Кроме внутренних критериев релевантности (плотность ключевых слов на странице, объем контента, текст заголовков и других), поисковые машины уделяют большое внимание внешним критериям релевантности. Для этого используется принцип цитируемости, который также называют ссылочной цитируемостью или ссылочной популярностью. Данные термины равнозначны.
Релевантность сайта или отдельной страницы определяется по ссылкам, которые на него/нее ссылаются.
Чем больше сайтов рекомендуют своим посетителям перейти на данный ресурс, тем выше он ценится в поисковых машинах. При этом алгоритмы поисковиков учитывают не только количество ссылок, а также их качество и расположение на тематических ресурсах.
Внешние критерии релевантности введены для повышения качества поиска. Наиболее цитируемые сайты считаются наиболее популярными и полезными для пользователей сети Интернет. Владельцы сайтов могут легко изменить внутренние критерии релевантности, например, разместить контент, оптимизированный под конкретные ключевые фразы. Работа с внешними критериями релевантности требует больше усилий и времени. Влиять на результаты выдачи становится сложнее. Как поисковые машины учитывают ссылки?
Интернет - это гипертекстовая среда, навигация по которой осуществляется с помощью ссылок (линков). Поэтому чем больше сайтов ссылаются на конкретный ресурс, тем больше вероятность перехода на него посетителей и выше популярность. На этом базируется идея ссылочной цитируемости. Однако учитывать исключительно количество ссылок недальновидно. Данным параметром легко манипулировать, добавляя ссылки на множество сайтов. Поэтому при расчете цитируемости сайта вводятся дополнительные параметры, которые определяют итоговый "вес" каждой ссылки и ее влияние на цитируемость сайта в целом. Существует четыре основных критерия, определяющих качество ссылки: цитируемость сайта, на котором установлена ссылка, тематика сайта, расположение ссылки и якорный текст. Они ограничивают возможность искусственного "накручивая" цитируемости.
Больше ценятся ссылки с близких по тематике сайтов, имеющих высокий показатель цитируемости. Логика простая: если авторитетный ресурс рекомендует данный сайт, то поисковые машины тоже считают его интересным для пользователей. Существенное влияние оказывает местоположение ссылки на сайте. Линк на главной странице имеет большее значение, чем аналогичная ссылка на странице второстепенного раздела. Теоретически начальная страница - самая популярная на сайте, и поэтому ссылки с нее должны цениться выше. Этой же логике следуют поисковые машины. Еще один параметр, определяющий ценность ссылки - ссылочный текст (иногда его называют якорный текст). Он располагается между тегами <a> и </a>. Наличие в нем ключевых фраз повышает ценность ссылки.
Систему учета внешних ссылок впервые разработала компания Google. Настоящей революцией стало введение критерия Page Rank (сокр. PR), который учитывает не только количество, но также качество ссылок. В том или ином виде технологию Google стали применять другие поисковые машины. Поэтому когда речь заходит о работе с внешними критериями релевантности, большое внимание уделяется именно Page Rank.
Разработчики формулы исходили из того, что пользователи Интернета начинают путешествие по глобальной паутине с произвольного ресурса. Далее они могут перейти по одной из расположенных на странице ссылок или закрыть сайт. Вероятность второго случая принята за 0,15. В большинстве случаев (0,85) пользователь перейдет по ссылке на другую страницу. Параметр Page Rank показывает вероятность нахождения посетителя на конкретной странице.
R(A)= C*(R(B1)/N1+...+R(Bi)/Ni)
где:
R(A) - Page Rank страницы
R(Bi) - Page Rank ссылающейся страницы Bi
Ni - количество ссылок на странице B
С - коэффициент сглаживания (затухания), используется для страницы или группы страниц. Препятствует "накрутке" Page Rank. Обычно равен 0,15
Параметр Page Rank рассчитывается отдельно для каждой страницы. Поэтому на одном сайте могут быть страницы с различным PR. Как правило, максимальное значение параметра у главной страницы, так как большинство внешних ссылок ставятся на нее. Как видно из формулы, каждая страница получает часть PR ссылающихся на нее страниц. При этом она также передает часть своего PR страницам, на которые ссылается. Чем выше значение PR и меньше ссылок на странице, тем больше PR она передает по ссылкам. Важно отметить, что формула никак не учитывает текст линков.
