Почти 100 лет русские люди занимались освоением и обустройством территорий, лежащих далеко за пределами северной оконечности Российской империи. Земли эти, включавшие Аляску, Алеутские острова и часть Северной Калифорнии, были названы просто — Русской Америкой. Но несмотря на, казалось бы, прочное положение поселенцев, Русской Америке не суждено было остаться частью Российского государства
Особое место в ее истории занимает страница, связанная с миссионерской деятельностью Русской Православной церкви. Первая духовная миссия, направленная Синодом, прибыла на Кадьяк осенью 1794 года. Первый православный храм в Америке — церковь Воскресения на острове Еловом — был освящен иноками Валаамского монастыря во главе с архимандритом Иоасафом через два года.
И почти сразу и в Синод, и в Валаамский монастырь один за другим пошли отчеты о крещении и венчании тысяч алеутов и кадьякцев. В 1796 году архимандрита Иоасафа вызвали в Иркутск, где он был рукоположен в сан епископа Кадьякского и «всей тамошней страны» с титулом викария Иркутской епархии. Однако вернуться к своей пастве ему не удалось: три года спустя судно «Феникс», на борт которого в Охотске вместе со священником взошло еще 87 человек, бесследно пропало в океане.
Миссионерские успехи со временем стали сходить на нет. Если мягких по нраву островитян обращать в новую веру удавалось легко, то с воинственными индейцами, населявшими материк, дело обстояло гораздо сложнее. Иеромонах Ювеналий, отправившийся на Аляску проповедовать слово Божие, настолько разгневал индейцев танайна, что его, связанного, бросили на растерзание соседним племенам людоедов копиан и конниан. Затем индейцы разгромили находившуюся поблизости артель, перебили там всех россиян и кадьякцев и впредь на переговорах стали выдвигать обязательное условие: если русские хотят торговать, священников пусть не присылают, иначе «убьют первого приехавшего к ним».
Промысловики и работники компании, которые поначалу, не жалея сил и средств, помогали инокам, постепенно стали уделять их деятельности все меньше и меньше внимания. Донесения о 27 тысячах крещеных язычников оказались сильно преувеличены, так как «одни и те же семейства были вдвойне или даже втройне под разными именами внесены в списки новокрещеных». К тому же местных языков иноки не учили и даже исповедь вели через местных толмачей, которые русский знали весьма приблизительно. Более того, монахи, пытавшиеся противопоставить свою духовную власть светской, вошли в прямой конфликт со служащими Российско-Американской компании (РАК), и в Петербург во множестве полетели жалобы: иноки указывали на произвол и казнокрадство чиновников, на случаи притеснения алеутов, а служащие РАК обращались с просьбами ограничить бесконечные поездки монахов по островам, жалуясь, что «ездят сии посетители под видом осмотра, не имеют ли в чем нужду тамошние жители, и будто бы для проповеди, а вообще для получения меховых вещей на табак и водку».
Шли годы, и от Первой Кадьякской миссии не осталось и следа: одни иноки были отозваны, высланы или самовольно бежали обратно в Россию, другие погибли. Службы в Кадьякском храме прекратились, церковь Воскресения оказалась заброшенной. Только самый младший член миссии, монах Герман до конца дней своих уединенно жил на острове Еловом, который сам называл Новым Валаамом, сумев своим смирением и трудолюбием завоевать уважение и доверие как местного населения, так и русских поселенцев. Еще при жизни отец Герман своей святостью славился по всей Русской Америке, а в 1970 году был канонизирован, став первым православным святым в Западном полушарии.
Со временем череда неудач в «стране диких» ко славе Православной церкви сменилась просветительским подвижничеством. Прибывший в 1804 году на Кадьяк уполномоченный Священного Синода иеромонах Гедеон основал так называемое «правильное училище», где 50, а затем 100 детей алеутов, эскимосов и индейцев изучали катехизис, обучались грамоте, географии, математике и даже французскому языку. Обучение шло за счет компании, поэтому выпускники обязывались отработать в ней не менее 6 — 10 лет.
В 1840 году по постановлению Священного Синода вместо викариата была образована Камчатская, Курильская и Алеутская епархия, объединившая приходы Русской Америки, Охотска и Камчатки. Через год после этого на территорию Русской Америки прибыл епископ Иоанн Вениаминов, впоследствии — митрополит Иннокентий, ставший самым ярким представителем духовного сословия за всю историю этих земель и затем признанный «апостолом Америки». Еще молодым священником в 20-е годы XIX века он год провел на острове Уналашка, где построил с местными жителями церковь Вознесения Господня из им же самим изготовленных кирпичей. Выучив язык алеутов, он впоследствии составил алеутский букварь, перевел катехизис, Евангелие от Матфея и сочинил для туземцев знаменитую проповедь «Путь в Царствие Небесное», выдержавшую 47 изданий.
