Mета-теги представляют собой команды для web-сервера или браузера, которые не влияют на отображение страницы. С точки зрения оптимизации мета-теги являются важными объектами, правильная работа с которыми – залог успеха при создании эффективного сайта.
Оптимизация раздела HEAD
Часть исходного кода, находящаяся вверху страницы, относится к наиболее важным зонам, которые должны находиться под пристальным вниманием оптимизатора. Как ни парадоксально бы это звучало, но именно максимальная простота кода является одним их важнейших факторов, который должен учитывать оптимизатор при работе с разделом Head.
Большинство неоптимизированных сайтов состоят из страниц, у которых данный раздел захламлен не существенной для машины поиска информацией, препятствующей эффективной работе спайдеров.
Им приходится разгребать кучу мусора, чтобы докопаться до ключевых слов, расположенных в самых важных тегах, например, в Title. Однако, как показывает практика, у неоптимизированных страниц наиболее важные теги располагаются ближе к концу раздела заголовка.
Особенно грешат избыточным кодом раздела Head страницы, созданные в визуальных HTML-редакторах. Автоматически генерируемая структура документа пополняется тегами, которые объявляют об использованном программном средстве (например, <META name=”generator content=”Adobe GoLive 4.0”>), содержат различные комментарии, информацию об авторе (<META Name=Author content="Василий Петров">) или организации, которой принадлежит сайт (тег Copyright), и др. Довольно часто разработчики страниц добавляют в раздел Head мета-теги, четко регламентирующие работу индексирующего паука с данной страницей (Robots (управление поведением поисковых роботов на странице), Revisit (управление повторным посещением страницы роботом) и др. Однако современные роботы часто не прислушиваются к выписанным рекомендациям и сканируют сетевые ресурсы по своим методикам.
Необходимо тщательно обосновывать наличие в начале исходного кода страницы каждого тега и избегать тех тегов, которые никак не влияют на результативность оптимизации сайта. «Лишние» теги не привносят на страницу ничего полезного, т.к. не могут содержать ключевых фраз и, соответственно, не играют никакой роли в повышении релевантности страницы.
Т.о. раздел Head страницы не должен содержать тегов, которые не несут информационной нагрузки для поисковой системы. В место них на первых позициях должны быть размещены элементы, содержимое которых повышает релевантность страницы.
Тег заголовка страницы Title
Желательно, чтобы тег Title, содержимое которого является важнейшим фактором, учитываемым при расчете релевантности страницы, был расположен как можно ближе к началу страницы. Главное правило при оптимизации тегов заголовков страниц состоит в том, что каждая страница должна иметь свой уникальный Title. Оптимальная длина содержимого тега – до 80 символов. Более длинный текст заголовка не только не несет пользы для посетителя сайта, т.к. уходит за видимую область окна браузера, но и может быть воспринят поисковой машиной как спам.
Ключевые слова необходимо писать в самом начале заголовка и стараться их не повторять. Иногда дублирование ключевых слов все же допускается при условии, что повторяющиеся элементы фразы не будут идти друг за другом. Например, содержимое заголовка для интернет-магазина по продаже книг, а также компакт-дисков может быть таким:
<title>Магазин Буквари.by: книги, CD, видео, музыка, MP3, программы, игрушки. Цены поставщиков. Бесплатная доставка курьером</title>
Слова, указанные в теге Title, отображаются в виде ссылки на странице результатов поиска, нажав на которую, пользователи переходят из поисковой системы на страницу сайта. Поэтому содержимое тега заголовка страницы должно быть емким и информативным.
Тег заголовка необходимо писать для страницы только один раз. Метод использования нескольких тегов Title с целью увеличения количества ключевых слов, доступных для поисковика, относится к спаммерским методам оптимизации.
Не рекомендуется использовать в теге слова, полностью написанные прописными буквами, если в этом нет особой необходимости. Если в тексте используются знаки препинания, то они должны быть прижаты к слову справа от него, после чего должен стоять пробел. Слова, набранные в теге Title через п р о б е л, воспринимаются поисковой системой как группа несвязных символов.
Т.о. по значимости для определения позиции страницы в результатах поиска тег Title играет важнейшую роль непосредственно после оптимизации содержимого самой страницы.
Мета-тег описания страницы Description
Содержимое мета-тега представляет собой краткое описание страницы сайта. Отношение поисковых систем к данному тегу разнообразно и иногда непредсказуемо. Поэтому, чтобы не упустить даже маленькую возможность повысить рейтинг сайта, заполнять этот тег нужно всегда. При этом наиболее важные ключевые слова надо располагать как можно ближе друг другу, но не рядом.