Точное значение Page Rank узнать невозможно. Google ранжирует значение PR на диапазоны от 0 до 10. При этом значение PR и порядок диапазона связаны не напрямую, а посредством логарифмической шкалы. Наглядно связь PR и диапазонов можно показать таблицей:
Значение PRДиапазон1-10110-1002100-100031000-100004и т.д.
Таким образом, увеличить значение PR до 1 или 2 намного легче, нежели с 6 до 7. Узнать PR страницы можно с помощью специальных сервисов или Google ToolBar. Англоязычные ресурсы средней раскрученности имеют PR примерно 4-5. Значение этого критерия 6 или 7 указывает на очень хорошую раскрутку ресурса. Достигнуть более высокого PR - очень трудная задача, решить которую могут крупные корпорации наподобие Google или Microsoft. Например, PR главной страницы Яндекса равен 7, Рамблера - 8, Lenta.ru - 7..
Увеличить значение PR можно изменением структуры сайта таким образом, чтобы множество страниц ссылались на одну. Существуют различные схемы перелинковки страниц между собой. Так как параметр Page Rank указывает на вероятность нахождения посетителей на конкретной странице, то даже для новых документов он равен не 0, а какому-то очень малому значению. Теоретически можно создать N-ое количество страниц и поставить на них ссылку на одну. Каждая отдаст часть своего PR этой странице и обеспечит ей хорошее значение цитируемости. На практике реализация данной идеи требует значительно больше времени, нежели увеличение PR с помощью внешних ссылок.
Со временем ноу-хау Google переняли большинство поисковых систем. Например, Яндекс разработал собственный алгоритм учета внешних ссылок. Он рассчитывает два параметра - тИЦ (тематический индекс цитирования) и вИЦ (взвешенный индекс цитирования).
На размер тИЦ влияют два фактора: количество ссылок и тематическая близость ссылающихся ресурсов. Необходимо отметить, что Яндекс учитывает ссылки только с русскоязычных сайтов. Поэтому линки с иностранных ресурсов на величину тИЦ не влияют. Например, включение сайта в каталог Yahoo! не приведет к увеличению тематического индекса цитирования. Ссылки с тематически близких сайтов ценятся выше. Схожесть тематики Яндекс определяет по расположению ресурсов в своем каталоге. Ценность ссылки повышается в случае, если сайты находятся в близких по тематике рубриках. Для сайтов, не входящих в каталог, применяются другие технологии. Размер тИЦ можно посмотреть с помощью различных сервисов, например, Яндекс.Бара. Тематический индекс цитирования не влияет на поиск. Он имеет значение для каталога Яндекса, в котором сайты отсортированы в порядке убывания тИЦ. В то же время тематический индекс позволяет определить раскрученность сайта в целом.
Взвешенный индекс цитирования Яндекса - это аналог Page Rank. Значение вИЦ посмотреть нельзя, но именно этот параметр влияет на позиции сайта в выдаче. Все параметры, которые учитывает Яндекс при расчете вИЦ, не известны. Эксперименты показывают, что кроме количества ссылок и тематической близости сайтов, на результаты поиска влияют расположение ссылки (главная страница или подраздел), а также якорный текст.
Кроме того, Яндекс учитывает не все ссылки. Например, из расчета индекса цитирования исключаются ссылки на многих досках объявлений, форумах, сайтов на бесплатном хостинге, линкопомоек и FFA (сайты, где все желающие могут добавить ссылку на свой ресурс). Ограничения были введены после многочисленных попыток "накрутить" индекс цитирования.
