Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Американские горки укатят экипаж от старта-катастрофы

 

Американские горки укатят экипаж от старта-катастрофы

 

 

Какой космодром, такие и горки. Верно? Космодром американский, горки — тоже. С них скатываются астронавты во время старта космического челнока. Смеётесь?

загрузка...

 

 

Зря! "Американские горки" вскоре должны стать важным атрибутом запуска пилотируемых аппаратов. И, естественно, не забавы для.

Самые прозорливые уже догадались, что астронавтов не будут отправлять в космос с этого аттракциона, и что его назначение не имеет с развлечениями практически ничего общего. Горки нужны на случай катастрофы на старте. Если во время запуска ракеты вдруг что-то пойдёт не так, экипаж сможет избежать большущих неприятностей как раз таким, несколько необычным способом.

Кажущаяся на первый взгляд экзотичной концепция родилась в недрах NASA. Инженеры агентства не вчера поняли, что запуск космических кораблей – нешуточное дело, и поэтому уже многие годы занимаются разработкой систем экстренного спасения астронавтов со стартового стола, которые называются EES (Emergency Egress Systems).

Общий вид стартовой площадки. Справа видна жёлтая линия спасательной рельсовой дороги. Пока что это только модель (иллюстрация Bob Sauls/ Popular Science).

Общий вид стартовой площадки. Справа видна жёлтая линия спасательной рельсовой дороги. Пока что это только модель (иллюстрация Bob Sauls/ Popular Science).

По новой идее, с площадки, где находится вход в модуль для экипажа, должна идти рельсовая дорога, наверху которой устанавливаются несколько миникаров с колёсами, приспособленными под рельсы.

Кстати, сама площадка с астронавтами находится на высоте 112 метров, что сопоставимо с крышей небоскрёба. И вот оттуда и должны под завывание сигнала тревоги скатываться покорители космоса. Между прочим, конструкция неспроста так сильно похожа на "американские горки" — в разработке проекта действительно участвовали конструкторы этих аттракционов, да и имя система носит соответствующее — Rollercoaster/Rail Car system.

Вот такая грандиозная постройка появится на мысе Канаверал через пару лет (иллюстрация Bob Sauls/Popular Science).

Вот такая грандиозная постройка появится на мысе Канаверал через пару лет (иллюстрация Bob Sauls/Popular Science).
И уже сообщается, что новая система должна будет использоваться при запуске ракет-носителей Ares I для корабля Orion — преемника шаттлов, который должен отправиться в космос в 2012 году.

Итак, как это работает. Разумеется, первое действие, которое необходимо совершить — это забраться вовнутрь спасательного вагончика. Вот тут, конечно, самый слабый момент. Если люди уже находятся в аппарате, то в критической ситуации им нужно сначала вылезти из него, что, само собой, требует определённого времени. И только после этого экипаж может переместиться в кабины на рельсах, коих для большей оперативности лучше всего использовать сразу четыре (в каждой из них по 4 места), стоящих друг за другом "паровозиком".

Дальше — попроще. После того как все вошли внутрь "дрезины", кому-то из членов экипажа нужно всего-навсего отпустить тормоза, которые удерживают её на пути. После этого кар начнёт под действием земного притяжения нестись вниз.

На разных компьютерных моделях "американские горки" для космонавтов и вправду смотрятся как весёлый аттракцион, хотя на самом деле они предназначены исключительно для экстремальных ситуаций (иллюстрация Bob Sauls).

На разных компьютерных моделях "американские горки" для космонавтов и вправду смотрятся как весёлый аттракцион, хотя на самом деле они предназначены исключительно для экстремальных ситуаций (иллюстрация Bob Sauls).

В аварийной ситуации вокруг спасающихся может происходить почти что угодно, так как купол машины плотно закрывается – на тот случай, если в воздухе будут находиться обломки и опасные продукты взрыва (топливо, окислитель и аналогичные опасные реагенты).

Соскочить с дороги кар не может: в результате возникающего ускорения его колёса оказываются крепко прижатыми к колее. В результате такого "падения по рельсам" спасательный модуль разгоняется до 160 километров в час.

Оказавшись на горизонтальной части пути, он несётся по нему ещё на протяжении примерно 365 метров, после чего попадает в бункер, где до двух десятков астронавтов смогут находиться в полной безопасности примерно в течение часа, пока всё не уляжется.

Здесь запечатлён окончательный момент тренировочного спуска. Теперь – в бункер (фото NASA/KSC).

Здесь запечатлён окончательный момент тренировочного спуска. Теперь – в бункер (фото NASA/KSC).

При въезде в это защищённое помещение у кара срабатывают тормоза, "успокаивающие" его ход – чтобы избежать столкновения с другими "дрезинами", если их несколько. Что интересно, принцип их работы – такой же, как и у, опять-таки, "американских горок" из парков аттракционов.

Время с момента отправки до прибытия – 88 секунд. Как говорят специалисты, этого вполне достаточно.

В заключение упомянем другие проекты систем спасения астронавтов, которые рассматривались наравне с "горками".

На снимке – тренировочный спуск экипажа шестой экспедиции шаттла. В гондоле находятся (слева направо): Николай Бударин, Дональд Пти (Donald Pettit) и командир экипажа Кен Бауэрсокс (Ken Bowersox) (фото NASA/KSC).

