика доступа в СетьИнформационные издания очень часто переходят «под крыло» какого-либо поставщика доступа в Сеть. Примеров этому множество и в зарубежной, и в российской практике. Так, например, провайдер номер один в США — America Online приобрел контент-холдинг Time Warner, после чего пользователи могут часами не уходить с сайта родного провайдера — на нем действительно есть все.
В России же контент и провайдинг были связаны всегда. Еще на заре Рунета компания «Демос» держала у себя первую российскую поисковую систему и каталог ресурсов. Тогда же другой провайдер — «Ситилайн» приютил у себя создателей обозрений «Вечернего Интернета» и "Паравозов-News". В регионах такое положение дел сохранялось еще дольше, так как количество провайдеров долго не было больше одного, и пользователь был еще не искушен разнообразием интернет-изданий.
В наше время слияния интернет- и контент-провайдеров все еще продолжается. Не так давно компания «Россия онлайн» приобрела несколько разных крупных проектов: «Инфоарт», «Апорт», @Rus и «Омен». Это позволило им интегрировать в свой сайт информацию, интересную большому числу пользователей. Некоторые провайдеры предоставляют доступ к своей информации только собственным пользователям, стимулируя не просто подключение к Интернету, но использование именно этого конкретного поставщика услуг доступа.
Надо сказать, что к слиянию «контентщики» приходят не от хорошей жизни, а по причине вынужденной борьбы за выживание. Мало кому из творческих сотрудников нравится «плясать под чужую дудку», выполняя все капризы спонсора. Но, к сожалению, до тех пор, пока в России не будет принято платить за информацию в Интернете, такое положение дел вряд ли изменится. А платить станут вряд ли. Что ж, для каждого регионального рынка находятся свои решения.
Справедливости ради нужно сказать, что примеры продажи информации в Рунете есть, пусть и немногочисленные. Многие офлайновые средства массовой информации рассылают полные электронные версии изданий за деньги — например, «Коммерсант». Правда, та же «Россия Онлайн» заключила договор с «Коммерсантом» и «Известиями» о предоставлении их пользователям бесплатного доступа к ресурсам сайтов. Таким образом, заключение соглашений или покупка контент-провайдеров становится еще одним способом привлечь пользователя. Местами, кстати, довольно эффективным.
Мы надеемся, что эта статья помогла вам хоть немного разобраться с запутанными терминологией и назначением бесчисленных интернет-компаний. Автор, как всегда, будет рад получить благодарность или критический отзыв в форум или личную почту.
Ссылки по теме
- Поисковый сайт «Яндекс»
- Провайдер «Россия-Онлайн»
- Помощь в выборе dialup-провайдера
- Что такое хостинг
Статья получена: hostinfo.ru