Многих оптимизаторов волнует вопрос, какие аналогии можно провести между Page Rank Google и вИЦ Яндекса. С одной стороны, оба алгоритма работают на основе одной идеи и учитывают количество и качество ссылок. С другой стороны, в алгоритмах должны быть различия. Поэтому большой Page Rank может быть косвенным признаком высокого вИЦ. Но данное утверждение - не факт, а скорее предположение. Алгоритм расчета вИЦ держится в секрете. Поэтому невозможно сказать, насколько сильно он отличается от Page Rank.
Особняком среди поисковиков стоит Рамблер. Он также учитывает ссылки. Но делает это иначе, чем Google и Яндекс. Рамблер использует собственный алгоритм, который учитывает нахождение сайта в рейтинге Рамблер Top 100. Чем выше позиция сайта в рейтинге, тем лучше позиции сайта в выдаче. Есть предположение, что на Рамблере стоит некий фильтр на ссылки по дате и количеству. То есть свежие, недавно найденные ссылки ценятся выше, чем старые. Но это не более чем предположение. Также Рамблер не любит, если резко возрастает количество ссылок на сайт.
Стратегической задачей нашего ресурса является создание всерунетовской базы знаний по Интернет-маркетингу. Мы хотели бы, чтобы эти знания в итоге аккумулировались в традиционной форме - в виде книги. Нужно сказать, что эта книга нами задумана уже довольно давно, и сейчас идет работа над ее написанием. Мнение заинтересованной аудитории для нас чрезвычайно важно. В прошлом выпуске была опубликована первая из глав - "Внешние критерии релевантности". В этом выпуске мы публикуем ее продолжение. Приглашаем всех желающих к обсуждению книги!
Единственный способ повышения цитируемости сайта - это размещение ссылок на него с других ресурсов. Важно не просто увеличивать количество ссылок, а добиваться качественных линков. Основные требования к странице, на которой имеет смысл поставить ссылку:
Страница не закрыта для индексации поисковыми системами
Находится на тематически близком сайте
Страница, где будет расположена ссылка, имеет хороший PR (минимум 3-4, желательно 5-6), а сайт - высокий тИЦ (чем больше, тем лучше)
Количество ссылок на странице не более 10-15 (чем меньше, тем лучше)
Есть также требования к тексту ссылок. В идеале якорный текст должен содержать ключевые фразы, под которые оптимизируется сайт. При этом важно использовать различные тексты для ссылок. Некоторые поисковые машины не любят, когда появляется множество одинаковых ссылок на один и тот же сайт. И могут снизить ценность линков. Наоборот, разные якорные тексты позволяют использовать несколько ключевых фраз в различных сочетаниях.
Пример: Необходимо раскрутить сайт по запросу "поиск работы". Для этого можно использовать несколько якорных текстов с включением фразы "поиск работы":
- Поиск работы в Москвe
- Поиск работы, база вакансий и резюме
- Поиск работы в рекламе и маркетинге
Существует несколько способов увеличения числа ссылок:
- Регистрация сайта в каталогах
- Покупка ссылок
- Обмен ссылками
- Участие в кольце ссылок
Покупка ссылок позволяет получить линки на любых сайтах, причем с любой страницы. Минусы этого способа - покупка ссылок требует существенных финансовых затрат. Рынок ссылок только формируется, поэтому можно купить хорошие ссылки очень дешево, а можно переплатить. Чтобы оценить реальную стоимость ссылок по конкретной тематике, необходимо иметь минимум десяток предложений.
Обмен ссылками - популярный способ увеличить цитируемость сайта. Схема простая: сайт А ставит ссылку на Б. В свою очередь ресурс Б ставит ссылку на А. Многие владельцы сайтов организуют на своих ресурсах каталоги, чтобы упростить процесс обмена ссылками. Но данный метод не приветствуют поисковые машины. По мнению их разработчиков, данные каталоги используется для "накручивания" цитируемости, и не несут реальной пользы для посетителей. Со временем поисковые машины научились находить взаимные ссылки и снижать их ценность.