Довольно часто тег Description заполняется текстовой последовательностью, состоящей только из ключевых слов. Необходимо избегать подобной избыточности и стараться формировать содержимое описательного тега в виде правильного читабельного предложения. Кроме того, надо не забывать о том, что ключевые слова, под которые оптимизируется как мета-тег Description, так и другие элементы HTML-кода, обязательно должны с соответствующей частотой встречаться непосредственно в тексте страницы. Например:
<META name="Description" content="Интернет-магазин Буквари – низкие цены от поставщиков. Книги любого жанра. Программы, Музыка, Игрушки. CD, DVD и Видеокассеты. Доставка курьером по Минску и почтой.">
Для каждой страницы желательно составлять собственный текст тега описания с учетом тех, ключевых слов, под которые она оптимизируется.
Поисковые системы устанавливают разные нормы по ограничению длины этого тега и в зависимости от этого воспринимают только заданное количество символов. Оптимальная длина оптимизированного тега описания не должна превышать 150 символов.
Некоторые поисковики анализируют содержимое этого тега и учитывают наличие в нем ключевых слов при расчете релевантности страницы, другие – нет. Первую категорию поисковиков также можно разделить на те, которые выводят содержимое тега описания в результатах поиска сразу после тега заголовка страницы Title, и те, которые берут в качестве описания первые 150-200 (до 256) символов текста, видимого на странице. Не рекомендуется применять довольно распространенный метод копирования в мета-тег Description содержимого тега заголовка Title, а также использовать теги Description и/или Title как еще один тег Keywords.
Т.о. основная функция тега описания - предварительное информирование пользователя о том, чему посвящена страница, выданная в результатах поиска. Поэтому текст тега должен быть кратким, ясным, не носить ярко выраженный рекламно-зазывающий характер, т.к. чаще всего именно по этой информации пользователь решает, переходить на данную страницу или нет.
Мета-тег ключевых слов Keywords
Изначально мета-тег Keywords использовался для облегчения работы поисковой системы при индексации сайтов. Вебмастер составлял список ключевых слов, которые отражали тематику cайта, а робот, индексируя его, собирал не только видимый текст, но и содержимое тега. При оценке релевантности страниц, больший вес, и, соответственно, более высокую позицию в результатах поиска, получала та страница, тег которой содержал запрашиваемое слово.
Сегодня наметилась тенденция полного отказа поисковиков от анализа содержимого этого тэга. При индексации большинством поисковых систем учитывается лишь та информация, которую пользователь может увидеть на странице, т.е. скрытые поля <meta name="keywords"...> и все другие поля <meta...>, кроме <meta name="robots"...>, при индексировании сайтов игнорируются. Однако заполнять тег ключевых слов все-таки рекомендуется, пусть даже это и будет данью некогда хорошему правилу написания полноценного кода.
Подробностям подбора ключевых слов, которые должны быть размещены в теге, посвящена статья Выбор ключевых слов для сайта. Поэтому, можно напомнить только основные моменты, которые необходимо учитывать при оптимизации тега ключевых слов.
Не стоит включать в Keywords служебные слова (предлоги, союзы и т.д.), повторять слова два и более раз, записывать слова во множественном числе. Очередность ключевых слов составляется по степени важности в порядке убывания. Слова с прописной буквы не надо дублировать словами с заглавной за исключением аббревиатур, личных имен, названий компаний, торговых марок и т.д. Обычно последовательность ключевых слов включает не более 250 символов, а избыточные символы просто не учитываются поисковыми системами.
Пример заполненного тега ключевых слов:
<META name="Keywords" content="Интернет-магазин, доставка, курьер, почта, книги, литература, журнал, музыка, диски, MP3, CD, компакт-диски, аудио, песни, кассеты, мини-диск, видео, DVD, двд, VideoCD, видеосд, фильм, кино, софт, программы, игры, ПО, игрушки, books, video, music, software, toys">
Выводы
При проведении оптимизации необходимо избегать использования стратегии многократного повторения ключевых слов или фраз с целью повышения релевантности страницы. Правило оптимального включения ключевой фразы в теги можно сформулировать так: необходимо использовать один раз ключевую фразу в теге Title, один-два раза (но не более) поместить ее в тег описания Description, несколько вариаций или версий ключевой фразы включить в тег ключевых слов Keywords.
Теги Title, Description и Keywords должны располагаться в одну строку без разрывов и переносов строки. Обычная практика размещения тегов в отдельных строках часто приводит к затруднениям в работе роботов при считывании тегов.
При анализе сайта необходимо тщательно разбирать по косточкам скелет каждой страницы и пытаться смотреть на него глазами поисковой системы. Время, потраченное на детальное изучение исходного кода и его оптимизацию, окупится достижением сайта высоких позиций в результатах поиска.