Прибыв в Америку уже во второй раз в сане епископа, Иоанн продолжил свою просветительскую деятельность, постоянно изучая культуру и традиции коренных народов. Им были учреждены новые школы и училища, и к 1850 году благодаря его усилиям в Русской Америке насчитывалось уже 9 церквей и 35 часовен. За свои труды святитель Иоанн был награжден орденом Святого Александра Невского. Став после продажи Русской Америки митрополитом Московским и Коломенским, он не забыл о своей далекой пастве, так же как, впрочем, никогда уже не забывали в Америке и его, человека, чьи дела завоевали славу и уважение к Русской Православной церкви едва ли не на всем Западном полушарии. Иоанн Вениаминов был канонизирован в 1978 году.
Так случилось, что 31 декабря 1841 года население Форта-Росс — русские, креолы и алеуты — вместе со своими семьями и скарбом погрузились на бригантину «Константин» и навсегда покинули эти берега. «Состоявшие в том селении здания и рогатый скот проданы по контракту, засвидетельствованному местными властями, поселившемуся там гражданину И.А. Суттеру», — говорилось в отчете правлению РАК. Суттер приобрел Форт-Росс за 30 пиастров сроком на 4 года.
Но богатства и процветания новому хозяину бывшая русская земля так и не принесла. Судьба жестоко обошлась с Суттером. Этот человек приехал в Америку из Швейцарии, чтобы разбогатеть, и к моменту покупки Росса прошел нелегкий путь от упаковщика на нью-йоркском складе до весьма состоятельного калифорнийского фермера. Через 7 лет неподалеку от форта его работники обнаружили месторождение золота. В считанные недели земли Суттера наводнили толпы золотоискателей. Уже за первые полгода их количество выросло с 4 до 40 тысяч человек. Фермы и селения по всей округе были оставлены людьми, Сан-Франциско стоял почти пустой, дезертировали гарнизоны крепостей и команды кораблей — все рвались на прииски в долину Сакраменто, где за неделю можно было обогатиться на всю оставшуюся жизнь.
Старательские усилия самого Суттера успехом не увенчались, его владения оказались разорены золотоискателями, которым не было дела до чьих-то прав на эту землю. Когда Калифорния стала одним из штатов США, обнищавшему Суттеру удалось отстоять свои права в суде. Но даже выиграв процесс, он остался нищим, не получив ни цента ни от золотодобытчиков, ни от правительства. В довершение всех бед Суттер потерял жену, один за другим погибли трое его сыновей, после чего несостоявшийся миллионер помешался и умер нищим бродягой 17 июня 1880 года.
Продажа колонии Росс не прошла бесследно для России. Возникшие сложности в снабжении Русской Америки продовольствием дополнили список причин, которые в конечном счете привели к ее продаже. В 1867 году полтора миллиона квадратных километров российской земли, Аляска и 150 островов Алеутской гряды были проданы Соединенным Штатам за 7 200 000 американских долларов (около 11 миллионов рублей) — по два цента за акр. В том же году Российско-Американская компания была упразднена.
В 45 поселениях Русской Америки тогда проживало уже более двенадцати тысяч российских подданных, правда, русских среди них было всего около 800 человек, большинство из которых вернулись на родину. Те, кто остался в Америке, объединились вокруг приходов Русской Православной церкви, которая по условиям договора о продаже Аляски сохраняла за собой принадлежащие ей постройки, земли, имущество и право продолжать свою деятельность.
Российское правительство с легкостью продало Аляску, проигнорировав и ее стратегически важное положение, позволяющее главенствовать на Тихом океане, и сведения о месторождениях золота, не раз поступавшие в Санкт-Петербург. После того как в 1850-х годах Россия возвратила себе Приамурье, Сахалин и приобрела Приморье, судьба Русской Америки оказалась предрешена. Государственная казна не в состоянии была вкладывать деньги в развитие этих удаленных, фактически оторванных от метрополии земель. К тому же, учитывая, что вооруженная команда РАК составляла всего 150 человек, в случае войны эти территории не удалось бы сохранить. Наиболее ярко это проявилось в период Крымской войны 1853—1856 годов, когда возникла реальная опасность захвата колонии Англией, и Северо-Американские Штаты впервые предложили России продать им Аляску. Но если Николай I категорически отказался от этого проекта, так как был твердо убежден, что «где станет русская нога, оттуда уходить нельзя», то Александр II так уже не считал.
За первые после продажи Русской Америки 22 года, еще до открытия на Аляске месторождений золота и развития там интенсивного рыболовства, доходы США почти в 15 раз превысили затраты на ее приобретение. А через 20 лет после продажи на Аляске повторилась история Калифорнии. 17 июля 1897 года в Сан-Франциско на пароходе «Портленд» прибыли 68 рудокопов, которые привезли с собой полторы тонны золота с легендарного Клондайка. К 1920 году там было добыто золота на 320 миллионов американских долларов. А ведь этот гигантский по тем временам капитал мог бы пополнить российскую казну.
Десятки русских географических названий, множество русских слов, навсегда вошедших в языки коренных жителей, православные церкви да редкие деревни староверов, сохранившиеся еще на Аляске, — вот и все, что в наши дни напоминает о временах былого российского присутствия в Северной Америке.