Выход из ситуации - создать "кольцо" сайтов или "вебринг". Принцип работы "кольца": сайт А ссылается на сайт Б, сайт Б - на сайт В, сайт В - на сайт А. Это самая простая схема. Существует множество других, в которых могут участвовать несколько десятков и даже сотен ресурсов. "Вебринги" позволяют избежать взаимного обмена ссылками, поэтому поисковые машины не могут находить "кольца". Соответственно, ценность ссылок не снижается.
Как правило, к участникам кольца предъявляется ряд требований. Сайты должны быть близкими по тематике, обладать сопоставимыми значениями тИЦ и PR, располагать ссылки в одинаковых местах (например, на главной странице). Данные ограничения позволяют владельцам сайтов получать хорошие ссылки с других ресурсов. Полезные программы
Работа с внешними критериями релевантности требует больших затрат сил и времени. Необходимо постоянно искать популярные и цитируемые сайты и предлагать их владельцам обменяться ссылками. В дальнейшем требуется проверять наличие ссылок на других сайтах. Если ссылок десять, проверка не займет много времени. Но если количество ссылок исчисляется сотнями, работа займет уйму времени. Значительно ускорить процесс помогают специальные программы, например, Page Promoter. Она позволяет автоматизировать процесс установки ссылок.
Для работы с внешними критериями в программе Page Promoter имеется два модуля - "Автоматическая регистрация" и "Управление ссылками". Первый модуль позволяет быстро зарегистрировать сайт в сотнях каталогов, рейтингов и поисковых машин. В базе находятся данные на 1300 русскоязычных каталогов и 1400 международных. Кроме того, в программе собрана информация о платных каталогах. Регистрация в них стоит денег, но ссылки с данных ресурсов могут быть очень полезными.
Второй модуль автоматически ищет и анализирует сайты для обмена ссылками. С его помощью можно отобрать самые цитируемые ресурсы по ключевому слову или найти сайты, которые поставили ссылки на конкурентов. Модуль "Управление ссылками" ускоряет процесс переговоров с владельцами сайтов. Для этого в программе имеются шаблоны писем. По результатам работы Page Promoter автоматически генерирует каталог ссылок, готовый к размещению на сайте.
Автоматизация работы позволяет экономить время и раскручивать одновременно больше проектов. Взгляд в будущее
Сегодня Google учитывает не только Page Rank, но также более сотни различных параметров. Классическая формула PR имеет большой недостаток - она никак не оценивает якорный текст и содержание страницы. Однако именно эти параметры сегодня выступают на первый план. Существуют предположения, что Google разработал новый - тематический Page Rank, который учитывает текст линков и тематику ресурсов.
Тем не менее, классический Page Rank имеет значения для каталога Google, где сайты отсортированы в порядке убывания Page Rank. Он также используется для быстрой оценки раскрученности сайта в целом и определение конкуренции по запросу. Например, если в выдаче находятся сайты с PR 6-7, то ресурс с показателем ниже (PR 3-4) имеет мало шансов занять высокие позиции.
Необходимо также учитывать, что значения PR обновляются очень редко - раз в несколько месяцев. Поэтому Google ToolBar может отображать неактуальную информацию.
Технологии Яндекса также не стоят на месте. Разработчики постоянно вносят изменения в алгоритм ранжирования сайтов. В одном из интервью основатель и технический директор компании "Яндекс" Илья Сегалович отметил, что поисковая машины использует не так много факторов, как думают оптимизаторы. Однако "вес" каждого параметра постоянно меняется. Если сегодня один фактор считается значимым, то это совсем не значит, что в будущем он сохранит свою ценность.
Разработчики поисковых машин стремятся найти факторы, которые трудно изменить или "накрутить". Но при этом они подходят для оценки релевантности документов. Ссылочное ранжирование в этом смысле - перспективная технология. Безусловно, поисковые машины будут усложнять алгоритмы поиска и анализа ссылок. Каким образом - предположить трудно. Ясно одно - алгоритмы будут меняться.
Статья получена: www.SeoNews.ru