Скажи фреймам НЕТ!
Это краткое введение может послужить примером стиля письма, который называется "перевернутая пирамида": все начинается с вывода. Если бы я писал статью о фреймах, за первой фразой я бы привел один два примера того, почему фреймы - это плохо (например, нельзя поставить закладку и просмотреть документ перед печатью), и закончил бы статью обсуждением фундаментальных вопросов (фреймы противоречат фундаментальной модели работы пользователя в Web, который состоит из единичных страниц).
Одной из вредных профессиональных привычек человека, имеющего степень доктора наук, является сильная привязанность к традиционному стилю представления информации. Я обычно пишу так, как меня учили писать: начать с основ, а затем постепенно идти к заключению.
Большинство исследовательских трудов и инженерных отчетов начинаются с постановки проблемы, затем делается обзор предшествующего опыта, потом подробно обсуждаются различные мнения и методы. Прочитав двадцать страниц основ, терпеливый читатель наконец дойдет до раздела с названием Результаты, где будут даны подробные таблицы, графики и результаты опытов; а еще через пять страниц - выводы на одну-две страницы. Фууф...
Журналисты же давно пользуются обратным методом: свои статьи они начинают с сообщения читателю вывода ("После долгих обсуждений, собрание постановило повысить налоги на 10 процентов"), после чего сообщают самую важную информацию, а в конце дают подоплеку события. Этот стиль написания статей называется "перевернутая пирамида" по той простой причине, что она переворачивает традиционный стиль написания с ног на голову. Такой стиль хорош для газет потому, что читатели могут остановиться в любой момент чтения, и все равно у них в голове останется вся самая важная информация, данная в статье.
В Web-е стиль перевернутой пирамиды становится еще более важным, так как мы знаем на основании нескольких исследований, что пользователи не проматывают страницы. Поэтому они часто ограничиваются чтением верхней части статьи. Лишь самые заинтересованные читатели промотают страницу, и лишь эти немногие увлеченные души достигнут основания пирамиды и получат в награду всю вашу историю во всех ее деталях.
Журналистика в Web очень сильно отличается от журналистики печатных изданий. Например Мелинда МакАдамс (Melinda McAdams) в своем исследовании сайта Digital Ink, принадлежащего газете Washington Post, отмечает, что электронные версии газет хранят статьи годами. Это означает, что авторы могут создавать ссылки в них на старые статьи вместо того, чтобы вновь и вновь собирать фоновую информацию для каждой новой статьи. Также, как отметил Сэм Винсент Меддис (Sam Vincent Meddis), онлайновые журналисты могут собрать все прошлые материалы вместе и составить дайджест - список ссылок по различным точкам зрения на вопрос (точно также, как я поступил сейчас в данном абзаце).
Другими словами, Web - это ссылочная информационная среда, и мы все хорошо знаем из теории гипертекста, что писать для ссылочной информационной среды приходится несколько иначе, чем для среды с линейным текстом. Джордж Лендоу (George Landow) - профессор английской литературы - запустил в обиход два термина "риторика отправления" (rhetoric of departure) и "риторика прибытия" (rhetoric of arrival) для обозначения того, что оба конца ссылки должны давать пользователям понимание того, куда они отправляются, и куда они прибыли.
Следовательно, для Web-писателей лучше всего делить свои статьи на меньшие, логически связанные части, чтобы пользователям не приходилось прокручивать страницы. Каждая страница должна быть построена по принципу перевернутой пирамиды, а вся статья должна выглядеть скорее как набор пирамид, плавающих в киберпространстве, чем как обычная "статья". К сожалению этому новому стилю написания статей очень трудно научиться. И я, как вы видите, тоже пока еще не силен в этом.
Хороший пример сайта перевернутой пирамиды: Ziff-Davis AnchorDesk начинается с одного абзаца, где дается краткое описание каждой статьи. Щелчок по ссылке, и вы получаете всю статью. Еще щелчок (если вам интересно), и вы получаете всю фоновую информацию по теме статьи.