На снимке – тренировочный спуск экипажа шестой экспедиции шаттла. В гондоле находятся (слева направо): Николай Бударин, Дональд Пти (Donald Pettit) и командир экипажа Кен Бауэрсокс (Ken Bowersox) (фото NASA/KSC).

В одном из них предлагается "удалять" звездолётчиков, рассаживая их по гондолам, скользящим по длинному тросу. Эта технология и до сих пор предусмотрена при запуске шаттлов.

Она состоит из семи гондол, подвешенных на различных тросах, каждая из которых может вместить по три человека. Тросы тянутся от площадки, где находится вход в шаттл, находящейся на высоте около 60 метров, до площадки, располагающейся на земле в 365 метрах к западу от стартового стола.

В опасной ситуации астронавтам точно так же необходимо отпустить тормоза, и гондола начнёт скользить по тросу со скоростью около 90 километров в час. Пункт назначения всё тот же – бункер рядом с место приземления, где астронавты, успешно избежавшие угрозы, могут некоторое время находиться в безопасности.

Современная система спасения астронавтов. Есть проекты по её улучшению, но, похоже, что в будущем от неё откажутся окончательно (иллюстрация Bob Sauls).

Современная система спасения астронавтов. Есть проекты по её улучшению, но, похоже, что в будущем от неё откажутся окончательно (иллюстрация Bob Sauls).

Скорость, которую развивает гондола, кажется специалистам недостаточно высокой. Поэтому в последнее время был предложен ряд технологических усовершенствований, которые позволяют системе двигаться быстрее.

Однако тут есть ещё одна трудность – экипаж оказывается незащищённым от неблагоприятных воздействий, упомянутых выше. В связи с этим и пришлось разрабатывать принципиально новые конструкции систем спасения.

Идея второго способа тоже несложная – это скоростной лифт, ведущий в помещение под стартовой площадкой, и он в своё время была на вооружении при стартах миссий Apollo.

Труба для скатывания – пожалуй, одна из самых симпатичных версий. Однако её реализовывать не будут – она обеспечивает слишком маленькую скорость движения (иллюстрация Bob Sauls).

Труба для скатывания – пожалуй, одна из самых симпатичных версий. Однако её реализовывать не будут – она обеспечивает слишком маленькую скорость движения (иллюстрация Bob Sauls).

Третий куда более экзотичен. Согласно этому варианту, астронавты должны покидать место катастрофы, скатываясь внутри длинной наклонной трубы, сделанной из пластика или стекловолокна.

И всё же, насовские спецы остановились на "горках" как на наиболее надёжной версии, хотя и самой дорогой изо всех предложенных. К тому же, астронавты в этой системе оказываются защищёнными от опасностей во время движения. И – самое главное – этот способ наиболее скоростной.

Стоить это будет около $5 миллионов. Постройка "американских горок" для астронавтов должна стартовать в начале 2008 года, а закончиться – где-то в 2009-м. И, конечно, все надеются, что пользоваться горками не придётся.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Американские горки укатят экипаж от старта-катастрофы":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Американские машины любят переворачиваться

• Из-за переворотов автомобилей гибнут до 30% людей на дорогахПо мнению экспертов, столкновение автомобилей друг с другом является далеко не самым страшным ДТП. Оказывается, зачастую к гораздо более серьезным последствиям может привести переворот автомобиля. Например, по статистике в США перевороты занимают лишь 3% аварий, но при этом на них приходится 30% от всех смертей на дорогах!

» Американскии автомобили - 3381 - читать


Dodge Intrepid: Американский размер

В тесте участвуют автомобили: Dodge Intrepid Главное достоинство американских автомобилей — их габариты. Они не просто больше типичных европейских или японских машин — по сравнению с ними «американцы» огромны.

» Американскии автомобили - 4935 - читать


Chevrolet Captiva: корейский внедорожник с американским именем

Chevrolet Captiva и Opel Antara, так называются 2 новых паркетных внедорожника, построенных в Южной Корее на общей платформе. Обе модели - наиболее долгожданное пополнение в модельном ряду корпорации General Motors, ведь бывшая марка Daewoo, которая продается в странах Европы с шильдиком Chevrolet , никогда не выпускала внедорожники, ну а Opel давным-давно снял с производства модель Frontera и не возвращался к выпуску внедорожников. Chevrolet Captiva - это не только полност ...

» Американскии автомобили - 3771 - читать


Американские горки

"Ведомости" / Американский топ-менеджер зарабатывает в 364 раза больше среднестатистического американского рабочего. В России этот разрыв не меньше, полагают эксперты. Михаил Малыхин Среднестатистический топ-менеджер (CEO — Chief Executive Officer — наемный управляющий, занимающий первую позицию в табеле о рангах) компании, входящей в Top 500 США по версии журнала Fortune, заработал в 2006 г. $10,8 млн (с учетом всех денежных и нематериальных компенсаций).

» Управление и менеджмент - 1320 - читать


Хранилищем ядерных отходов назначена американская горка

Американские инженеры спроектировали хранилище ядерных отходов, которое должно удерживать их не менее 10 тысяч лет. Учитывая, что люди не могут уверенно прогнозировать геологические или климатические изменения на такой срок — это серьёзный вызов технике. Приблизительно 43 тысячи тонн ядерных отходов находятся во временных хранилищах на территории США.

» Научные исследования - 1197 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Американские горки укатят экипаж от старта-катастрофы

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru